Наталья Щербинина
Использование наглядного моделирования как средства развития речи с неговорящими детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с неговорящими детьми носит долгий и кропотливый труд. Прежде чем начать работать с ребенком, нужно четко представлять и понимать что от логопеда требуется, ожидания родителей и способности ребенка.
Кандидат педагогических наук Якунина Н. В. выделила особенности неговорящих детей : отсутствие общеупотребительной речи :
-Речь отсутствует или наблюдаются элементы.
-Дети пользуются для общения лепетными словами, звукоподражаниями или искажёнными формами слов.
Публикация «Использование наглядного моделирования как средства развития речи с неговорящими детьми» размещена в разделах
- Неговорящие дети
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
-Наличие нескольких простых звуков, плохо артикулируемых в речи.
-Чаще всего выражен только один ударный компонент.
-Недоступны навыки языкового анализа и синтеза, не сформировано фонематическое восприятие.
-Не умеют в речи выражать словоформы слов, пользуются морфемами. Слова многозначны.
-Нет связной речи.
Логопеды практики и теоретики ставят следующие задачи работы:
-Развивать понимание речи. Преодолевать речевой негативизм (развивать речевую активность, вырабатывать мотивацию к общению).
-Развивать речевое звукоподражание.
-Формировать у ребёнка первичный словарь, обеспечивающий минимальное общение.
-Переходить от отдельных слов к словосочетаниям и отдельным фразам.
-Вырабатывать у ребёнка элементы грамматизации, первые грамматические обобщения и противопоставления.
Для решения поставленных задач огромную помощь оказывает наглядность, а именно наглядное моделирование.
Неговорящие дети, прежде чем научиться пользоваться речью, должны пройти известную подготовку, выражающуюся в понимании речи. Необходимо обеспечить «домашнюю» обстановку и добиться с ним прочного эмоционального контакта. У напряженного ребенка нельзя вызвать никакой речи; прежде всего он должен нас принять и нам поверить. Нужная атмосфера создается с помощью различных приемов, но особенно успешно расслабление достигается во время игр в сопровождении с музыкой. Музыкальные занятия снимают или уменьшают контроль ребенка за своей речью — неговорящий ребенок, подражая поющим детям и взрослым, вовлекается в процесс пения. Музыка прекрасно стимулирует и уточняет слуховое восприятие, развивает мелодику речи. На музыкальных занятиях могут решаться и проблемы формирования пространственных представлений, и проблемы координации движений. Мама и ребенок обладают тесной связью, они соединены невидимой нитью, поэтому мы приглашаем родителей посетить и поучаствовать во всевозможных совместных мероприятиях. (Слайд 1).
Пескотерапия-это уникальный метод при коррекционной работе с неговорящими детьми, через который решаются многие задачи, поставленные перед учителем-логопедом. (Слайд 2).
На занятиях мы все время говорим с детьми, простыми короткими словами комментируем то, что делаем, стараясь сохранять постоянные формулировки. Желательно, чтобы дети смотрели на лицо того, кто проводит занятие. В связи с этим выбираем необходимый ракурс, находясь на уровне глаз неговорящего ребенка. (Слайд 3).
У неговорящего ребенка почти всегда существуют проблемы энергетического плана: либо он гиперактивен, все время куда-то бежит, либо, напротив, необыкновенно заторможен.
В первом случае жизнь ребенка в группе должна быть организована таким образом, чтобы его постепенно успокоить, устранив, насколько возможно, все источники возбуждения. И опять решить эту проблему помогает наглядное моделирование, можно просто взять ребенка на руки и показать ему сказку через модули. (Слайд 4). И через некоторое время он лежит на плече у взрослого, как мешок, ласково мурлычет под его пение, а затем у ребенка обычно резко усиливается вокализация.
Мы специально создаем эмоционально напряженные ситуации, разрешение которых вызывает позитивные сдвиги в состоянии ребенка. Они возникают при различных играх в кругу, особенно если дети держатся за руки. Того же можно добиться при игре в лото. Например, играют трое детей, двое из которых могут говорить. «У кого игрушка?» — «У меня». — «А у кого матрешка?» — «У меня». — «А у кого машинка?» И вдруг от совершенно неговорящего ребенка слышу : «У меня».(Слайд 5).
На фоне стимуляции происходит работа по развитию восприятия — тактильного, слухового, зрительного. Для улучшения тактильного восприятия существенно, чтобы ребенок ощущал форму, величину предмета, фактуру материала, из которого тот сделан, и т. д. — и мы трогаем, щупаем или поглаживаем разнообразные игрушки, фигурки, природный материал и т. д. Опять никуда без наглядных модулей. (Слайд 6).
Для общения важно точное понимание ребенком обращенной к нему речи. При хорошем интеллекте недостаток понимания слов ребенок восполняет осмыслением ситуации, эмоций, жестов. Необходимо выработать ориентацию на слово в точном его значении. Работа над пониманием речи происходит на всех занятиях, прежде всего на двигательных и логопедических.
При двигательной терапии в пространстве игрового зала размещается как бы большой мир: леса, поля, реки; ребенок выходит в этот мир и изучает его. Дети путешествуют: ползают на животе и на четвереньках, «плавают», «летают». Если кончилась «речка», останавливаемся; если впереди «гора», идем вверх. Все это не говорится, а делается: тряпка — это море, лишний стул — гора. Такие занятия задают ритм и темп — то, что можно откорректировать именно на двигательных занятиях. К тому же у многих таких детей нарушено ощущение положения собственного тела в пространстве — вплоть до того, что ребенок садится мимо стула или не вписывается в дверной проем. Двигательные занятия помогают справляться и с этими проблемами. (Слайд 7).
Одновременно мы работаем над зрительным прослеживанием; оно также значительно стимулирует как речь, так и развитие в целом. Ребенок обделен вербальной информацией, а также зачастую чувственным опытом; восполнить недостаток чувственного опыта и связать этот опыт с речью является нашей основной целью. Мы активно занимаемся ручным трудом, при этом все прощупывая и называя, устанавливаем речевую структуру мира, делаем его реальным, «живым». Так шаг за шагом формируется словарь ребенка. Параллельно уточняются зрительные образы предметов: недостаточно увидеть предмет на картинке, надо самому слепить грушу или сделать кастрюлю. (Слайд 8).Изготовление модулей-это кропотливая работа неговорящего ребенка.
Чтобы ребенок мог произнести слово или построить внутреннюю схему высказывания, мы много работаем с ним над выстраиванием и запоминанием разных последовательностей — знаков, образов, движений. Первые наши игры — расстановки и рассаживания. Мы играем в «гости» и в этом опять нам помогают модули-домики. (Слайд 9).
При работе с ребенком старше 3 лет мы используем буквы как одну из зрительных опор. Для этого ребенок должен буквы «прочувствовать». Поэтому мы рисуем букву на полу и предлагаем ребенку обходить ее по контуру. Другое упражнение — изображение каждой буквы всем телом. Любое занятие наполнено буквами: мы их лепим, вырезаем, ощупываем, обводим, собираем из гороха, рисуем не только на бумаге, но и пальцами на спине друг у друга, и т. д. (Слайд 10).
Не отказываемся мы и от традиционной логопедической работы, артикуляционная гимнастика перед зеркалом с использование модуля-«Лягушки-говорушки» применяем с удовольствие, так как детям очень нравится пойти в гости к такой лягушке. (Слайд 11).
Как только ребенок привыкает к нашим занятиям, начинается работа над словарем; она идет параллельно со стимуляцией. Призываем родителей показать ребенку и назвать предметы; пусть он их пощупает. Очень полезно проделать что-нибудь с каждым предметом. Богатейшие лексические слои — названия продуктов, магазинов, блюд; обозначения разнообразных действий при готовке; относящиеся к этой сфере слова-качества и т. д. (Слайд 12).
Работа над пониманием грамматических форм начинается с первых же этапов коррекции. При этом мы широко используем схемы, опорные знаки, играем в слова, всячески их варьируя. (Слайд 13).
Таким образом, применение наглядного моделирования в коррекционной работе с неговорящими детьми существенно облегчает процесс овладения всей структурой речи, позволяет успешно преодолевать недостатки в ее развитии.