Ольга Лангуева
Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» средняя группа (4–5 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
01.09-04.09
До свидания лето! Здравствуй, детский сад! Неделя ПДД и ППБ
Продолжать знакомить с детским садом и его сотрудниками, профессиями тех, кто работает в детском саду. Уточнить знание адреса детского сада и маршрута в детский сад и домой. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада.
Оформление группы;
Посещение других групп детского сада; экскурсия по саду.
Выставка рисунков «Мой любимый детский сад»
07.09-11.09
Неделя ПДД и ППБ. Закреплять знания по безопасности на дороге.
Публикация «Комплексно-тематическое планирование по программе „От рождения до школы“ средняя группа (4–5 лет)» размещена в разделах
Воспитывать у детей правила поведения и общения в общественном транспорте.
Расширить знания детей о видах транспорта, закрепить правила дорожного движения, формировать у детей знания о безопасном поведении на улице.
Продолжать предупреждать возможные негативные ситуации для ребенка
Содействовать формированию у детей навыков правильного поведения при встрече с незнакомыми людьми.
Игра-викторина «Соблюдай правила дорожного движения»
Строительные игры «Построй улицу», «Собери машину».
Рассматривание знаков на картинках, игра «В гости к дорожным знакам, игра «Знаки заблудились», игра «Собери знак», П/и «Сигналы светофора»
14.09-18.09
Осень. Признаки осени. Деревья.
Спортивный праздник «Осенний кросс дошколят». Расширять представление об осени. Развивать умение устанавливать связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, отцвели
цветы и т. д., вести сезонные наблюдения.
Знакомить с особенностями внешнего вида и названием деревьев (берёза, клён, сосна)
Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Формировать элементарные экологические представления.
Выставка детского творчества.
Привлечение родителей к совместным с детьми наблюдениям в природе. Мероприятие «Осенний Кросс»
21.09-25.09
Лес. Грибы. Ягоды.
День дошкольного работника.
Расширять представления детей об осени, осенней природе, грибах и ягодах.
Формировать основы безопасного поведения в природе.
Формировать элементарные экологические представления. Рекомендации по домашнему чтению по теме «Осень»
Выставка детского творчества.
28.09-02.10
Откуда что берётся? (хлеб)
Литературная гостиная (осень)
Знакомить детей с тем, откуда берётся хлеб, как его выпекают, кто его растит;
Расширить представления, знания детей о том, как растет хлеб, о значении хлеба.
Учить рассказывать, как на столах появляется хлеб, какой путь он проходит, прежде чем мы его съедаем.
Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу; Выставка детского творчества «Хлебобулочные изделия».
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Булочная», «Мы – кулинары», «Продуктовый магазин».
Дидактические игры: «Что делают из муки?», «Что сначала, что потом?», «Кому что нужно для работы?», «Назови хлебобулочные изделия», «Чудесный мешочек», «Сравни и назови», «Назови профессию», «Запрещено».
Хороводные игры: «Каравай», «Солнышко».
Строительные игры: «Строим пекарню», «Калачи, баранки, булки» (из песка).
Театрализованная деятельность: «Колобок».
Познавательно-исследовательская деятельность:
- рассматривание репродукции картины И. И. Шишкина «Рожь»;
05.10-09.10
Зеленая аптека. Комнатные растения. Спортивное развлечение «Царь горы»
Формировать представления у детей о лекарственных растениях, их значимости в жизни человека, закрепить ранее полученные знания о растениях.
Воспитывать у детей любовь к родной природе, навыки разумного поведения и бережного отношения к ней, прививать этическую и эстетическую культуру.
Пробудить интерес к окружающему миру.
Привлечь внимание детей к проблемам окружающей среды.
Совершенствовать речь детей, расширять запас слов.
Д/и «Узнай растение»
Беседа «Что такое лекарственные растения»
Выставка работ детского творчества.
Создание фотоальбома «Растения в доме»
Спортивное развлечение «Царь горы»
12.10-16.10
Огород. Овощи Сад. Фрукты
Осеннее развлечение «Осень в гости к нам пришла»
Закрепить знания детей об овощах, фруктах и ягодах, а также их значении в питании.
Расширять представления детей об осени.
Расширять знания об овощах и фруктах Осеннее развлечение «Осень в гости к нам пришла»
Выставка работ детского творчества
19.10-23.10
Дикие животные. Домашние животные и птицы
Дать представление о понятии дикие и домашние животные и птицы, познакомить с местами их обитания.
Формировать умение узнавать и называть на картинках диких и домашних животных и их детенышей.
Знакомить с их повадками. С/Р игра «Айболит»
Просмотр фотоальбома «Домашние животные и птицы»
Выставка работ детского творчества
26.10-30.10
Пресмыкающиеся
Пополнять знания о пресмыкающихся.
Дать представления о среде их обитания.
Учить узнавать и называть нескольких представителей класса пресмыкающихся.
Воспитывать бережное отношение к природе С/Р игра «В зоопарке»
Выставка работ детского творчества
Экскурсия в живой уголок
Отгадывание загадок
02.11-06.11
Мой город. Моя страна.
Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках; развивать интерес к истории своей страны; воспитывать гордость за свою страну, любовь к ней.
Знакомить с историей России, гербом и флагом, мелодией гимна. Рассказывать о людях, прославивших Россию; о том, что Российская
Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна; Москва — главный город, столица нашей Родины, Костомукша – наш родной город
Рассматривание альбомов, книг «Моя планета», «Моя страна», «Город
СРИ «Семья», «Магазин»
Выставка работ детского творчества
Экскурсия по улице
09.11-13.11
Лесные птицы. Синичкин день – 12 ноября
Уточнять и расширять представления детей о птицах. Формировать умение находить признаки сходства и различия внешнего вида птиц.
Формировать представление детей о разнообразии лесных птиц, знания об общих признаках внешнего вида птиц (клюв, крылья, перьевой покров, различать особенности поведения птиц.
Развивать наблюдательность, умение выражать индивидуальные суждения сравнительного характера. Воспитывать бережное отношение к природе. Создание фотоальбома «Лесные птицы»
Акция _ «Синичкин день» - накормите птиц зимой
Выставка работ детского творчества
16.11-20.11
Земноводные. Зимующие птицы Спортивное развлечение с фитбольными мячами
Познакомить детей с земноводными
Закрепить знания ребёнка о земноводных;
Формировать представления о внешнем виде и особенностях жизни земноводных.
Расширять представления о зимующих птицах, их особенностях, поведении и образа жизни
Развивать активную речь детей
Выставка работ детского творчества
Спортивное развлечение с фитбольными мячами
Д/и «Кто что делает?» (птицы летают, звери бегают,
Д/и «Найди такой же след».
23.11-27.11
Мама милая моя!
Способствовать формированию праздничной культуры.
Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке.
Воспитывать уважение к воспитателям, другим сотрудникам детского сада.
Расширять гендерные представления.
Привлекать детей к изготовлению подарков маме, бабушке, воспитателям Сюжетно ролевая игра: «Поможем маме приготовить суп», «Дочки-матери».
Игра-ситуация: «Сервируем на стол», «Моем посуду»,
Выставка детского творчества «Подарок маме».
30.11-04.12
Неделя опытов и экспериментов. Детский сад (день рождения детского сада)
Развивать первичные навыки в проектно-исследовательской деятельности, оказывать помощь в оформлении ее результатов и создании условий для их презентации.
Расширять знания о свойствах различных материалов, учить устанавливать причинно-следственные связи Беседа «Значение воды в жизни человека и растений
Рассматривание энциклопедий, тематических изданий, карт проведения опытов
Беседа: «Что у нас под ногами»
Игра - экспериментирование «Что звучит? Эксперимент: «Послушный ветерок»
Исследование «Что в коробке?»
Эксперимент «Тонет – не тонет»
07.12-11.12
Зима.
Животные севера.
Продолжать знакомить с признаками зимы.
Формировать представления о безопасном поведении.
Расширять представления о животных севера, зимующих птицах, их особенностях, поведении и образа жизни Рассказы детей о понравившихся животных.
Выставка работ детского творчества
Д/И «Узнай животное по контуру». Д/и «Кто что делает?» (птицы летают, звери бегают, «У каждой ветки свои детки» (с еловыми и сосновыми шишками).
Д/и «Найди такой же след».
14.12-18.12
Зимние развлечения Спортивное развлечение «Зимние забавы и игры»
Продолжать знакомить детей с зимой как временем года, с зимними видами спорта. Формировать первичный исследовательский и познавательный интерес через экспериментирование с водой и льдом.
Расширять и обогащать знания об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры, особенностях деятельности людей в городе, на селе; о безопасном поведении зимой.
Выставка работ детского творчества
Спортивное развлечение «Зимние забавы и игры»
21.12-31.12
Новый год у ворот Новогодний утренник «Новогодний хоровод»
Привлекать детей к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении. Содействовать возникновению чувства удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности.
Закладывать основы праздничной культуры.
Развивать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику, желание активно участвовать в его подготовке.
Поощрять стремление поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками.
Знакомить с традициями празднования Нового года в различных странах.
Новогодний утренник.
Выставка работ детского творчества
11.01-15.01
11 января – всемирный день спасибо.
Колядки
Литературная гостиная (зима)
Приобщение детей к русской народной культуре, традициям.
Познакомить детей с днём 11 января – Всемирный день «Спасибо»
Вспомнить добрые, волшебные слова, закрепить в разговорной речи, используя игровую ситуацию.
Вспомнить пословицы и поговорки о добрых словах.
Вспомнить добрые дела и поступки, которые делали дети, и предложить изобразить их в рисунке.
Воспитывать любовь к поэзии, а через поэзию любовь и уважение друг к другу и взрослым людям.
«Рождественские колядки»
Чтение В. Осеева «Волшебное слово»
С. Прокофьева «Сказка про грубое слово «уходи»»
А. Барто «Спасибо»
О. Емельяновой «Вежливые слова»
р. н. с. «Лисичка-сестричка и волк».
18.01-22.01
Транспорт
Зимняя Олимпиада «Неделя малых Олимпийских игр»
Расширять представления детей о видах транспорта и его назначении.
Развивать умение классифицировать виды транспорта по месту его передвижения – наземный, воздушный, водный; умение рассуждать, делать выводы.
Закреплять в активном словаре слова: транспорт легковой, грузовой, пассажирский, наземный, водный, воздушный.
Формировать у детей интерес к зимним видам спорта через эстафеты и игры.
Развивать ловкость, меткость, быстроту реакции, координацию движений.
Воспитывать любовь к занятиям спорта, интерес к результатам и достижениям спортсменов.
Развлечение-викторина «Знатоки транспорта»
Выставка работ детского творчества
Зимняя Олимпиада «Неделя малых Олимпийских игр
25.01-29.01
Одежда. Обувь
Расширить представления детей о вещах: одежде, обуви, головных уборах и их предназначении.
Дать первичные представления о ткани и ее свойствах.
Активизировать в речи детей и уточнить обобщающие слова по теме «одежда», названия предметов одежды, её деталей. Выставка работ детского творчества.
Создание книжки-малышки «Ткани»
Сюжетно-ролевая игра «Магазин одежды»
01.02-05.02
Карельская неделя
Формировать гражданско-патриотическую культуру личности ребенка через знакомство с родным краем (региональный компонент образовательной программы).
Расширять кругозор детей на основе краеведческого материала доступного их пониманию.
Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, району.
Формировать любовь к родному краю и интерес к его прошлому и настоящему.
Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнавать больше об особенностях родного края, природы, истории.
Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому.
Познакомить детей с культурным наследием республики Карелия.
Воспитывать нравственные, трудовые, эстетические качества, которые обеспечивают успешное развитие в социуме на примере национальных традиций и обычаев.
Рассмотрение иллюстраций нашего края
Чтение карельских сказок
«Печем калитки» - мастер-класс
Выставка работ детского творчества
Создание мини-музея «карельских атрибутов»
08.02-12.02
Квартира. Мебель. Посуда
Способствовать развитию познавательных интересов детей, расширению опыта ориентировки в окружающем, расширять знания об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях.
Продолжить знакомство с предметами мебели, посуды, активизировать словарь по теме.
Учить выделять отдельные части и характерные признаки предметов (цвет форма, величина, продолжать развивать умения сравнивать и группировать их по этим признакам. Показ малышам кукольного театра «Федорино горе»
Выставка работ детского творчества
15.02-19.02
Народное искусство Живопись.
Дать детям первоначальные представления основ национальной культуры, вызвать интерес к познанию культуры своего народа, способствовать формированию художественных и творческих способностей.
Формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере игрушки и предметов обихода. Выставка работ детского творчества
22.02-26.02
23 февраля – день защитника
Знакомить детей с «военными» профессиями (солдат, танкист, летчик, моряк, пограничник); с военной техникой (танк, самолет, военный
крейсер); с флагом России. Воспитывать любовь к Родине.
Осуществлять гендерное воспитание (формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитание в девочках уважения к мальчикам как будущим защитникам Родины).
Приобщать к русской истории через знакомство с былинами о богатырях.
Выставка работ детского творчества.
Спортивное развлечение ко дню 23 февраля
01.03-05.03
О мамах разных и важных Музыкальная открытка для мамы
Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке.
Воспитывать уважение к воспитателям, другим сотрудникам детского сада.
Расширять гендерные представления.
Привлекать детей к изготовлению подарков маме, бабушке, воспитателям.
Выставка работ детского творчества.
Праздник для мам и бабушек
09.03-12.03
Профессии (продавец, почтальон, профессии на транспорте) Масленица
Знакомить детей с профессиями продавец, почтальон, профессиями на транспорте, подчеркивая значимость их труда.
Формировать интерес к профессиям родителей. Воспитывать положительное отношение труду, желание трудиться.
Формировать ответственное отношение к порученному заданию (доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо)
Продолжать воспитывать любовь к родному краю, знакомить с народными праздниками. Способствовать развитию праздничной культуры, расширению знаний о традициях русского народа Выставка работ детского творчества.
Экскурсия на почту, в магазин
15.03-19.03
Аквариумные рыбки
Познакомить детей с обитателями аквариума - рыбами (об особенностях строения, обитания, что едят.
Обогащать и активизировать словарь по данной теме. Выставка работ детского творчества
Рассматривание иллюстраций по теме.
Экскурсия в живой уголок
22.03-26.03
Весна.
Неделя театра «Сказка в гости к нам пришла».
Учить детей узнавать и называть время года, выделять признаки весны.
Приобщение и формирование положительного отношения к театральному искусству. Познакомить с правилами поведения в театре.
Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский)
Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи.
Сюжетно-ролевая игра «Театр»;
Выставка декораций (атрибутов) к театрализованному представлению;
Музыкально-театрализованное представление;
Конкурс «Я б актером стать хотел.»;
29.03-02.04
Животные весной Животные жарких стран.
1 апреля – день смеха
Развлечение «Юмор и смех радует всех!»
Формирование представлений о весенних изменениях в жизни животных.
Закреплять знания детей о признаках весны и об изменениях в жизни диких животных весной
Расширять словарь детей за счет имен существительных — названий животных.
Познакомить с экзотическими животными жарких стран;
Закреплять умение описывать животных, находить сходства и различия между ними;
Воспитывать любовь к животным.
Развивать у детей положительный эмоциональный настрой, чувство юмора, учить снимать психологическое напряжение. Просмотр сказки «Доктор Айболит» К. И. Чуковский;
Заучивание стихотворения «Где обедал воробей?»;
Дидактическая игра – лото «Животные теплых стран»
Выставка работ детского творчества
Развлечение «Юмор и смех радует всех!»
05.04-09.04
Весна. Огород на подоконнике Литературная гостиная (весна)
Расширять представления детей о весне.
Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения.
Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Формировать элементарные экологические представления. Формировать представления о работах, проводимых весной в саду и
огороде.
Привлекать детей к посильному труду на участке детского сада, в цветнике.
Выставка работ детского творчества.
Посадка мини-огорода
12.04-16.04
Космос Расширить представлений детей о космосе, его освоении, познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики. Познакомить с профессией космонавт.
Дать первоначальные сведения о Солнце, Земле, планетах солнечной системы, Луне, звездах.
Активизировать словарь: космос, планета, космонавт, скафандр, спутник. Выставка работ детского творчества.
Рассматривание иллюстрации.
Смотр-конкурс «Волшебные планеты»
19.04-23.04
День открытых дверей «Подружись с планетой Земля»
Перелётные птицы. День птиц (19 апреля)
День Земли (22 апреля)
Способствовать развитию экологического сознания и желания беречь природу. Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (Воздух, вода, питание)
Учить детей замечать изменение в природе, рассказывать об охране растений и животных.
Познакомить с Красной книгой.
Познакомить детей с перелетными птицами, объяснить, почему этих птиц называют перелетными.
Закрепить в словаре обобщающее понятие «перелетные птицы». Выставка работ детского творчества.
День открытых дверей.
Создание фотоальбома «птицы нашего края»
26.04-30.04
Народная игрушка
Расширять представления о народной игрушке (дымковская игрушка, матрешка и др.).
Знакомить с народными промыслами.
Привлекать детей к созданию узоров дымковской и филимоновской росписи.
Продолжать знакомить с устным народным творчеством.
Использовать фольклор при организации
всех видов детской деятельности.
Создание мини-музея «Народная игрушка»
Выставка работ детского творчества
05.05-14.05
День Победы.
Всемирный день семьи – 15 мая
Осуществлять патриотическое воспитание.
Воспитывать любовь к Родине.
Формировать
представления о празднике, посвященном Дню
Победы.
Воспитывать уважение к ветеранам войны.
Формирование первичных ценностных представлений о семье, семейных традициях, обязанностях. Экскурсия к памятным местам.
Выставка семейных фотографий;
фотоконкурс «Как мы играем дома»;
17.05-21.05
Наш город. Моя улица. Неделя ПДД и ППБ
Познакомить с названиями улиц, на которых живут дети.
Объяснить, почему важно знать свой домашний адрес, адрес детского сада.
Продолжать знакомить детей с ПДД, строением улицы и дорожными знаками, предназначенные для водителей и пешеходов.
Создать условия для расширения представлений детей об огне, его значимости в жизни человека, формировать осознание детьми важности безопасного обращения с огнём.
Развивать осторожность, внимательность, ответственность и осмотрительность на дороге.
Стимулировать познавательную активность. Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения Д/и «Проходите, путь открыт»
С. –р. игра «Наш перекресток»
Экскурсия по улице
Игра-викторина «Соблюдайте правила дорожного движения»
24.05-31.05
Лето. Насекомые Цветы на лугу. День пограничника
Закрепить представления о сезонных изменениях в природе. Выделить характерные приметы лета.
Формирование обобщающего понятия.
Формирование представлений о жизни насекомых, умения различать их и называть.
Формирование бережного отношения к природе. Выставка работ детского творчества
Мероприятие «Насекомые – знакомые и неизвестные»