Ольга Ларькина
Комплекс занятий «Система работы с неговорящими детьми с отставанием и отклонениями в развитии» от 3-х до 7 лет
Задачи:
Развитие активной речи до уровня звукоподражаний, лепетных и простых общеупотребительных слов: названий членов семьи, частей тела и лица, употребление звукоподражаний, относящихся к домашним и диким животным, к транспортным средствам;
Различение парных картинок, отличающихся по внешним признакам,
Различение картинок животных, птиц и их детенышей,
Понимание действий и признаков предметов;
Различение цвета, формы и величины предметов;
Выделение одной игрушки из нескольких;
Развитие конструктивного праксиса;
Закрепление усвоенных ранее артикуляционных движений;
Публикация «Комплекс занятий „Система работы с неговорящими детьми с отставанием и отклонениями в развитии“ от 3-х до 7 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Неговорящие дети
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Рисование простых геометрических фигур, закрашивание их, штрихование, обведение трафаретных фигур.
Занятие № 1. Лексическая тема «Семья».
1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ : Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — мамочка, Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья. (поочередно гладить пальцы от основания к кончику, начиная с большого на обеих руках по очереди).
2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ : «Поиграй в мячик с мальчиком» (подуть на бумажный мячик).
3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ:
«Семья» Папа, мамочка и я — вместе дружная семья.
Папа улыбается, мама улыбается, улыбаюсь я (широко улыбнуться, обнажив зубы).
Папа удивляется, мама удивляется-удивляюсь я. (поднять брови, губы сложить как при произнесении звука (о).
Папочка ругается, мамочка ругается (погрозить указательным пальцем, нахмурить брови, губы поджать).
Извиняюсь я (сделать виноватое лицо, закусить нижнюю губу).
4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ :
Рассматривание сюжетной картинки «Семья».
- Покажи маму, папу, дедушку, бабушку, мальчика, девочку.
5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ :
Ребенок называет членов семьи (мама, папа, баба, дед, сын, дочь.) Затем логопед задает вопросы: Кто маленький? (сын, дочь). Кто большой? (мама, папа, баба, дед). Мама какая? И т. д. Кто стоит? Кто сидит? Кто играет? Кто рисует? Кто готовит? (ответы ребенка).
6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (ЗРИТЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ) : Игра «Кто убежал?» (по картинкам членов семьи).
7. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ : «Угадай, кто говорит?» (компьютерная программа «Учимся говорить правильно»)
8. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ : Логопед: У кого красная кофта, зеленое платье?
9. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: нарисуем маму.
Занятие № 2. Лексическая тема: «Домашние животные».
1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ :
Все пальцы «скачут» по столу: По дороге белой, гладкой Скачут пальцы, как лошадки:
Цок-цок-цок, цок-цок-цок, Скачет резвый табунок.
2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ :
«Поиграй с котенком» (сдуть бумажный бантик).
3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ:
«Кошка» Кошка очень любит молоко, она лакает его из блюдца вот так: высунуть изо рта широкий язык и совершать им лакательные движения.
Кошка молоко лакала, после ротик облизала (круговым движением языка облизать губы). Умылась кошка и пошла на охоту. Возле норки лежит, мышку в норке сторожит.
Вылезет мышка из норки, а кошка ее хвать и поймает.
Вот так… (губы в улыбке, медленно высовывать изо рта заостренный кончик языка, затем прикусить язык зубами).
Кошку Мурку мы похвалим, бантик розовый подарим. Вот такой… (открыть рот, упереться широким кончиком языка в нижние зубы, а среднюю часть языка выгнуть в виде горки и выкатить изо рта наружу, затем прикусить язык).
4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ :
Игра «Найди пару» (по 2 разных игрушки коровы, кошки, собаки, лошади, свиньи).
5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ :
Назвать домашних животных — киса, авка (собака, конь
Игра «Помоги детенышу найти свою маму». Логопед: На лужайке гуляли детеныши домашних животных и заблудились. Как позовет котенок свою маму? (если ребенок затрудняется, то дать образец звукоподражания).
6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
(зрительное внимание, память, мышление) : сложить разрезную картинку домашнего животного.
7. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ :
«Кто как голос подает?»
В деревне живут разные домашние животные: лошадь, собака, корова и т. д.
Все они поют свои любимые песенки. Угадай, кто поет? (Му, и-го-го, бе, хрю-хрю) и т. д.
(с игрушками) или компьютерная игра «Учимся говорить правильно. Скотный двор».
8. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ : по картинкам животных и их детенышей.
Логопед: покажи, кто большой, а кто маленький.
9. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ:
раскрашивание картинки «котенок».
Занятие № 3. Лексическая тема: «Дикие животные».
1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ :
«Сидит белка на тележке»
Сидит белка на тележке,
Продает свои орешки (правой рукой загибать по очереди пальцы на левой, а затем наоборот) Лисичке-сестричке, воробью, синичке, Мишке косолапому и заиньке усатому.
2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ :
«Звери пошли гулять» (подуть на бумажных зверей).
3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ:
«В лесу» Побывали мы в лесу, повстречали там лису. У лисы мордочка острая длинная, вот такая… (вытянуть губы трубочкой и подержать их в таком положении несколько секунд). Под сосной дремал медведь. Как проснулся, стал реветь (длительно произносить звук (э, при этом рот открыть, губы слегка выдвинуть вперед). Услыхал его зайчишка и стал грызть корень — кочерыжку (поднять верхнюю губу, пощелкать зубами). А по веткам скок-поскок, белка — рыженький зверек. Угостим ее орешком. Смотрите, белка орешек за щеку кладет, а потом за другую. Вот так (кончиком языка упираться то в правую, то в левую щеку, оттопыривая ее изнутри).
4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ :
Игра «Где мишка?» и т. д. (ребенок показывает игрушку).
5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ : (Мишка, волк, лиса).
6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное внимание, память, мышление) : «Четвертый лишний» (по картинкам или игрушкам диких животных + игрушка, не относящаяся к диким животным).
7. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ :
«Кто как играет?» Мишка играет на барабане «бом-бом, зайчик играет на дудочке «ду-ду!», лиса играет на пианино «ля-ля». Угадай, кто играет: ду-ду, ля-ля, бом-бом? (следует показывать и звуки и движения).
8. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ : Игра «Спрячь игрушку в ладошках» на формирование представлений о величине (большая и маленькая белка).
9. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: штриховка медвежонка.
Занятие № 4. Лексическая тема: «Настольный театр «Репка».
1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ :
«Огород» Приглашаем народ (сделать руками жест к себе,
Заходите в огород (развести руки в стороны перед собой,
Проходите между гряд (указательные и средние пальцы как ножки, «шагают» по столу,
Там огурчики лежат (сложить пальцы в форме овала,
Помидоры висят (сложить пальцы в форме круга,
Прямо в рот хотят. Рядом зреет репка (сложить пальцы в форме сердечка).
Ни густа, ни редка. Наберем мы овощей (округлить левую руку как лукошко, а правой рукой «класть» в него воображаемые овощи).
2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ.
3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ:
«Репка» Вот репка (изобразить сердечко руками).
Мы кусочек откусили (пощелкать зубами, широко открывая и закрывая рот).
Пожевали: та-та-та («пожевать зубами кончик языка, приговаривая та-та-та).
Проглотили: «ам» (произнести звукоподражание, широко открывая рот).
Очень вкусно (почмокать губами)
Ароматно (поднести ладони к лицу, глубоко вдохнуть, затем выдохнуть, произнося «ах»). Удивительно приятно! (облизать губы круговым движением языка).
4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ :
Логопед: Кто посадил репку? (покажи). Кого позвал дед на помощь? (покажи) и т. д. (вопросы задаются после рассказывания сказки логопедом).
5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ : повторить названия персонажей сказки по образцу логопеда: дед, баба, Аня, авка, киса, мышка.
6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
(зрительное внимание, память, мышление) : игра «Кто убежал?» (персонажи сказки).
7. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ :
Логопед: выбери фломастер такого же цвета, как репка (из нескольких).
8. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: рисование репки.
Занятие № 5. Лексическая тема: «Настольный театр «Теремок».
1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ :
«Вышел зайчик погулять» Раз,два, три, четыре, пять (хлопать в ладоши).
Вышел зайчик погулять ( изобразить зайчика: сжать кулак, выставив из него указательный и средний пальцы — это ушки).
Вдруг охотник выбегает, (указательный и средний пальцы «бегут» по столу как ножки, Прямо в зайчика стреляет! ( кистью правой руки изобразить ружье: выставить из кулака указательный палец и совершить несколько «выстрелов»).
Пиф-паф, ой-ой-ой. Убегает зайчик мой (указательный и средний пальцы скачут по столу). 2. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ:
«В лесу» Были мы в лесу. Видели за елкой пробегали волки. Зарычал волчище — показал зубищи (длительно произносить звук (ы, рот открыть, зубы оскалить, губы выдвинуть вперед рупором). А потом клыками: щелк, чтобы знали, кто здесь волк (пощелкать зубами). Под сосной дремал медведь. Как проснулся, стал реветь (длительно произносить звук (э, губы слегка выдвинуть вперед). Услыхал его зайчишка. Задрожал в кустах трусишка. Он сидит и еле дышит, Даже ушком не колышит (вдох через нос, выдох через рот).
4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ :
После рассказывания логопедом сказки ответы на вопросы: Кто первый пришел в теремок? Кто пришел за мышкой? и т. д. (покажи).
5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ : называние персонажей сказки по вопросу логопеда «Кто это?»
6. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ :
«Разбежались звери из теремка» (сдуть бумажных зверюшек из бумажного домика).
7. РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНОГО ПРАКСИСА:
строительство из кубиков или простого конструктора нового теремка для зверей.
8. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ :
«Помоги зверятам попасть в теремок».
Мышка должна постучать вот так: ТУК-ТУК,
зайчик - ТУК-ТУК-ТУК,
лисичка – ТУК – ТУК - ТУК (большими буквами - громко, маленькими - тихо).
Угадай, кто стучит? (взрослый изображает, как стучали звери).
9. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: рисование теремка.