Марина Николаевна Клевцова
Система работы с одаренными детьми в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности одарённого ребёнка. Это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития личности, во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, способных созидать новое в различных сферах жизни. Самым сенситивным периодом для развития проявлений одарённости является раннее детство и дошкольный возраст. Каждый ребёнок от рождения наделён огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и даёт возможность ребёнку достигать больших высот в своём развитии.
Публикация «Система работы с одаренными детьми в детском саду» размещена в разделах
Детский возраст - период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления - одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Детская одаренность может проявляться в разных видах деятельности. Так, ребенок может проявлять одаренность в спорте, музыке, изобразительном искусстве, танцах, может проявлять лидерские качества (коммуникативная одаренность, интеллектуальные способности и т. д. В некоторых случаях детская одаренность проявляется сразу в нескольких сферах.
Различаются виды одаренности :
1. Художественная одаренность (высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности).
2. Общая интеллектуальная одаренность (дети запоминают и сохраняют информацию, что позволяет им преуспевать во многих областях знаний).
3. Творческая одаренность (дети с творческой направленностью отличаются независимостью в суждениях, чувством юмора, ярким темпераментом).
Наш детский сад работает по программе «Детство». Центральными задачами образовательной программы «Детство» и её педагогической технологии являются:
- сохранение уникальности каждого ребёнка;
- создание благоприятных условий для самовыражения;
- максимальная реализация потенциальных возможностей каждого ребёнка.
В связи с этим работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы нашего учреждения.
В нашей системе работы с одарёнными детьми поставлены следующие задачи:
- создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых детей;
- создание максимально благоприятных условий для интеллектуального развития одарённых детей, в образовательном процессе и в свободной деятельности;
- создание условий одарённым детям для реализации их творческих способностей в процессе в научно-исследовательской и поисковой деятельности;
- стимулирование творческой деятельности одарённых детей;
- оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи родителям одарённых детей.
Педагоги, работающие с одаренными детьми должны соответствовать требованиям:
- иметь высокий уровень профессиональной подготовки;
- склонность к творческой деятельности;
- умение обеспечить оптимальные условия развития;
- наличие в общении с детьми тактики сотрудничества;
- личная готовность к работе с одаренными детьми;
- наличие у педагога специальных способностей и навыков, позволяющих ему заинтересовать детей процессом выполняемой им самим деятельности.
Основные требования к педагогам в работе с одаренным ребенком - безусловное понимание и уважение к его личности. Главная задача взрослого
Вызвать интерес у ребенка к серьезной творческой работе. Необходимо чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество взрослого и ребенка.
Педагоги детского сада занимаются проблемами выявления и сопровождения детей с признаками одаренности в ДОУ, подборкой и систематизацией материала по работе с такими детьми, осуществлением взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с учреждениями дополнительного образования.
Формы работы с одаренными детьми в условиях детского сада :
- Сюжетно – ролевые и творческие игры.
- Индивидуальная работа Творческие объединения, кружки.
- Проектная деятельность.
- Экспериментально-исследовательская деятельность.
- Конкурсы, выставки, соревнования, Выставки, конкурсы.
- Творческие отчеты, презентации.
Работая с одаренными детьми, мы используем различные педагогические методы и формы работы, создавая при этом педагогические условия, которые благоприятно воздействуют на воспитание, обучение и общение детей.
Много внимания по вопросам развития детской одарённости уделяется работе с родителями. Проводятся индивидуальные беседы, родительские собрания, круглые столы и лекции, в рамках которых родители получают необходимые знания и навыки по воспитанию и взаимодействию с одарёнными детьми. Наша задача - научить родителей умению наблюдать за своими детьми, следить за их развитием, а также - способствовать этому развитию.
Вся работа по развитию одарённости детей в нашем учреждении ориентирована на максимальную реализацию потенциальных возможностей дошкольника, развитие его склонностей, способностей, так как в дошкольные годы есть все необходимые и достаточные предпосылки для развития ребёнка как личности.
Список литературы:
1. Белова Е. С. Одаренность малыша : раскрыть, понять, поддержать. - М. ,1998.
2. Панютина Н. И. Система работы образовательного учреждения с одарёнными детьми / Н. И. Панютина В. Н., Рагинская Е. Б. Кислякова [и др. ]. – Волгоград: Учитель, 2008. – 204 с.
3. Песечник Л. Одарённые дети в детском саду и в семье (статья вторая) // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. - с. 14-21.