Алена Герасименко
Комплексное тематическое занятие «Чехов в Таганроге»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексное тематическое занятие «Чехов в Таганроге»
Цель: Формировать уважение и интерес к творчеству А. П. Чехова.
Задачи:
-Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, речевую культуру,
-Способствовать эмоционально-нравственному и социальному развитию детей,
-Пополнить знания детей об истории родного города; учить видеть историю вокруг себя,
-Воспитывать гордость за свой город, свою Родину,
-Вызвать эмпатическое отношение к творчеству писателя,
Публикация «Комплексное тематическое занятие „Чехов в Таганроге“» размещена в разделах
-Воспитывать любовь к литературе.
Предварительная работа:
- Посещение с детьми музеев и памятных мест, связанных с именем А. П. Чехова,
-Знакомство детей с творчеством А. П. Чехова. (Чтение «Белолобый», «Каштанка», «Ванька»,
- Конкурс рисунков, выполненных совместно с родителями «Чехов и герои его произведений».
Под песню А. Кудряшова «Таганрог» дети входят в зал и становятся полукругом.
Слайд№1 (город Таганрог)
Ведущая: На берегу теплого Азовского моря раскинулся старинный купеческий город Таганрог.
1 -ребенок:
Вот и солнце встает над водой.
Город-песня всегда со мной.
Вновь стою на высоком мысу
И гляжу на залив и косу.
В трудный час ты мне силы даешь,
Песню вольную сердцу поешь.
Расплескался вокруг залив.
Как прекрасен морской прилив!
Тихий шелест воды у ног-
Это все мой родной Таганрог!
(И. А. Федорчук «Таганрог»)
Вед. Таганрожцы бережно хранят в памяти имена замечательных людей, которые жили и бывали здесь. Гостеприимством и уютом встречает наш город каждого желающего познакомиться с его достопримечательностями.
Слайд №2 (портрет А. П. Чехова)
2-й ребенок:
Над зелёной гладью залива
Ты стоишь в изумрудных садах,
Город Чехова, город счастливый,
Неподвластный суровым годам.
3-й ребенок:
Жил в городе нашем один человек,
И знают, и помнят о нём целый век…
«Антон Чехонте» - вот его псевдоним.
Особый талант у него всегда был!
4-й ребенок:
Писал он для взрослых, писал для детей,
Писал о природе, писал про зверей.
Родители – детям, а бабушки внукам
Читали «Каштанку», рассказ «Ванька Жуков»
5-й ребенок:
И знаем, и помним о нём целый век…
Он в городе нашем большой человек!
Ведущая: Сегодня мы с вами поговорим о великом русском писателе Антоне Павловиче Чехове, который родился в городе Таганроге. Здесь он полюбил театр и музыку. Весь мир знает великого писателя.
6-й ребенок:
«Высокий человек в пенсне
Стоит, растроган, улыбаясь.
Он кажется знакомым мне,
Остановилась, удивляюсь…
7-й ребенок:
Слегка он шляпу приподнял:
«Простите, я не ошибаюсь?
Я в город Таганрог попал?
Отсюда родом я признаюсь …» (К. Исхакова)
Ведущая: А вы любите путешествовать? Тогда давайте все вместе отправимся в путешествие по самым знаменитым чеховским местам.
Слайд № 3 (Домик Чехова)
Антон Чехов родился зимой, 29 января 1860 года, в небольшом домике в центре города на улице Полицейской. Сейчас она называется - улица А. П. Чехова и считается самой длинной в нашем городе. В этом домике побывали люди из разных уголков мира, из разных стран.
8 – ребенок
Чеховский домик – уютный, пленительный,
Где обитала большая семья.
В маленьких комнатках дух удивительный,
В них так свежа, так жива старина.
9- ребенок
Здесь собирались вечерями длинными,-
Шутки, остроты и Библии глас.
Были те года Антоши счастливыми,-
Сколько добра в них, невинных проказ.
10- ребенок
Ветры судьбы ткут узорами странными,
На перекрестках случайных дорог,
Чудился домик с зелеными ставнями,
Тихий, желанный, родной Таганрог.
11-ребенок
Домик, тропинка, в цветах подоконники,
Низкая дверь, невысокий порог.
Тянутся в дом восхищенно поклонники,
В дом, куда сам он вернуться не смог.
(М. Борисовой – Иппокреной «Домик Чехова»
Вед. Представляете, в этом маленьком домике побывали тысячи людей из разных уголков мира, из разных стран.
После рождения маленького Антоши, семья Чеховых переехала на самый край города в двухэтажный дом.
Слайд №4 (Лавка Чеховых)
Когда А. П. Чехов был маленьким, Священник Фёдор ласково называл озорного мальчишку Антоша Чехонте.
Вырос Антоша в большой и дружной семье, где было шестеро детей, все дети были очень умными и талантливыми. Вместе с братьями он помогал отцу в лавке. Учился счетному делу и искусству торговли. В семье Антона Павловича все увлекались музыкой. Отец играл на скрипке, создал свой церковный хор и каждый день А. П. Чехов с братьями исполняли серьезную музыку, которая воспитывала в них порядочность и доброту.
По вечерам дом Чеховых преображался. В нём собирались люди, неравнодушные к искусству: поэты, композиторы и просто ценители прекрасного. Давайте представим, что мы с вами попали в музыкальные гостиные Лавки Чеховых…
Дети читают стихотворение К. Ибряева (тихо звучит музыка П. И. Чайковского)
«Входит музыка в наш дом»
12-й ребенок:
Тихо, тихо сядем рядом.
Входит музыка в наш дом,
В удивительном наряде,
разноцветном, расписном.
13-й ребенок:
И раздвинутся вдруг стены,
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг,
14-й ребенок:
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой…
Это музыка торопит
И зовёт нас за собой!
Слайд №5 (Чеховская гимназия)
Антоша Чехов учился в мужской гимназии, у него было много обязанностей и забот. В свободное время Чехов со своими друзьями любил ходить на рыбалку, купаться в море, играть в игры: «Горелки», «Заря», «Сало», «Гори, гори ясно».
Входит мальчик.
Вед. А вот и сам Антоша!
Антоша. Здравствуйте, ребята!
Вед. Здравствуй Антон расскажи нам немного о себе.
Антон. Я еще только будущий писатель, учусь в мужской гимназии. У меня много обязанностей и забот. Вместе с братьями я помогаю отцу в лавке. Я учусь счетному делу и искусству торговли: отмеривать и отвешивать кофе, чай, сахар, конфеты, стараюсь почтительно общаться с покупателями. Мой папа, Павел Егорович, создал церковный хор и каждый день мы с братьями поем.
Вед. А какую музыку вы поете?
Антон. А вот послушайте!
Звучит музыка П. И. Чайковского на стихи Сурикова «Рассвет»
Антон: Еще я вас хочу пригласить на мой любимый танец Польку.
Дети исполняют «Польку»
Антоша расскажи нам, как ты со своими друзьями проводил время?
Антон. Мы с моими друзьями любим ходить на рыбалку, купаться в море играть в лапту, салки, жмурки, ловишки.
Вед. Ребята, давайте поиграем с Антошей в игры из его детства.
Проводятся игра «Гори, гори ясно»
Вед. Спасибо, что ты рассказал нам о своем детстве.
(после игры дети садятся на свои места)
Слайд №6 (портрет П. И. Чайковского)
Ведущая: Ребята, чей портрет вы здесь видите?
Дети: Это композитор П. И. Чайковский
Ведущая: Как вы думаете, почему мы о нём вспомнили?
Дети: Писатель и композитор были друзьями.
Ведущая: П. И. Чайковский несколько раз бывал в Таганроге у своего брата Ипполита в доме на улице Греческой рядом со старыми солнечными часами наверху каменной лестницы.
Слайд №7 (Каменная лестница)
Ведущая: Познакомились писатель и композитор в Петербурге. Чехов очень любил музыку Чайковского и посвятил ему сборник рассказов «Хмурые люди».
П. И. Чайковский посвятил своему племяннику «Детский альбом» П. И. Чайковского.
Ведущая: А сейчас мы послушаем с вами произведение, которое называется «Неаполитанская песенка».
Звучит «Неаполитанская песенка» из «Детского альбома».
Ведущий: У А. П. Чехова, как и у его друга П. И. Чайковского было много общего: любовь к родным местам, к русской культуре, к русской природе.
Слайд №8 (театр им. Чехова)
Ведущая: Ребята, кто знает, как называется это здание?
Дети: Театр.
Ведущая: Драматический театр им. А. П. Чехова. Чехов впервые побывал в театре в 13 лет. У него даже было любимое место в ложе на балконе, сейчас на этом месте установлена табличка. С тех пор театр навсегда вошел в жизнь Чехова. Для театра он написал свои знаменитые пьесы: «Чайка», «Три сестры», «Вишнёвый сад», которые были поставлены ещё при жизни писателя. Его пьесы до сих пор идут на сценах разных театров в нашей стране и за рубежом.
Слайд №9 («библиотека им. Чехова»)
Ведущий: Антон Чехов был одним из первых читателей библиотеки. А все свои произведения он подписывал так: «в Таганрогскую библиотеку от автора. Антон Чехов».
Ведущая: А какие детские рассказы вы знаете, написанные А. П. Чеховым?
Дети: «Ванька», «Белолобый», «Каштанка».
Ведущая: Сейчас внимательно послушайте отрывки из рассказов А. П. Чехова и угадайте их название:
Сейчас внимательно послушайте отрывки и назовите из каких рассказов А. П. Чехова их :
1. «… молодая рыжая собака – помесь таксы с дворняжкой,- очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперёд по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам….» (из рассказа «Каштанка»).
2. «… Ванька судорожно вздохнул и опять уставился на окно. Он вспомнил, что за ёлкой для господ всегда ходил в лес дед и брал с собой внука…» (из рассказа «Ванька»).
3. «… голодная волчиха встала, чтобы идти на охоту. Её волчата, все трое, крепко спали, сбившись в кучу, и грели друг друга. Она облизала их и пошла…» (из рассказа Белолобый).
Правильно. Все эти рассказы написал А. П. Чехов.
Слайд №10 (памятник Чехову)
Ведущий: Благодарные таганрожцы в дни празднования 100-летия со дня рождения Чехова установили памятник в сквере, который назван его именем. И каждый год приносят к подножию памятные живые цветы в День его рождения.
Наше путешествие по чеховским местам родного города подходит к концу.
Ребята, мы с вами будем гордиться тем, что в нашем городе родился и жил замечательный писатель – А. П. Чехов.
Хочется мне верить- не напрасно.
Жил когда-то честно, не спеша-
Человек, в котором все прекрасно –
И лицо, и мысли, и душа! (Н. Сапотницкий)
Дети уходят из зала под музыку Чайковского.
Список использованной литературы:
1. Носырина, О. Н. Доктор Чехов : Литературно-музыкальный вечер для учащихся /О. Н. Носырина // Читаем. Учимся. Играем. - 2010.- № 5- С. 90-95.
2. Петрова, Е. А. Прекрасный мир удивительного человека: Литературный час для учащихся /Е. А. Петрова // Читаем. Учимся. Играем. - 1999.- № 6.- С. 65-67. 3. Антону Павловичу посвящается…Литературный вечер [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www. festival.1september.ru›articles/600569/. -
4. Гайдар и его команда Литературные именины для детей 8-10 лет Назарько Ирина Геннадиевна
5. Громов Л. П. Чехов и Чайковский : Чеховские чтения. Таганрог, 1972. – Ростов-на-Дону, Изд-во Ростовского ун-та, 1974. – с. 5-20