Людмила Васильевна Шульженко
Релаксация как один из здоровьесберегающих методов укрепления психофизического состояния детей в процессе муз. деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Релаксация как один из здоровьесберегающих методов укрепления психофизического состояния детей в процессе музыкальной деятельности в детском саду.
Сегодня проблема укрепления здоровья детей, повышение уровня их психофизического состояния, приобщение их к здоровому образу жизни является одной из наиболее острых проблем социальной политики. Поэтому весьма важным является выбор методов оздоровления в психофизической рекреации детей. В последние годы наблюдается увеличение многообразия форм и средств оздоровительной деятельности и рост интереса к нетрадиционным для нашей страны древневосточным музыкально-оздоровительным системам : йоге, ушу, медитации, релаксации, музыкотерапии, которые совсем не содержат в себе двигательной активности
Публикация «Релаксация как один из здоровьесберегающих методов укрепления психофизического состояния детей в процессе муз, деятельности» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Музейная педагогика в детском саду
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Темочки
В наше время дошкольники очень нагружены. Они очень устают физически и эмоционально, потому что родители стараются, чтобы их ребенок посещал как можно больше кружков. Родители порой забывают о возрасте ребенка и вместо того, чтобы после детского сада с ними просто погулять, поиграть, послушать музыку, оставляют их наедине с компьютером или телевизором.
Не раз доказано, что музыкальное развитие неразрывно связано с физическим самочувствием ребенка. Пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность и пластику движений. Работая с детьми, часто понимаю, что не только взрослым, но и детям хотя бы раз в месяц, необходимо устроить занятие релаксации. Такие упражнения как: с сосредоточением на дыхании, на расслабление мышц лица, на расслабление мышц шеи, на расслабление мышц рук, на расслабление мышц ног, на расслабление всего организма. Думаю, детям бы очень понравилось делать эти упражнения, т. к. в них есть элемент игры. Такая работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым, сохраняя здоровье.
Современные научные данные доказывают, что для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело. С этой целью в своей работе мы используем специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. (Презентация)
Успех занятия невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, труд которых направлен в первую очередь на сохранение и развитие здоровья в образовательной деятельности детей. Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.
Музыкотерапия (релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения с помощью музыки)– это психотерапевтические методы, основанные на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство. Музыкотерапия относится к комплексным средствам эмоционального и психосенсорного воздействия.
Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются. Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности. Поэтому её рекомендуется использовать не только на музыкальных занятиях, но и во всех видах деятельности. Все элементы упражнений по музыкотерапии дают возможность использовать их не только, как средство развития музыкальных и двигательных способностей детей, но и как игровой тренинг психических процессов : внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а так же, как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса, в самых различных формах организации педагогического процесса в детском саду.
Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник. Релаксация-позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. Почему-то принято считать, что методы релаксации и медитации показаны только взрослым. На самом же деле, это не совсем так. Да, откровенно говоря, сложно объяснить ребёнку, что такое медитация. Поэтому, релаксация детей дошкольного возраста требует особого взгляда и подхода. Главное – правильно и умело этим пользоваться. Нервная система ребёнка дошкольного возраста далека от своего совершенства. Детям сложно контролировать процессы возбуждения и торможения нервной системы. Этим и объясняется неспокойный сон или проблемы с засыпанием после активных игр. Прежде всего, это касается активных деток. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела и как следствие к переутомлению. «Релаксационные паузы» желательно включать в режим дня детского сада, а не только на музыкальных занятиях. Удачное исполнение музыкального произведения во многом зависит от умения правильно дышать. Одним из самых действенных способов научить малыша дышать ровно и не поверхностно является плавание, которое помимо этого способствует выработке правильной осанки и координации движений обеими руками. Техники релаксации дают детям инструмент, который они могут использовать для снятия напряжения в различных стрессовых ситуациях. В отличие от большинства терапевтических приемов, использование которых предполагает достаточный уровень интеллектуального развития и определенную зрелость клиентов, эту технику можно применять практически независимо от возраста и степени развития детей. Она универсальна и доступна. Этим техникам можно обучить и детей с различными педагогическими и физическими недостатками. Таким образом, применение релаксации (музыкотерапии) как оздоровительной системы в практике психофизической рекреации в режиме детского сада, способствует дальнейшему развитию холического подхода в воспитании и оздоровлении личности : активизирует саморегуляцию основных физиологических систем организма, снижает психоэмоциональное напряжение после «трудового» дня в детском саду и в течение его, воспитывает эмпатийные качества личности.
Список литературы:
1. Састамойтен Т. В., Солодянкин А. С. «Проблема психофизической рекреации детей в режиме учебы и отдыха». ООО «Изд. ЮКЭА» Новосибирск, 1996г.
2. «Путь к здоровому обществу» - материалы XI Всероссийской научно-практической конференции, -М. ; «Фонд имени Нирмалы Шривастава; 2001г., 248 с.
3. Интернетресурсы.