Сергей Недозрелов
Комплексное занятие «Эта русская сторонка, это Родина моя…»
▼ Скачать + Заказать документы
«Эта русская сторонка,
это Родина моя…»
Цель: Вызвать интерес к изучении истории родного края; закрепить знания о традиции проведения праздников на Руси, в России; способствовать проявлению положительных эмоций детей.
Оборудование: Грамзапись; картины: «Весна», «Грачи прилетели» Л. Соврасова, «Март» И. Левитона; бутафорская березка, платочки.
Ход занятия : Звучит музыка: «Подснежник» П. Чайковского. Дети входят в зал, занимают «Уголок России – отчий дом».
Музыкальный руководитель: Льется музыка рекой
Публикация «Комплексное занятие „Эта русская сторонка, это Родина моя…“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Вьется ноткою строкой,
Снова звуков половодье
Захлестнуло все вокруг
И кораблики мелодий
Выплывают из-под рук…
К. Ибьяев.
Для вас прозвучала пьеса П. И. Чайковского: «Подснежник». На смену зиме спешит весна. Смотрите, как бурно бегут ручьи, как весело звенят капели, как радуется все вокруг теплому весеннему солнышку. (Показ иллюстраций в соответствии с текстом). Недаром говорят, что весна – утро года: природа просыпается после долгого зимнего сна. Оживает лес, молодые зеленые ростки так и тянутся вверх – к самому небу, чтобы ладошкой – листочком коснуться мягких легких облачков. А подснежники! Они первыми спешат выглянуть из-под снега, встряхнуться и зазвенеть на весь мир: «Смотрите, мы живы, мы веселы, мы рады солнышку, весне, жизни!». Давайте споем песню: «Мы запели песенку», в которой говориться: «О солнышке, подснежнике, жизни».
Все поют песню: «Мы запели песенку».
Музыкальный руководитель: Прислушайтесь, а чье это пение раздается в вышине? Да это же жаворонок, это его трели заставляют сердце радостней биться.
Дети слушают грамзапись: «Голоса птиц».
Музыкальный руководитель: Композитор П. И. Чайковский услышал пение жаворонка и языком музыки рассказал об этом.
Звучит: «Песня жаворонка» П. И. Чайковского из цикла «Времена года» в грамзаписи.
Музыкальный руководитель: Пробуждение природы никого не оставляет равнодушным. Ведь признайтесь, и вам хочется побольше быть на улице: чувствовать, как ласково ветерок касается лица, а лучи солнышка стали намного теплее!
Наверное, нет ни одного композитора, живописца или поэта, который не воспевал бы весну. Рассмотрите внимательно картины.
Дети рассматривают репродукцию картин: «Весна», «Грачи прилетели», «Март».
Музыкальный руководитель: Все они объедены одним радостным настроением: воздух как будто прозрачный, даже чуть-чуть звенящий, краски светлые, чистые. Смотрите картины и слушайте музыку Э. Грича «Весна».
Картины и музыка так дополняют друг друга, кажется, не нужно и слов, но, тем не менее, есть множество стихотворений о весне, природе, родине.
Давайте вспомним и прочтем.
Читают стихи.
Весна.
1. Задурманила, забурчала
В марте талая вода,
Ломкой льдинкой затрещала
Крышка зимнего пруда.
2. Ослепило солнце речки,
Нет дорог – один ручей,
Ветра теплого уздечки
Принесли вчера грачей.
3. Все щебечет и искрится
В ласке первых вешних дней,
И торопится умыться
В лужах старый воробей.
Музыкальный руководитель: До чего же красива наша родная природа, наша Родина, как прекрасен мир, который нас окружает.
Дети поют песню: «Песня о России».
1. Посмотри как все красиво,
Посмотри простор какой,
Словно мать склонилась ива
Над заснувшею рекой,
Ветерок взметнулся рядом
Облаков, прорвав кольцо
И ромашка желтым глазом,
Смотрит солнышку в лицо.
Припев: Над Россией солнце светит
И сады шумят над ней,
В целом свете, в целом свете,
Нет страны ее родней.
2. Посмотри леса какие,
И сады шумят кругом
Наша родина Россия,
Хорошеет с каждым днем.
Видишь яблоки и сливы
Вдоль дороги встали в ряд,
О житье-бытье счастливом
В русских селах говорят…
Припев:
Музыкальный руководитель: Вы сейчас прослушали и спели песню современного композитора. Он так же, как и те, кто жил давным - давно, продолжает воспевать родину. Родина… Россия… край, где мы родились, где живем, это наш дом. И его надо любить и беречь!
«Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то…» - так писал о России поэт С. Есенин много лет тому назад. А вот эти строки написаны о России недавно современным поэтом С. Васильевым, но они не менее прекрасны.
Россия… как из песни слово
Березок юная листва.
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа!
Люблю тебя моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей!
Люблю глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю все то, что называют
Одним широким словом Русь!
Музыкальный руководитель: Россию называют: «Родниковым краем», «Ромашковой Русью», действительно, это так.
А вот красавица березка склонилась над рекой, тихо шелестя молодыми листочками. Ей скучно одной в широком поле, и она тихо шепчет: «Девочки-подруженьки, где вы? Выходите погулять, потанцуйте со мной!»
Девочки исполняют хоровод: «Во поле береза стояла».
Музыкальный руководитель: Смотрите: вот какая она, Россия – край дубрав и земляничных полей, белоствольных берез и полноводных рек!
А, какие рассветы с пением соловья знает Русь! Недаром даже иностранные гости приезжают к нам послушать соловья и увидать рассвет или закат на реке.
Послушайте песню: «Подмосковные вечера», музыка Соловьева-Секдого, слова М. Матусовского.
Исполняет музыкальный руководитель песню: «Подмосковные вечера».
Музыкальный руководитель: Я уверен, что вас не оставит равнодушными увиденное и услышанное сегодня. Может быть, кто-то из вас, когда вырастет, станет знаменитым музыкантом, композитором, поэтом или художником. А помогут ему в этом наши встречи и занятия.
И тогда о нем так же будут говорить люди, и его творчество будет волновать и заставлять еще больше полюбить Родину!
А пока вы еще дети, но очень важно, чтобы любовь к прекрасному не проходила у вас никогда, чтобы музыка всегда была для вас другом. А если дружат музыка и дети – ничего прекрасней нет на свете.
Звучит музыка в грамзаписи: «Дружат дети всей земли».
Заключительная ходьба.
Ожидаемый результат: знать песни в полном объеме. Иметь представление: о русской природе, о родном крае, о советских композиторах. Уметь смотреть картины и слушать музыку.