Ольга Ладыкина
Развитие музыкальных способностей дошкольников. Комплексное итоговое занятие в подготовительной группе «Осень, какая ты?»
▼ Скачать
Осень, какая ты?
Тип занятия : комплексное итоговое.
Программное содержание: расширять представления детей об окружающем мире, его разнообразии, многогранности; развивать художественное восприятие детей, формировать умение работать в коллективе, совершенствовать умение передавать настроение и художественные образы в движении, развивать навыки создания композиций, развивать тембровый слух.
Предварительная работа: рассматривание репродукций картин, изображающих осенний пейзаж, чтение стихов об осени, заучивание наизусть понравившихся, разучивание песен об осени, изготовление листьев для аппликации.
Публикация «Развитие музыкальных способностей дошкольников, Комплексное итоговое занятие в подготовительной группе „Осень, какая ты?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
Зал оформлен как осенний лес, на стульчиках разложены различные атрибуты, музыкальные инструменты.
Дети заходят в зал, здороваясь.
[/i]М. р. Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними как настоящие артисты.
«Здравствуй, солнце золотое».
В наш музыкальный зал сегодня заглянула осень. Она решила попрощаться с нами, ведь пришло время зимы. Давайте вспомним об осени - замечательном времени года, которое вдохновляло художников, композиторов, поэтов.
Итак, какая она, осень?
Назовите осенние месяцы. (дети отвечают)
Вам нравится осень? Почему?
Все осенние дни похожи один на другой или нет?
Приглашаю вас на выставку картин. Перед вами картины, которые посвящены осени. Рассмотрите их внимательно. Давайте рассмотрим картины Исаака Ильича Левитана «Октябрь» и Игоря Эммануиловича Грабаря «Рябина». Обе этих картины посвящены осени, но каждый из художников увидел осень по-своему. На картине «Рябина» мы видим щедрую красавицу осень, с ее яркими красками. Как вы думаете, почему автор выбрал такие краски?
Ответы детей.
А на картине Левитана – поздняя осень, золото лесов уже поблекло, небо стало серым. Каждый художник увидел осень по-своему. Музыка осени тоже очень разная, надо только уметь слышать ее. Сегодня я предлагаю сочинить вам свою осеннюю мелодию, которая соответствовала бы по характеру выбранной вами картине.
Несколько детей по желанию исполняют мелодии-импровизации.
М. р. Спиридон Дрожжин.
Желтый лист за листом
Опадает с ветвей.
С неба солнце кругом
Стало греть холодней.
По раздольным полям
Буйный ветер шумит,
Осень темная к нам
Черной птицей летит.
М. р. На ваш взгляд, к какой из картин больше подходит стихотворение Спиридона Дрожжина?
Дети отвечают.
Иван Бунин.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
М. р. А это стихотворение, на ваш взгляд, к какой картине подошло бы больше?
Может быть, кто-то хочет прочитать стихотворение об осени.
Если дети хотят, то читают1-2 стихотворения.
Ответы.
М. р. Мы услышали разные по характеру стихи, увидели разные картины с изображением осени, услышали осенние мелодии, и песни об осени тоже очень разные по характеру. Ребята, вспомним, какие это песни?
Дети называют песни:
«Урожайная», «Осень, в гости просим», «Соберем грибочки», «Отчего плачет Осень?».
М. р. Скажите, а какая из перечисленных песен меняет свой характер?
Дети называют. Исполняют песню «Отчего плачет Осень?» Соколовой.
Так какая же она, осень?
Ответы детей.
М. р. «Красавица-осень разбрызгала краски:
Небесная просинь, как-будто из сказки.
Лиловые липы и пламень осины,
Прощальные клики семьи журавлиной.
Листает октябрь золотые страницы,
А белым березкам зима уже снится.
А теперь давайте вместе с вами отправимся в осенний лес, там так красиво, поэтому, чтобы не нарушать гармонии красок осеннего леса я предлагаю вам выбрать, лежащие на стульчиках ленты, платочки или веточки и подарить осени свой танец.
Дети берут атрибуты и готовятся к танцу.
Звучит «Осенняя песня» П. И. Чайковского.
Дети танцуют танец-импровизацию с атрибутами, в конце замирают в красивых позах. Педагог ходит между ними и незаметно накрывает одного из детей прозрачной тканью, украшенной осенними листьями.
М. р. Ребята, все скорее ко мне, в лесу очень легко заблудиться. Кажется, кто-то заблудился, посмотрите, кого среди нас нет?
Ребенок отгадывает, кто его звал. Игра повторяется, м. р. предлагает детям замереть в осенних позах, накрывает платком одного из детей. После игры дети кладут атрибуты на стулья.
Музыкальный руководитель обращает внимание детей на необычное перо, к которому прикреплено письмо.
Читает письмо: Дорогие ребята, Меня зовут Северка. Я живу в Арктике и никогда не видел осени, потому что у нас всегда зима. Если сможете, напишите мне о ней. Очень хотелось бы узнать об осенних листьях и увидеть их. Внимание, включаю запись
М. р. Ребята, а давайте пошлем Северке говорящее письмо. Мы расскажем ему об осени.
М. р. Дорогой Северка, наша осень очень разная, она приходит к нам с тремя своими сыновьями – осенними месяцами (дети называют их). Сентябрь- самый щедрый, самый добрый. Природа еще нежится в лучах теплого солнышка, сады и огороды полны овощей и фруктов, птицы вывели своих птенцов, научили их летать, и полетели за моря и океаны, чтобы перезимовать и вернуться весной.
Октябрь- самый трудолюбивый и заботливый, он должен убедиться, что все звери приготовились к зиме: запаслись пищей, утеплили свои норки и гнезда. Он нарядил деревья в золотые платья, но когда набегают тяжелые тучи, солнышко уже не греет ласково, Октябрь плачет серым и скучным осенним дождем.
А Ноябрь – самый строгий и холодный, он любит порядок во всем, проверяет, готовы ли деревья надеть зимние шубы, достаточно ли напоил землю дождь. Он принимает первых посланцев Зимы – пушистых снежинок.
Листья на деревьях осенью – разноцветные: золотые, красные, коричневые, лиловые. Осень приходит к нам с разными звуками, у листьев тоже своя музыка. Сейчас для тебя мы исполним музыкальное стихотворение.
Выключает запись.
Ребята, берите музыкальные инструменты и вставайте по группам.
Дети берут музыкальные инструменты: маракасы, деревянные инструменты, колокольчики, звоночки.
М. Р. Внимание, включаю запись!
Дети после каждой фразы играют на музыкальных инструментах.
Листья солнцем наливались,
Листья солнцем пропитались,
Зашуршали по кустам,
Поскакали по сучкам.
Ветер золото кружит,
Золотым дождем шумит.
А теперь предлагаю вам сделать в подарок для Северки картины из осенних листьев, ведь он очень хотел увидеть их, а для этого объединитесь в группы по 4-5 человек. Для того, чтобы подарки получились особенно красивыми, вы должны договориться между собой, какой узор вы будете выкладывать, какие листья использовать.
Здесь у нас цветной картон 4-х цветов: Синий – листья на воде, черный – листья на земле, зеленый – листья на траве и белый – листья на снегу.
Под музыку Чайковского дети выполняют работы.