Получи документы

Использование наглядного моделирования как средства развития речи с неговорящими детьми

Наталья Щербинина
Использование наглядного моделирования как средства развития речи с неговорящими детьми
▼ Скачать + Заказать документы

Работа с неговорящими детьми носит долгий и кропотливый труд. Прежде чем начать работать с ребенком, нужно четко представлять и понимать что от логопеда требуется, ожидания родителей и способности ребенка.

Кандидат педагогических наук Якунина Н. В. выделила особенности неговорящих детей : отсутствие общеупотребительной речи :

-Речь отсутствует или наблюдаются элементы.

-Дети пользуются для общения лепетными словами, звукоподражаниями или искажёнными формами слов.

Публикация «Использование наглядного моделирования как средства развития речи с неговорящими детьми» размещена в разделах

-Наличие нескольких простых звуков, плохо артикулируемых в речи.

-Чаще всего выражен только один ударный компонент.

-Недоступны навыки языкового анализа и синтеза, не сформировано фонематическое восприятие.

-Не умеют в речи выражать словоформы слов, пользуются морфемами. Слова многозначны.

-Нет связной речи.

Логопеды практики и теоретики ставят следующие задачи работы:

-Развивать понимание речи. Преодолевать речевой негативизм (развивать речевую активность, вырабатывать мотивацию к общению).

-Развивать речевое звукоподражание.

-Формировать у ребёнка первичный словарь, обеспечивающий минимальное общение.

-Переходить от отдельных слов к словосочетаниям и отдельным фразам.

-Вырабатывать у ребёнка элементы грамматизации, первые грамматические обобщения и противопоставления.

Для решения поставленных задач огромную помощь оказывает наглядность, а именно наглядное моделирование.

Развитие понимания речи.

Неговорящие дети, прежде чем научиться пользоваться речью, должны пройти известную подготовку, выражающуюся в понимании речи. Необходимо обеспечить «домашнюю» обстановку и добиться с ним прочного эмоционального контакта. У напряженного ребенка нельзя вызвать никакой речи; прежде всего он должен нас принять и нам поверить. Нужная атмосфера создается с помощью различных приемов, но особенно успешно расслабление достигается во время игр в сопровождении с музыкой. Музыкальные занятия снимают или уменьшают контроль ребенка за своей речью — неговорящий ребенок, подражая поющим детям и взрослым, вовлекается в процесс пения. Музыка прекрасно стимулирует и уточняет слуховое восприятие, развивает мелодику речи. На музыкальных занятиях могут решаться и проблемы формирования пространственных представлений, и проблемы координации движений. Мама и ребенок обладают тесной связью, они соединены невидимой нитью, поэтому мы приглашаем родителей посетить и поучаствовать во всевозможных совместных мероприятиях. (Слайд 1).

Пескотерапия-это уникальный метод при коррекционной работе с неговорящими детьми, через который решаются многие задачи, поставленные перед учителем-логопедом. (Слайд 2).

На занятиях мы все время говорим с детьми, простыми короткими словами комментируем то, что делаем, стараясь сохранять постоянные формулировки. Желательно, чтобы дети смотрели на лицо того, кто проводит занятие. В связи с этим выбираем необходимый ракурс, находясь на уровне глаз неговорящего ребенка. (Слайд 3).

У неговорящего ребенка почти всегда существуют проблемы энергетического плана: либо он гиперактивен, все время куда-то бежит, либо, напротив, необыкновенно заторможен.

В первом случае жизнь ребенка в группе должна быть организована таким образом, чтобы его постепенно успокоить, устранив, насколько возможно, все источники возбуждения. И опять решить эту проблему помогает наглядное моделирование, можно просто взять ребенка на руки и показать ему сказку через модули. (Слайд 4). И через некоторое время он лежит на плече у взрослого, как мешок, ласково мурлычет под его пение, а затем у ребенка обычно резко усиливается вокализация.

Мы специально создаем эмоционально напряженные ситуации, разрешение которых вызывает позитивные сдвиги в состоянии ребенка. Они возникают при различных играх в кругу, особенно если дети держатся за руки. Того же можно добиться при игре в лото. Например, играют трое детей, двое из которых могут говорить. «У кого игрушка?»«У меня». — «А у кого матрешка?»«У меня». — «А у кого машинка?» И вдруг от совершенно неговорящего ребенка слышу : «У меня».(Слайд 5).

На фоне стимуляции происходит работа по развитию восприятия — тактильного, слухового, зрительного. Для улучшения тактильного восприятия существенно, чтобы ребенок ощущал форму, величину предмета, фактуру материала, из которого тот сделан, и т. д. — и мы трогаем, щупаем или поглаживаем разнообразные игрушки, фигурки, природный материал и т. д. Опять никуда без наглядных модулей. (Слайд 6).

Для общения важно точное понимание ребенком обращенной к нему речи. При хорошем интеллекте недостаток понимания слов ребенок восполняет осмыслением ситуации, эмоций, жестов. Необходимо выработать ориентацию на слово в точном его значении. Работа над пониманием речи происходит на всех занятиях, прежде всего на двигательных и логопедических.

При двигательной терапии в пространстве игрового зала размещается как бы большой мир: леса, поля, реки; ребенок выходит в этот мир и изучает его. Дети путешествуют: ползают на животе и на четвереньках, «плавают», «летают». Если кончилась «речка», останавливаемся; если впереди «гора», идем вверх. Все это не говорится, а делается: тряпка — это море, лишний стул — гора. Такие занятия задают ритм и темп — то, что можно откорректировать именно на двигательных занятиях. К тому же у многих таких детей нарушено ощущение положения собственного тела в пространстве — вплоть до того, что ребенок садится мимо стула или не вписывается в дверной проем. Двигательные занятия помогают справляться и с этими проблемами. (Слайд 7).

Одновременно мы работаем над зрительным прослеживанием; оно также значительно стимулирует как речь, так и развитие в целом. Ребенок обделен вербальной информацией, а также зачастую чувственным опытом; восполнить недостаток чувственного опыта и связать этот опыт с речью является нашей основной целью. Мы активно занимаемся ручным трудом, при этом все прощупывая и называя, устанавливаем речевую структуру мира, делаем его реальным, «живым». Так шаг за шагом формируется словарь ребенка. Параллельно уточняются зрительные образы предметов: недостаточно увидеть предмет на картинке, надо самому слепить грушу или сделать кастрюлю. (Слайд 8).Изготовление модулей-это кропотливая работа неговорящего ребенка.

Чтобы ребенок мог произнести слово или построить внутреннюю схему высказывания, мы много работаем с ним над выстраиванием и запоминанием разных последовательностей — знаков, образов, движений. Первые наши игры — расстановки и рассаживания. Мы играем в «гости» и в этом опять нам помогают модули-домики. (Слайд 9).

При работе с ребенком старше 3 лет мы используем буквы как одну из зрительных опор. Для этого ребенок должен буквы «прочувствовать». Поэтому мы рисуем букву на полу и предлагаем ребенку обходить ее по контуру. Другое упражнение — изображение каждой буквы всем телом. Любое занятие наполнено буквами: мы их лепим, вырезаем, ощупываем, обводим, собираем из гороха, рисуем не только на бумаге, но и пальцами на спине друг у друга, и т. д. (Слайд 10).

Не отказываемся мы и от традиционной логопедической работы, артикуляционная гимнастика перед зеркалом с использование модуля-«Лягушки-говорушки» применяем с удовольствие, так как детям очень нравится пойти в гости к такой лягушке. (Слайд 11).

Как только ребенок привыкает к нашим занятиям, начинается работа над словарем; она идет параллельно со стимуляцией. Призываем родителей показать ребенку и назвать предметы; пусть он их пощупает. Очень полезно проделать что-нибудь с каждым предметом. Богатейшие лексические слои — названия продуктов, магазинов, блюд; обозначения разнообразных действий при готовке; относящиеся к этой сфере слова-качества и т. д. (Слайд 12).

Работа над пониманием грамматических форм начинается с первых же этапов коррекции. При этом мы широко используем схемы, опорные знаки, играем в слова, всячески их варьируя. (Слайд 13).

Таким образом, применение наглядного моделирования в коррекционной работе с неговорящими детьми существенно облегчает процесс овладения всей структурой речи, позволяет успешно преодолевать недостатки в ее развитии.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр как средства развития речи детей младшего дошкольного возрастаИспользование дидактических игр как средства развития речи детей младшего дошкольного возраста Начиная с младшего дошкольного возраста, дети проявляют большой интерес к языковой деятельности, «экспериментируют» со словами, создают.

Использование метода наглядного моделирования при обучении дошкольников рассказыванию Одно из направлений всестороннего развития ребёнка-дошкольника – формирование речевых навыков. Фактором, облегчающим процесс становления.

Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению ОНР у дошкольников Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению ОНР у дошкольников “Чтобы обучить другого, требуется.

Использование моделирования как средства развития связной речи детей дошкольного возраста Дошкольный возраст – сензитивный период в обучении ребенка родному языку. От того насколько у ребенка развито умение говорить, насколько.

Мастер-класс «Использование нетрадиционных техник в художественном труде как средства развития творчества у детей с ЗПР»Мастер-класс «Использование нетрадиционных техник в художественном труде как средства развития творчества у детей с ЗПР» «Использование нетрадиционных техник в художественном труде как средства развития творчества у детей с задержкой психического развития».

Использование семантических полей как средства развития словаря детей 5–7 лет с ОНР Использование семантических полей как средства развития словаря детей 5-7 лет с ОНР Велико значение словаря ребенка на развитие.

Конспект занятия по развитию речи с использованием наглядного моделирования (мнемотаблицы)Конспект занятия по развитию речи с использованием наглядного моделирования (мнемотаблицы) Тема: Пересказывание эскимоской сказки "Как лисичка бычка обидела". Цель: Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка.

Презентация «Мастер-класс «Использование детской журналистики как средства познавательного и личностного развития дошкольника» Мастер — класс    «Использование детской журналистики как средства познавательного и личностного развития дошкольника» (для старшего дошкольного.

Использование нетрадиционных техник рисования как средства развития творческих способностей детей "Использование нетрадиционных техник рисования как средства развития творческих способностей детей". В данной методической разработке представлены.

Презентация «Развитие связной речи у дошкольников методом наглядного моделирования» Развитие связной речи у дошкольников методом наглядного моделирования. Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование наглядного моделирования как средства развития речи с неговорящими детьми
Опубликовано: 2 декабря 2018 в 11:27
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование наглядного моделирования как средства развития речи с неговорящими детьми» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Щербинина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД