Марина Коновалова
Комплексно-тематический план по ОО художественно-эстетическому развитию «Приобщение к искусству»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема образовательной ситуации Задачи педагогической деятельности
1 «Кто такой художник?» 1. Познакомить детей с профессией художника, значимостью его деятельности для общества, орудиями труда, особенностями. 2. Воспитывать интерес к профессии художника.
3. Развивать творческое воображение. Беседа «Кто такой художник?»
Рассматривание репродукций картин.
Д\И «Кому, что нужно для работы»
Публикация «Комплексно-тематический план по ОО художественно-эстетическому развитию „Приобщение к искусству“» размещена в разделах
2 «Путешествие в мир искусства» 1. Уточнить и закрепить представления детей об изобразительном искусстве, его видах, о том, кто создает произведения искусства, о роли изобразительного искусства в жизни человека; как к нему относятся люди, где хранятся подлинные произведения искусства, как ведут себя люди в музеях.
2. Вызвать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость на произведения искусства, желание всматриваться в них, соотносить увиденное с личным опытом. Беседа «Что такое натюрморт».
Просмотр презентации «Жанры живописи».
Д\И «Составь натюрморт»
3 «Что такое живопись?» 1. Закреплять знания детей о жанрах живописи (натюрморт, пейзаж, портрет) .
2. Учить понимать замысел произведения, его содержание.
3. Развивать умение видеть средства выразительности, используемые художником для передачи чувств и настроений.
4. Обогащать словарь детей эмоционально – эстетическими и искусствоведческими терминами. Беседа о живописи, о жанрах живописи.
Рассматривание репродукций картин известных художников.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: живопись, пейзаж, натюрморт, портрет, музей, репродукция картины, галерея.
4 «Что такое пейзаж» 1. Вызвать у детей эмоциональный отклик на состояние и настроение пейзажных картин: радость, удивление, эстетическое удовольствие, гордости за красоту окружающей нас родной природы.
2. Закреплять представление о том, что пейзаж – это изображение естественной или измененной человеком природы.
3. Познакомить с видами пейзажа –
природный, горный, морской, космический, сельский, городской. Рассматривание репродукций картин известных художников с изображением пейзажа - природный, горный, морской, космический, сельский, городской.
Чтение стихов о природе.
Рассказ воспитателя о пейзажных картинах.
Словарная работа: пейзажная живопись, березовая роща, золотая осень, холодные и теплые тона.
5 «Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень» 1. Продолжать знакомить с жанром живописи – пейзажем: развивать умения видеть в картине средства выразительности6 цвет и форму предметов, особенности композиции; подвести детей к пониманию, что через средства выразительности художник может выразить в картине определенное настроение.
2. Вызвать эмоциональное отношение к картине, помочь увидеть красоту осенней природы, изображенной художником. Рассматривание репродукции картины И. Левитана «Золотая осень».
Наблюдение на прогулке за проявлениями признаков осени.
Составление осенних букетов, игра с листьями.
Словарная работа: пейзажная живопись, березовая роща, золотая осень, холодные и теплые тона.
6 «Рассматривание портретов» 1. Формировать представление о портрете, о том, для чего его создают художники, что художник изображает не только внешний вид конкретного человека, но и его душевное состояние, настроение, что в портрете ничего не бывает лишнего, всё работает на раскрытие образа человека. Рассматривание репродукций портретов: «Стрекоза» И. Репина, «Мика Морозов» В. Серова, «Портрет скульптора Мухиной» и «Портрет хирурга Юдина» Н. Нестерова, «Пастух» А. Шилова, автопортрет Лактионова.
Д\И «Назови части головы», «Назови чего у человека по 2»
Рассказ воспитателя о жанре живописи – портрет.
7 «Ах, натюрморт, ах, натюрморт»! 1. Познакомить детей с натюрмортом, его содержанием, композицией, подбором цвета предметов; учить понимать красоту в сочетании форм и цвета. Рассматривание репродукций с изображением натюрмортов.
8 «Жанровая живопись» 1. Продолжать учить детей различать жанры живописи.
2. Расширять представление о жанровой живописи. Знакомить детей с содержанием произведения.
3. Учить понимать роль цвета в картине, устанавливать связь между содержанием и выразительными средствами. Подводить детей к пониманию того, что художник стремится передать не только внешний облик, но и внутренний мир, характер человека, его настроение и свое отношение к своим героям. Репродукция картины Ю. Кугач «В субботу».
9 «Экскурсия» в музей Народного искусства». 1. Знакомить детей с изделиями ДПИ, характерными особенностями: формой изделий, их назначением и узорным оформлением по содержанию, колориту, композиции.
2. Расширять знания детей о художественных промыслах, воспитывать любовь и уважение к народным традициям в искусстве, его мастерам. Предметы народного декоративно-прикладного искусства.
10 «Знакомство с дымковскими игрушками». 1. Познакомить детей с видом народной игрушки – дымковской.
2. Учить рассматривать глиняные игрушки, выделять материал – глину, украшения игрушек, нарядность, яркость.
3. Воспитывать интерес к народному искусству. Дымковские игрушки,
Презентация «Дымковские игрушки».
11 «Знакомство с Гжельским промыслом». 1. Познакомить детей с изделиями мастеров Гжели.
2. Учить видеть красоту скульптуры малой формы, выделять украшения — кайму на посуде Иллюстрации с изображением гжельских изделий, посуда с вариантами украшения каймы.
12 «Знакомство с городецкой росписью». 1. Знакомить с городецкими предметами и росписью, учить выделять её характерные особенности (элементы, сочетание цветов).
2. Развивать эстетические чувства, воспитывать любовь к народному искусству. Предметы с городецкой росписью, иллюстрации с их изображением.
13 «Знакомство с хохломской росписью». 1. Познакомить детей с хохломской росписью в сравнении с городецкой: назначение предметов, их название (посуда, мебель, панно).
2. Растительный узор: характерные элементы – ягоды, цветы, листья, травка и пр. Предметы с городецкой и хохломской росписью. Презентация «Хохломская роспись».
14 «Ознакомление со скульптурой малой формы». 1. Воспитывать интерес к скульптуре малой формы, учить понимать содержание, средства выразительности, видеть выразительность разных материалов (фарфор, металл, дерево, рассказать о том, что скульптуру создает скульптор, а затем выпускают на заводах. 2. Учить детей видеть образ в скульптуре и музыке.
Скульптуры разной формы, музыкальные отрывки.
15 «Рассматривание зданий разной архитектуры». 1. Учить детей по архитектуре здания отличать жилые дома от зданий другого назначения: школ, магазинов, детских садов.
2. Формировать представление о том, что архитектура каждого здания зависит от его назначения; уточнить и закрепить названия элементов архитектуры: этаж, окна балконы, лоджии, входы и др. ; познакомить со строительными материалами, из которых возводят жилые дома. Презентация «Архитектура разных зданий».
16 «Беседа о том, как Карлсон открыл новое для себя искусство». 1. Вызвать у детей интерес и эмоциональный отклик на такой вид искусства, как графика.
2. Познакомить с видами графики и особенностью их средств выразительности, показать отличие графики от живописи.
3. Способствовать тому, чтобы дети использовали полученные знания в своей творческой работе.
Набор образцов графики различных видов: книжная графика, рисунки карандашом, газетно–журнальная графика, плакаты… игрушка Карлсон.
17 «Кто и как создает рисунки в книжках». 1. Закрепить у детей представление о графике и таком её виде, как книжная графика, её особенностях и средствах выразительности, о сложностях труда художника – иллюстратора, процессе и последовательности его работы над иллюстрацией.
2. Подвести детей к пониманию того что книга – это произведение искусства, в создании которого принимают участие писатель, художник, редактор, печатники. Книги с иллюстрациями Ю. Васнецова, Е. Чарушина, В. Лебедева, Т. Мавриной и других художников.
18 Слушание
«Колыбельная»,
муз. В. Моцарта
1. Развивать интерес к слушанию музыки.
2. Развивать умение отвечать на вопросы о
характере музыки, ее темпе, о содержании песни.
Запись музыки.
19 Слушание «Ах ты
береза», обр.
М. Раухвергера.
1. Развивать умение различать тихое и громкое звучание.
2. Обращать внимание на то, что можно делать под ту или иную музыку (засыпать, танцевать,
маршировать)
Запись музыки.
20 «Слушание музыкального произведения М. Глинки «Жаворонок». 1. Продолжать формировать интерес к музыке, развивать эстетические чувства, эмоции, формировать умение выделять их выразительные средства. М. Глинка «Жаворонок» запись, картинки жаворонки.
21 «Волшебная дудочка». 1. Знакомить с русскими народными музыкальными инструментами.
2. Учить различать инструменты по типу: ударные, струнные, духовные – и звучанию.
3. Обогащать словарный запас.
4. Развивать интерес к русским народным музыкальным инструментам. Дидактический материал «Музыкальные инструменты».
22 «Русские народные песни». 1. Продолжать формировать интерес к народному музыкальному искусству.
2. Расширять представления детей о народном фольклоре. Русские народные песни, хороводные, колыбельные, частушки.
23 «Образы животных в произведениях искусства» (предварительная работа к занятию по лепке «Зайчик»). 1. Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах. Скульптуры, репродукции, музыка, народные потешки, песенки, сказки про животных, народные игрушки – животные.
24 «Искусство и Семья». 1. Продолжать формировать интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству.
2. Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства.
3. Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах.
Репродукции картин, песни, потешки, игрушки на тему семьи.
25 «Народные игрушки». 1. Расширять представления детей о народном искусстве.
2. Формировать у детей бережное отношение к произведениям искусства. Народные игрушки: бирюльки, богородские игрушки и др.
26 «Портрет». 1. Познакомить с произведениями живописи художника Серова В. А.
2. Продолжать формировать интерес к живописи, развивать эстетический вкус, восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства. Репродукция Серова В. А. «Мика Морозов», «Девочка с персиками».
27 «Русские народные сказки». 1. Продолжать формировать интерес к народному литературному искусству.
2. Расширять представления детей о народном фольклоре. Иллюстрированные детские книги с русскими народными сказками.
28 «Знакомство с театром». 1. Формировать умение выделять, называть, группировать произведения по видам искусства. Литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, театр. Видео энциклопедия для детей «Путшествие в театр».
29 «Русские народные игры». 1. Расширять представления детей о народном фольклоре. Подвижные русские народные игры
30 «Рассматривание кукол в русской национальной одежде». 1. Подводить детей к восприятию произведений искусства.
2. Знакомить с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства Куклы в национальной русской одежде
31 Игры- прибаутки, песенки-заклички Подводить детей к восприятию произведений искусства. Знакомить с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства Энциклопедия детского фольклора
32 «Во лесу, во
бору». Потешки,
приговоры 1. Прививать любовь к устному
народному творчеству. Энциклопедия детского фольклора
33 «Скульптура». 1. Приобщить детей к высокому искусству в лучших его образцах, развивать целостное и
эмоциональное восприятие произведения искусства. Виртуальная экскурсия в музей скульптуры.
34 «Чтение глав из
сказки П. Ершова
«Конек -Горбунок».
Заучивание стихов о городце». 1. Развивать речь детей, прививать
любовь к художественной литературе.
Сказка П. Ершова «Конек –горбунок»
35 «Танец». 1. Приобщить детей к высокому искусству в лучших его образцах, развивать целостное и
эмоциональное восприятие произведения искусства. Просмотр балета.
36 «Кино. Цирк».
1. Приобщить детей к высокому искусству в лучших его образцах, развивать целостное и
эмоциональное восприятие произведения искусства. Просмотр циркового представления.
37 «Музыка лета». 1. Познакомить с произведениями живописи (И. Шишкин, И. Левитан П. Кончаловский) и изображением родной природы в картинах художников.
2. Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства. И. Левитан «Березовая роща», И. Шишкин «Рожь» П. Кончаловский «Сирень»