Людмила Радченко
Комплексная НОД по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
1 Часть.
Повторение детьми знакомых стихотворений о природе.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Учить выразительно читать стихи, соблюдая смысловые паузы, интонацию,соответствующую характеру произведения, переживаниям героев.
Ход НОД.
1. Постановка задания. Предложить каждому из детей вспомнить одно - два стихотворения о природе, животных (можно выбирать любимые стихи или те, которые учили в средней группе) .
Предварительно ребенок должен объяснить, как нужно прочитать стихотворение (весело, грустно, ласково и т. д.) и почему именно так.
2 Вызов двоих - трех детей к столу для чтения стихов.
Публикация «Комплексная НОД по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
2 ЧАСТЬ. Дидактическая игра «Детский сад для зверят»
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Закреплять умение описывать предметы по существенным признакам, правильно называя их части и качества, определяя словом положение предмета по отношению к себе, закреплять навыки обращения с предметами обихода.
НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ. Большой игрушечный мишка (в одежде, предметы в мешочке для описания (коробка с цветными карандашами, вилка и нож, игрушечная лейка, большой игрушечный грузовик, бубен.
Па столе у каждого ребёнка по две фишки (картонные прямоугольники) розового и коричневого цвета.
Ход НОД.
В: «Сегодня к нам в гости приходит Мишутка. Помните, он нам прислал письмо, в котором сообщал, что открыл детский сад для зверят, а вещей у них ещё нет никаких? (Стук в дверь.) Вот и он!» (Приносит игрушечного медведя и мешок с вещами)
М: (эту роль также выполняет). «Здравствуйте! Сколько накупил вещей для детского сада, едва несу»
В: «Мы тебе поможем перекладывай все на грузовик!»
М: «Спасибо! Вот коробочка (трясет её, приоткрывает). Здесь есть палочки для того, чтобы корешки сладкие из земли выкапывать. Правильно, ребята?»
В: «Придется тебе, Мишутка, сначала послушать ребят. Они расскажут, для чего твои вещи нужны в детском саду»
М: «Вот и хорошо! Только рассказывайте и показывайте, чтобы я лучше понял!»
В: «Дети у вас на столах есть фишки. Сейчас вы по очереди будете доставать из мешочка Мишуткины покупки и объяснять, что с ними надо делать. Если все будет сказано понятно и правильно, то остальные ребята быстро поднимут светлые, розовые фишки, что означает: эту вещь можно взять в детский сад. Если объяснение будет неправильным или неполным, дети поднимут тёмные, коричневые фишки, что означает: эту вещь брать в детский сад для зверят.
Вспомните, как мы учились рассказывать: сначала называли вещь, затем её отдельные части, объясняли, для чего они нужны, и, наконец, показывали, что можно делать с этой вещью. Мишутка, смотри, в твоей коробочке - цветные карандаши (достаёт один, показывает мишке). Карандаш - это палочка, круглая, но не простая. Снаружи - дерево, а внутри- цветной мягкий стержень, им можно рисовать. Только сначала надо карандаш очинить. А вот как догадаться, какого цвета будет карандаш, ели его очинить, тебе расскажут и покажут ребята. Ещё раз послушай, что за волшебные палочки лежат у тебя в коробке». (Вызвать ребёнка с хорошо развитой речью. Его рассказ оценивается фишками.)
М: (достаёт ложки), «Знаю, знаю! Это ложки! Большая - мне, а маленькая- зайке!»
В: «Расскажите, дети, как называются эти ложки, для чего они нужны, и покажите Мишутке, как правильно держать ложку»
Рассказ ребёнка. Оценка фишками.
Мишутка «звенит» чашкой о блюдце.
В: «Ребята, объясните Мишутке, что это за вещи, какие у них части и где они расположены, что с ними делают в детском саду и дома!»
Рассказ ребёнка. Оценивается фишками.
Затем прочитать отрывок из стихотворения К. И. Чуковского «Федорино горе», а дети хором повторяют звукоподражание «дзинь- ля- ля» (игровой приём).
М: (достаёт нож и вилку, «Вот теперь я уж точно знаю, что это грабли и лопатка,ими можно копать землю!»
В: «Нет, Мишутка. Мы тебе покажем, как надо пользоваться этими вещами. Сейчас ребята, сидящие за одним столом, договорятся между собой, кто из них о каком предмете будут рассказывать, а кто затем покажет, как пользоваться ими.
Вызвать к столу двоих детей. Походу рассказа предлагает остальным ребятам имитировать действия с ножом и вилкой во время еды.
В: «Сейчас мы посмотрим, всё ли понял Мишутка, можно ли ему взять с собой эту покупку»
Вызвать ребёнка для повторения рассказа с Мишуткой в руках. Оценка ответа фишками
В: «Дети, каким одним словом можно назвать все, из чего мы едим и пьём? А как назвать такую посуду, кастрюля, сковорода, противень? (Кухонная). Почему неё такое название? Мишутка,а ты больше не покупал посуды?
М: «Покупал. Буду из неё чай пить. Она очень удобная: у неё есть длинный- предлинный носик, а сверху ручка»(Заглядывает в мешок, не доставая предмет).
В: «А из чего твоя посуда?»
М: «Из пластмассы!»
В: «А крышка сверху есть?»
М: «Нет! Только отверстие, чтобы воду наливать!»
В: «Ребята, кто догадался, что эта вещь и для чего она нужна? Расскажите Мишутке!» (Рассказ о лейке)
В: «А вот и наш подарок зверям. Вы по звуку догадаетесь, что это такое» (звенит бубном в кузове грузовика)
Мишутка благодарит детей, марширует под бубен и уезжает на грузовике.