Наталья Старикович
Комплекс заданий для развития умений работать с информацией
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не потеряться в этом потоке, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией : навык поиска, анализа, обработки, хранения, использования и применения информации в максимально рациональной форме. Научить этому должна школа, причём на первой ступени, потому что первичный опыт работы с информацией закладывается именно на этом этапе и становится залогом успешного обучения в дальнейшем.
Публикация «Комплекс заданий для развития умений работать с информацией» размещена в разделах
Умение работать с информацией – это универсальное учебное действие, необходимое на уроках по всем предметам начиная с первого класса.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) отмечает, что в «результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники должны приобрести первичные навыки работы с информацией».
В основу своей работы по формированию функциональной грамотности я положила ресурсы Яндекс. Учебника. На этой платформе есть отдельный курс «Функциональная грамотность», который включает в себя комплекс заданий для развития умений по работе с информацией.
Как с этим работать?
Все задания собраны в одну Карту умений, которая упрощает навигацию по умениям и уровням сложности.
Когда давать эти задания ученикам?
Задания метапредметные, поэтому их можно выдавать на любых удобных уроках: русском языке, математике, окружающем мире. Задания каждого класса отличаются по уровню сложности: можно выбрать подходящий и выдавать задания поэтапно. Задания предыдущего класса можно использовать как подготовительные.
А. Умение ориентироваться в источнике информации
Ориентация на странице
Про Ёжика и Медвежонка
Выполняя эти задания, дети ориентируются на понятия «выше» и «ниже», «справа» и «слева», в том числе рассматривают один и тот же объект сбоку и сверху. Задания доступны и детям, которые пока не научились читать.
Марсианский фотоальбом
Выполняя эти задания, дети учатся ориентироваться на странице: располагают элементы выше или ниже, правее или левее друг друга. В этом занятии они соберут несколько страниц из фотоальбома марсианина по имени Сгущ. Задания доступны и детям, которые пока не научились читать.
Ориентация в тексте
Сколько имён?
В занятии ученики тренируются находить в тексте имена людей и животных и определять, сколько людей названо по имени. Занятие рассчитано на детей, которые уже могут прочитать небольшой текст. При необходимости можно разбить готовое занятие на несколько частей или сократить количество карточек.
4 карточки
Как кого зовут?
В занятии дети учатся находить в тексте разные имена, обычные и необычные, опираясь на формальный критерий — заглавную букву. Занятие рассчитано на детей, которые уже могут прочитать небольшой текст. При необходимости можно разбить готовое занятие на несколько частей или сократить количество карточек
Б. Умение извлекать информацию
Задания этого блока дадут ученикам умение определять характер нужной информации и извлекать ее из источника. Кроме того, они получат навыки определения сходства и различия информации, поданной в разных форматах.
Что мы узнаём о животных по картинкам и фотографиям?
Дети учатся всматриваться в картинки и фотографии и подбирать вопросы, на которые можно найти ответы по этим иллюстрациям. Учатся определять, что можно узнать по одной фотографии, а что сразу по двум, ответ на какой вопрос можно найти по данной картинке и т. п. Выбирая и извлекая информацию об объектах, дети сравнивают, делают первоначальные выводы, учатся внимательно относиться к информации на картинке, фотографии и схеме.
Что мы узнаём о животных по картинкам и схемам?
Продолжение первого занятия «Что мы узнаем о животных по картинкам и фотографиям». Дети снова учатся всматриваться в картинки, фотографии, схемы и извлекать нужную информацию, подбирать подходящие вопросы, сопоставлять полученные сведения и делать элементарные выводы.
Находить сходство и различие информации
Подбираем картинки к рассказу
Дети учатся находить соответствия и несоответствия на иллюстрации и в словесном тексте-описании, сопоставлять информацию, данную в словесной и графической форме, подбирать иллюстрации.
Создаём иллюстрации
Дети учатся находить соответствия и несоответствия в иллюстрациях и тексте-описании, сопоставлять информацию, данную в словесной и графической форме, подбирать иллюстрации.
В. Умение работать с недостающей информацией
Выполнение заданий в этом разделе выработает у учеников умение определять характер недостающей информации и способы ее восполнения; даст навыки по нахождению разницы между информацией и собственными о ней представлениями, по отделению достоверной информации от недостоверной, по правильному формулированию запросов при поиске недостающей информации.
Находить расхождения в информационном источнике и в собственных представлениях
Отгадай, какого цвета?
Выполняя эти задания, дети учатся удерживать внимание на поставленном вопросе, различать информацию, которая содержится в текстовом и графическом информационных источниках, сравнивать эту информацию и находить верный ответ на поставленный вопрос.
Отгадай, большое или маленькое?
С помощью этих заданий дети учатся внимательно относиться к информации, представленной в текстовом источнике, и сравнивать её с информацией, известной на основании личного опыта. Для ответа на вопрос важна информация, данная в тексте, и она не всегда совпадает с личным опытом ребёнка (с его знаниями и представлениями).
Находить расхождения в разных источниках. Находить неправдоподобную информацию
Небылицы
Выполняя эти задания, первоклассники учатся подбирать к текстам подходящие иллюстрации, находить несоответствия в рисунках и текстах, восстанавливать последовательность событий с помощью картинок.
Находить смысловую лакуну (незнакомое слово). Понимать значение
Как понять значение слова по картинке?
Выполняя эти задания, дети учатся понимать значение слов по контексту и по изображениям. Находить в тексте знакомые и незнакомые слова, опираясь на картинку. Прояснять для себя смысл незнакомого слова по изображению.
Учимся понимать значение слова по картинке
Дети учатся внимательно относиться к словам и изображениям. Ученики анализируют информацию из текста и картинок:
1. определяют, какое слово соответствует этому изображению;
2. находят слова, значение которых им известно, а также новые слова, и выбирают подходящие изображения;
3. перепроверяют свой выбор, вставляя картинки в текст.
Формулировать запрос на недостающую информацию
Задаём вопросы о лазоревом паучке
Школьники учатся внимательно читать текст и задавать вопросы, используя подходящие вопросительные слова.
Какие бывают паучки?
Школьникам предлагается внимательно прочитать тексты, обращая внимание на характеристики предмета. Задавая вопросы, дети учатся находить образные определения.
Обобщающие задания
На обобщающем занятии смоделирована реальная ситуация чтения Афиши.
А что я, как внимательный читатель, увидел, рассматривая несплошной текст: иллюстрацию, текстовую и цифровую информацию, которая написана разным шрифтом.
Какую информацию я извлёк?
Учащимся предлагается обратить внимание на разные элементы информации и ответить на вопросы: как называется спектакль и в каком театре он будет проходить?
Чем интересен этот театр?
О чём этот спектакль и кто его главные герои?
Зрителям какого возраста адресован спектакль в театре теней?
Они демонстрируют умение искать информацию о месте и времени проведения и соотносить её с часами и календарём.
Хочется отметить, что данная технология отвечает требованиям Федерального образовательного стандарта. В ее основе лежит деятельностный подход в обучении, обеспечивающий формирование функционально грамотной личности и ориентированный на развитие у учащихся ключевых компетенций. Технология направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных.
Безусловно верно то, что включение детей младшего школьного возраста в активную деятельность при работе с текстом способствует как интеллектуальному развитию в целом, так и развитию творческих способностей, что позволит учащимся в будущем успешно решать жизненные задачи.