Лилия Тагиева
Комплексная НОД по развитию речи и ИЗО-деятельности в старшей группе «Сказочный Крым»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
Образовательные: формировать устойчивый интерес к истории Крыма, расширять представление о родном крае, учить находить главную мысль в легенде, рассуждать, отвечать по содержанию произведений.
Развивающие: развивать познавательную активность, воображение логическое мышление, творческие способности, эмоциональную отзывчивость; совершенствовать умение инсценировать легенды. Закрепить умения рисовать сюжет одной из легенд.
Публикация «Комплексная НОД по развитию речи и ИЗО-деятельности в старшей группе „Сказочный Крым“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крым. Родной край
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
Воспитательные: воспитывать патриотические и гражданские чувства, интерес к культуре родного края, любовь к своей малой родине.
Звуковая культура речи: формировать правильное произношение звуков, внятное и четкое произношение слов и словосочетаний. Воспитывать выразительность речи, культуру речевого общения, развивать речевой слух и речевое дыхание.
Грамматический строй речи: развивать монологическую речь, обогащать и активизировать словарный запас, развивать умение строить сложноподчиненные предложения, используя союз «потому что», «что бы».
Словарная работа: удивительный, сказочный, загадочный, волшебный.
Материал: акварельные краски, палитра, альбомные листы, кисти разной толщины, стакан-непроливайка; иллюстрации с изображениями и макеты папье-маше Медведь-горы, скал Адалары, горы Демерджи; карта Крыма, нагрудные изображения медведей, «морские волны», стихотворения Л. Огурцовой, Л. Фисейской, А. Мацоян, Б. Е. Серман, Л. Сивельникова.
Предварительная работа:
1. Чтение и пересказ крымских легенд «О Медведь - горе», «Кипариса и братья Ад и Лар», «Кузнец с горы Демерджи» «Почему Чёрное море бурливое», «Почему море солёное», «Русалка и фонтан Арзы») .
2. Разучивание стихотворений о Крыме.
3. Наблюдение за пейзажем, морем, парком.
4. Рассматривание картин Айвазовского, Волошина.
5. Игры-инсценировки по легендам Крыма.
Ход занятия:
Воспитатель:
Сегодня мы с вами поговорим о чудесном месте на земле – о Крыме, о нашей малой Родине. Недаром много великих поэтов посвятили Крыму так много стихов, а художники написали много картин. Потому что полюбили это волшебное место всем сердцем. Давайте прочитаем стихотворения, посвященные этому чудесному месту!
Зовет кого-то северный рассвет,
Кому-то снится праздничная Ницца,
Но на земле второго Крыма нет,
Есть мой. И я – его частица.
Б. Е. Серман
Будь счастлив здесь каждый и Богом одарен,
И русский, и грек, армянин, караим,
Еврей, украинец, болгарин, татарин,
Да здравствует добрый и щедрый наш Крым!
Будь же всегда любим!
Доброй судьбой храним.
Наш полуостров Крым.
Л. Огурцова
«Медведь-гора – Аю-даг»
скалы «Адалары»
гора Демерджи
Воспитатель: Ребята мы с вами читали много легенд о Крыме. Рассматривали картины великих художников. Давайте опишем наш Крым! Какой он? И эти милые бабочки отнесут наши слова на своих крылышках (ответы детей: Крымский полуостров волшебный, потому что о нем написано много легенд. (ребенок прикрепляет к карте полуострова прищепку-бабочку) и т. д. : удивительный, сказочный, загадочный, жаркий, солнечный, нежный, красивый, ласковый, потому что.)
Воспитатель: А какие народы проживают в Крыму? (Ответы детей.)
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, почему наше море, всё-таки называют Чёрным, бурливым? Чтение шуточного стихотворения.
Шуточное стихотворение «Почему море Черное» (Л. Сивельникова)
Почему зовется Черным
Наше море, почему?
Было б ясно, если б синим,
Ну а Черным? Не пойму!
Может Черным потому что,
В море плещется дельфин?
И оно сверкает черным
От блестящих мокрых спин?
Летом в море я купался
И на пляже загорал,
И уже через неделю
Совершенно черным стал
И тогда мне стало ясно,
Стало ясно почему
Называют море Черным
В нашем солнечном Крыму.
Воспитатель: Разве поэтому? (ответы детей)
Стук в дверь. Кто это к нам в гости пришел? Это же чайка приглашает нас в путешествие по легендам Крыма (Чайка дает конверт и волшебную коробочку) Но сначала надо выполнить задание! Воспитатель открывает конверт. В конверте задание: найти ошибку.
1. Наш полуостров Крым омывают Красное и Белое море? (ответы детей)
2. Черное море называют бурливым, потому что оно пускает пузыри? (ответы детей)
3. Детский лагерь из легенды «Девочка и перепелка» называется «Карамелька»?
Воспитатель: Молодцы справились с заданием.
Воспитатель: Давайте потренируем наши глазки, что бы во время путешествия могли любую опасность заметить.
Зрительная гимнастика:
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано -
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Воспитатель: Мы отправляемся в путешествовать по легендам в далекое прошлое, и увидим разные исторические места.
Воспитатель: А сейчас мы с вами как чайки полетим над морем.
Физминутка «Мы с тобою»
Над волнами чайки кружат
Полетим за ними дружно
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою (дети машут руками словно крыльями)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе
Веселее загребай
И дельфинов догоняй (дети делают плавательные движения)
Воспитатель: Вот мы и очутились в гостях у горы. Дети рассматривают демонстрационный материал и узнают гору Демерджи и название легенды «Кузнец с горы Демерджи». Пересказывают фрагмент легенды. А где находится эта гора? (ответы детей: возле Алушты). А как раньше назвалась эта гора Правильно «Фуна»? В переводе с татарского – дымящаяся гора.
Воспитатель: Продолжим наше путешествие и превратимся теперь в рыбок.
Физминутка «Пять маленьких рыбок»
Пять маленьких рыбок
Играли в воде,
Лежало большое
Бревно на песке,
И рыбка сказала:
“Нырять здесь легко!”
Вторая сказала:
“Ведь здесь глубоко”.
А третья сказала:
“Мне хочется спать!”
Четвёртая стала
Чуть-чуть замерзать.
А пятая крикнула:
“Здесь крокодил!
Плывите скорей,
Чтобы не проглотил!”
Воспитатель: Вот мы и оказались на месте. Дети рассматривают демонстрационный материал и узнают легенду. Правильно эта легенда называется «Кипариса и братья Ад и Лар». Ребята вспоминают содержание легенды. И называют скалы «Адалары» А где же они расположены? (ответы детей: в Гурзуфской бухте возле Ялты, рядом с горой Аю-даг).
А чтобы в нашем путешествии дул только попутный ветерок, давайте откроем волшебную коробочку и подуем на перышки, которые нам оставила чайка (дыхательная гимнастика).
Воспитатель: Вот мы опять очутились у какой-то горы. На кого похожа эта гора? (На медведя). Давайте вспомним историю, которая здесь произошла. Дети рассматривают демонстрационный материал и инсценируют сюжет легенды «Медведь-гора – Аю-даг». А где же она расположена? (ответы детей: на границе Алушты и Ялты).
Диалог детей.
Чтение стихотворения:
Лежит себе Медведь-гора,
Нос прикрывает лапой,
А рядом ходит детвора –
Не страшен косолапый!
Не станет ведь гора реветь,
Хоть и зовут её – Медведь
Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествовать? Хотелось, чтобы о нашем путешествии узнали и другие дети и гости, которые к нам приходят в группу. Давайте устроим выставку и назовем ее «Сказочный Крым». Приглашаю вас пройти к столам и нарисовать рисунок к самому яркому сюжету понравившейся вам легенды (звучит аудиозапись: крик чаек, прибой волн).
Самостоятельная деятельность детей.
Итог:
Воспитатель: Вы сегодня молодцы, порадовали меня. У вас получились чудесные работы. И все ваши работы мы поместим на выставку! И обязательно карту в центре наши гости смогли ориентироваться и любоваться нашим полуостровом.
А что же на занятии вам понравилось больше всего?
Какая легенда больше всего запомнилась?
Может вам кого-то было жалко?
Чем больше всего понравилось заниматься?
Стук в дверь. Ребята, чайка пролетала мимо, заглянула в окно нашей группы и ей очень понравилась наша выставка. Что бы частичка нашего путешествия находилась у вас дома, мы совершим для вас волшебство. Давайте подойдем к горе Аю-Даг.
Чайка: (Крылья, крылья помогите! Детям чудо совершите) Гора открывается, внутри находятся пластмассовые сердечки-наклейки по количеству детей. (Символ любви к нашей малой Родине полуострову Крым. Память о путешествии.)