Гончарова Виктория
Комплексная диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексная диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Речь играет особую роль в психическом развитии ребенка, выполняет функцию общения, обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения, влияет на развитие личности в целом. Последние годы значительно увеличивается контингент детей с речевыми дефектами, что касается и детей с нарушением интеллекта[1].
Публикация «Комплексная диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта» размещена в разделах
- Диагностика
- ЗПР. Задержка психического развития
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
При нарушении интеллекта речь нарушается как целостная функциональная система, речевые дефекты отличаются стойкостью, тяжелым устранением и сохраняются вплоть до старших классов. Сложность структуры речевого нарушения заключается в первичном дефекте - органическом поражении головного мозга [2].
Для построения коррекционной работы специалисты проводят логопедический осмотр, он позволяет получить знания о тех речевых нарушениях, которые наблюдаются у конкретного ребенка. Однако следует отметить, что логопедический осмотр ограничен по времени, что не дает специалисту сделать качественную диагностику. В настоящее время накоплен теоретический и практический материал по диагностике речевого развития детей, где компоненты речи изучаются и обследуются изолированно, что для логопедического осмотра недостаточно. В связи с этим особенно остро стоит вопрос о роли эффективности комплексной диагностики речевого развития детей с нарушением интеллекта для более глубокого анализа и понимания речевого нарушения. Правильно выбранные методы диагностики будут способствовать постановке правильного логопедического заключения и, далее, эффективной коррекционной работе [3].
Комплексная диагностика предполагает обследование речи по следующим критериям: исследование коммуникативно-речевых умений, артикуляционного аппарата, дыхания, моторики, понимания речи, фонематического восприятия, звукопроизношения, сформированности слоговой структуры, лексического развития, грамматического строя речи.
Данные критерии выбраны не стихийно, учитывается, что комплексная диагностика предполагает обследование всех сторон речи от артикуляции до сформированности лексико-грамматического строя речи.
Обследование следует начинать с определения уровня сформированности коммуникативно-речевых умений, так как дети с нарушением интеллекта имеют нарушения межличностного общения в силу имеющихся у них отклонений в психическом развитии. Общение является источником получения необходимой информации об окружающем мире, способствует когнитивному развитию и развитию личности в целом. Снижение уровня общения негативно сказывается на интеллектуально-когнитивной сфере ребенка. Для построения правильной коррекционной работы необходимо проводить обследование, направленное на выявление контактности, активности ребенка, кроме того, исследователь должен обращать внимание на звучание речи и уровень осведомленности ребенка об окружающем мире. Обязательно отмечается, как ребенок зашел в кабинет, его внешний вид, эмоциональное состояние.
Коммуникативно-речевые умения исследуются с помощью методик Г. А. Цукерман «Рукавички», «Совместная сортировка» [4], диагностика Т. А. Фотековой и Т. В. Ахутиной [5], которые оценивают уровень сформированности коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществлении сотрудничества между детьми. В процессе исследования оценивается продуктивность совместной деятельности, умение приходить к общему решению, взаимоконтроль, взаимопомощь, эмоциональное отношение к совместной работе. Проведение вышеописанных диагностических методик позволит выявить данные о развитии связной речи, организации сотрудничества, умении работать в группе, что обязательно следует учитывать при построении коррекционной работы.
Следующий этап стоит посвятить исследованию артикуляции ребенка, так как она играет большую роль в процессе формирования речи. В артикуляционных действиях принимают участие мышцы языка, губ, щек, языка, мышцы, поднимающие нижнюю челюсть. Работа и подвижность одних мышц напрямую связана с работой других. Из этого следует, что любое анатомическое нарушение органов артикуляции неизбежно ведет к какому-либо речевому нарушению. Необходимо выявлять дефекты артикуляционного аппарата для избегания появления сложных нарушений и ранней коррекционной помощи [6].
Для исследования артикуляционного аппарата могут быть использованы «Методика обследования состояния артикуляционной и мимической моторики» Л. В. Лопатиной, Г. В. Дедюхиной [7], «Обследование детей с речевой патологией» Зайцевой Л. А. [8]. Методики включают в себя несколько этапов обследования: обследование кинестетического и кинетического орального праксиса, динамической координации артикуляционных движений, мимической мускулатуры, подвижности губ, языка. Методика В. М. Акименко «Логопедическое обследование детей» [9] очень удобна, так как является электронной, и все данные обследования вносятся и обрабатываются автоматически. Данные, полученные в результате обследования, служат основанием для логопедического заключения и составления грамотных рекомендаций по исправлению нарушений.
Уделяется большое внимание диагностике правильного речевого дыхания, так как в процессе речевого развития ребенка оно играет большую роль. Именно речевое дыхание является основой нормального звукообразования, способствует формированию нормальной громкости речи, чёткому соблюдению пауз, обеспечивает нормальное голосообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. К сожалению, число специальных исследований, направленных на изучение вопросов овладения детьми дошкольного возраста речевым дыханием крайне мало. Большинство методов и приемов, которые специалисты предлагают использовать для диагностики речевого дыхания, являются модификациями методики Архиповой Е. Ф. [10], которая позволяет получить исследователю данные о типе дыхания, умении дифференцировать носовое и ротовое дыхание, целенаправленности и силы воздушной струи, уровне сформированности фонационного дыхания. Такие упражнения, как «Катись, карандаш», «Сдуй снежинку» [11] применяемые при обследовании дают возможность определить силу и целенаправленность воздушной струи, длительность плавного выдоха, определить уровень сформированности речевого дыхания.
Диагностика дыхания позволяет перейти к диагностике мелкой моторики. Мелкая моторика играет важную роль для речевого развития. Через движения рук развиваются многие психические процессы, в том числе и речевые способности. Близкое расположение речевого и моторного центров оказывает влияние на развитие активной речи через развитие мелкой моторики. Методика Гризик Т. И. «Обследование мелкой моторики» [12] направлена на проверку стабильности выполнения детьми движений пальцев и определение уровня напряжения мышц, с использованием ряда статических упражнений. Задания из диагностических методик Г. А. Волковой и Н. В. Нищевой [13] позволяют получить данные о развитии произвольной моторики пальцев рук, навыка работы с карандашом и манипуляции с предметами. Необходимо также исследовать движения в динамике. Для этого используются методы работы с бумагой. На данном этапе проводятся упражнения «Вырезание ножницами», «Обрывание листа бумаги», направленные на определение уровня напряжения и расслабления рук. Методы работы с тактильными ощущениями, такие как «Узнавание предмета», «Узнавание качества и формы предмета» позволяют выявить уровень сформированности планомерного исследования предмета у ребенка. [14].
У детей с нарушением интеллекта отмечаются значительные трудности понимания, которые приостанавливают развитие активной речи и негативно влияют на все процессы обучения. Своевременное выявление особенностей импрессивной речи детей с нарушением интеллекта способствует выбору наиболее адекватных методов формирования речи.
Можно использовать «Тестовую методику обследования импрессивной речи детей 4 - 7 лет» Е. С. Зайцевой, В. К. Шептуновой [15], позволяющую получить данные о пассивном словаре, понимании словосочетаний и предложений, связной речи и выделить четыре уровня сформированности понимания речи у детей с нарушением интеллекта. Методика Г. В. Чиркиной [16] включает в себя методы для исследования понимания слов, предложений, грамматических форм. Обследование понимания речи по Р. Е. Левиной [17] позволяет выявить четыре уровня становления понимания речи. Удобство использования данной методики заключается в том, что все задания для обследования расположены по возрастающей сложности их выполнения. После проведения диагностических методик делается вывод о сформированности или недостаточном формировании понимания речи.
На следующем этапе мы предлагаем исследовать фонематическое восприятие, так как оно оказывает большое влияние на развитие речи ребенка. Способность воспринимать и различать звуки способствует правильному развитию грамматического строя речи, словаря, артикуляции, дикции. Для детей с нарушением интеллекта характерно запоздалое развитие речи и игнорирование звуковой стороны даже в период обучения в школе. Такое состояние приводит к тому, что у ребенка имеется ряд нарушений звукопроизношения и трудности в освоении навыка письма. Своевременное выявление и коррекция дефектов звукопроизношения для дошкольников занимает ведущее место и позволяет избежать трудностей в общении и неуспеваемости в обучении.
Используемые методики «Проверка состояния фонематического восприятия» Т. А. Фотеховой [18], «Звуковая дифференциация» М. Ф. Фомичевой [19] направлены на определение актуального уровня развития речи, проверку состояния фонематического слуха. Диагностика В. М. Акименко [20] направлена на исследование состояния физиологического слуха, дифференциации неречевых звуков, различения слогов, фонематического анализа и синтеза. Данные, полученные при обследовании, будут способствовать построению правильной коррекции, поскольку фонематические дефекты звукового произношения вызваны нарушением фонематического слуха.
После обследования фонематического восприятия следует перейти к обследованию звукопроизношения. Методика Г. В. Чиркиной [16], Т. А. Фотеховой [18] направлена на исследование звуков в речи ребенка изолированно, в словах и предложениях. При обследовании проверяются все группы звуков, отмечается характер произнесения звуков, характер нарушения. Диагностика Е. Ф. Архиповой [21] позволяет определить количество нарушенных звуков, какие фонетические группы нарушены, характер нарушения произношения звуков.
Следующий этап направлен на исследование сформированности слоговой структуры и звуконаполняемости слова. Методика Г. В. Бабиной [22], определяет уровень развития компонентов, значимых для формирования слоговой структуры слова: оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений и действий, серийно-последовательной обработке информации. Методика З. Е. Агранович [23] и классификация А. К. Марковой [24] включают в себя широкий диапазон обследования: определяется уровень доступности слоговой структуры слова, характер и количество искажений, умение применять слова в составе минимального контекста. Возрастающая степень сложности слов в классификации позволяет делить обследование, учитывая индивидуальные речевые возможности детей. На основе данных обследования рекомендуем строить коррекционную работу с учетом правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структуры слова.
Следующим этапом следует перейти к обследованию лексического развития детей. Слово служит основным средством коммуникации, способствует развитию когнитивных функций и личности ребенка. В дошкольном возрасте ребенку необходимо иметь определенный словарный запас для всестороннего и полноценного его развития. В силу органического поражения дети с нарушением интеллекта имеют ограниченный словарный запас и требуют постоянной и постепенной систематизации, упорядочивания. Методики И. Д. Коненковой [25], диагностика лексического развития Ю. С. Ляховского, Ч. Осгуд [26] позволяют определить объем активного словарного запаса, его качественные характеристики, объем пассивного словаря, провести количественную оценку полученных данных. Методики «Подбор определений» и «Классификация понятий» [27] выявляют уровень подбора определений и обобщений, умения строить связные фразы и высказывания.
Лексическое и грамматическое развитие имеют тесную связь. Сформированность грамматического строя речи является условием формирования межличностных отношений ребенка с окружающими, оказывает влияние на подготовку к предстоящему школьному обучению. Дети с нарушением интеллекта имеют значительные трудности в усвоении грамматики. Методика Т. А. Фотеховой [18] «Исследование грамматического строя речи», которая включает в себя задания на повторение простых предложений, добавление предлогов, позволяет оценить уровень развития грамматического развития. Упражнения «Один-много», «Чего не стало», «Маленькие предметы», [28] оценивают умения ребенка образовывать множественное число, уменьшительно-ласкательные формы существительных, употреблять предлоги, согласовывать существительные с прилагательными.
Применение комплекса диагностических методик направлено на дифференциальную диагностику речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста. Результаты будут способствовать постановке правильного логопедического заключения и построению эффективной коррекционной работе, так как речь будет обследоваться со всех сторон. В данной работе мы осуществляем подбор диагностического материала с учетом возраста и возможностей детей данной категории, так как это особая категория детей, которая нуждается в адекватно подобранных методиках. Не исключаем возможность использования выделенных критериев в различной вариативности в зависимости от индивидуальных особенностей детей и личных предпочтений исследователя.
Список литературы:
1. Титова А. В Казахстане растет число детей с нарушениями речи//
Московский комсомолец в Казахстане. 2021.
2. Нажмитдинова Б. С. Особенности речевого развития детей с нарушением
интеллекта//Международный журнал гуманитарных наук. 2016.
3. Сажина Т. В. Использование дидактических игр в системе воспитания
детей младшего и старшего дошкольного возраста//Самообразование. 2015.
4. Одинокова Б. О. Методики для мониторинга коммуникативных
универсальных учебных действий// nsportal. 2017.
5. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М., Преодоление трудностей обучения:
нейропсихологический подход. СПб. : Питер, 2012. 320 с.
6. Гусева П. В. Развитие мелкой и артикуляционной моторики у детей 5-6
лет со стертой дизартрией// Colloquium-journal. 2020.
7. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей. М, 2007. 331 с.
8. Толщинова Н. П. Схема обследования артикуляционного аппарата
ребенка. 2018.
9. Акименко В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми
нарушениями// Феникс. 2015.
10. Кубарева Е. В. Исследование функции речевого дыхания дошкольников
со стертой дизартрией//Концепт. 2019.
11. Полетаева О. В. «Картотека игр и упражнений для развития речевого
дыхания».2019.
12. Иванова Е. В. Диагностика развития мелкой моторики рук. М, 2017.
13. Федорчук Е. В. Методика обследования уровня развития мелкой
моторики. 2020.
14. Шарифулина И. В. Диагностический инструментарий для обследования
уровня развития мелкой моторики рук у детей младшего и среднего дошкольного возраста. 2018.
15. 3aйцевa Е. C., Шептyнoвa B. К. Tестoвaя метoдикa обследования речи
детей в вoзpacтe 4-7 лет. СПб., 2012.72 c.
16. Чиркина Г. В. Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике
речевых нарушений. М. :Аркти, 2003.240 с.
17. Белоусова С. А. Развитие понимания обращённой речи неговорящих
детей URL : https:// nsportal.
18. Фотехова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших
школьников. М. : Аркти, 2000. 56 с.
19. Жулина Е. В., Солнцева Т. В. Экспериментальное исследование
нарушения звукопроизношения у дошкольников с дизартрией// Проблемы современного педагогического образования. 2019.
20. Акименко В. М. Диагностика звукопроизношения, фонематического
восприятия дошкольников с речевыми нарушениями. 2017.
21. Лихова Е. П. Схема обследования детей с дизартрией. 2011.
22. Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. Слоговая структура слова: обследование и
формирование у детей с недоразвитием речи. М. : Книголюб, 2008.
23. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений
слоговой структуры слов у детей. Спб. : Детство-Пресс, 2001. 48 c.
24. Полукарова А. А. Исследование звукослоговой структуры слова у
старших дошкольников с дизартрией//Инновационная наука. №11. 2016.
25. Коненкова И. Д. Обследование речи дошкольников с задержкой
психического развития. М. 2005. 80 с.
26. Шинкарева Н. А., Алсанова А. В. Особенности развития компонентов
словесного творчества детей старшего дошкольного возраста// Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018.
27. Гаравская М. С. Диагностика развития речи детей старшего дошкольного
возраста. 2013.
28. Гончаренко Н. Диагностика сформированности грамматического строя
речи детей младшего дошкольного возраста. 2014.