Елена Клокова
Театрализованная деятельность как один из эффективных методов художественно -эстетического развития и воспитания в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Давно известно о влиянии красоты на личность человека, эстетика, как всем известно, наука о прекрасном, поэтому эстетическое воспитание – это и есть приобщение к прекрасному во всех его проявлениях. Известные писатели, философы, педагоги, искусствоведы [Платон, Т. Гоббс, Р. Тагор, В. А. Сухомлинский, Ф. М. Достоевский и др. ] отмечаливажность эстетического воспитания для подрастающего поколения и его огромного влияния на формирование всестороннеразвитой личности. В разные эпохи, по-разному решали эту задачу, но она остаётся актуальной и в наше время.
Публикация «Театрализованная деятельность как один из эффективных методов художественно -эстетического развития и воспитания в ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Знаменитый всем афоризм Ф. М. Достоевского: «Красота спасёт мир», стал лозунгом эстетического воспитания. Нравственность должна выступать в форме красоты, утверждал Гегель. Эти изречения, убеждают нас в чрезвычайной значимости проблемы эстетического воспитания детей, особенно в условиях современного мира.
Быстрый рост развития современного общества привел к тому, что уже в дошкольном возрасте мы в первую очередь стремимся дать детям знания, научить их читать, писать, считать и т. д., но не формируем способность чувствовать, думать и творить. Как результат - эмоционально-духовная чёрствость.
Таким образом,эстетическое воспитание выходит на первой место в воспитания ребёнка. Именно оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность и даже влияет на физическое развитие.
В соответствии с ФГОС, эстетическое и художественное развитие имеет смысл расценивать как самостоятельные сферы развития ребёнка-дошкольника. Дети наделены природной естественной тягой к открытию и познанию мира прекрасного, поэтому перед педагогом стоит задача по превращению этого интуитивного чувства в осознанную деятельность.
Дошкольное детство, является наиболее благоприятным периодом, для эстетического воспитания ребёнка, ведь впечатление полученные в детства, человек проносит через всю свою жизнь. Одним из важнейших и эффективных средств эстетического воспитания дошкольников, является театрализованная деятельность. Поэтому именно ей отводится особое место в программе воспитания и обучения в детском саду. Театрализованные занятия в ДОУ всегда пользуются у детей неизменной любовью. Эстетические возможности театрализованной деятельности широки.
В силу своей специфики, театрализовано-игровая деятельность близка и понятна детям (ведущий вид деятельности дошкольников, и в то же время обладает огромной силой воздействия на душу ребёнка, зарождает в ней чувства прекрасного. Участие в театрализованной деятельности, помогает детям знакомиться с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Театрализованная деятельность тесно связано и с совершенствованием речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй.
Театрализованная деятельность помогает формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребенка к слиянию с полюбившимся образом, позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают у детей эстетический вкус, эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям. Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения, переместиться в положение другого человека, мысленно стать на его место, – утверждал Б. М. Теплов.
. Известный композитор Д. Б. Кабалевский в книге «Воспитание ума и сердца» так писал о значении искусства для детей: Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависят от родителей и от воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно занимаются тем, что вызывает их интерес. Поэтому не случайно в требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел «Развитие ребенка в театрализованной деятельности», в критерии которого подчеркивается, что педагог обязан:
• создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации);
• приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами с разными видами кукольного театра);
• обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;
• создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
Чтобы эти критерии были выполнены, необходимо правильно организовать театрализованную деятельность детей, которая поможет педагогам выбрать необходимые формы и методы работы по данному вопросу. Это будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку.
В нашем детском саду используются различные формы организации театрализованной деятельности. ДОУ работает по программе М, А. Васильевой «От рождения до школы»,основой театральных занятий является парциальная программа М. Д. Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду», а также методические пособия : Т. И. Петровой, Е. Л. Сергеевой, Е. С. Петровой «Театрализованные игры», Э. Г. Чуриловой «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников».Театрализованные занятия строятся на основе развивающих методик и представляют собой систему творческих игр и этюдов. Содержание театрализованных занятий включают в себя:
• просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
• игры-драматизации;
• разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
• упражнения по формированию выразительности исполнения;
• упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
На каждый учебный год, педагоги всех возрастных групп, включают в перспективное планирование занятия по театрализованной деятельности. Чаще всего театрализованная деятельность в детском саду организовывается в утренние и вечерние часы т. е. в свободное от занятий время, а также органично включена в другие занятия (музыкальные, по ИЗО,ознакомлению с окружающим миром, развитие речи).
Музыкальные занятия, проводимые в каждой возрастной группе два раза в неделю, строятся так, чтобы каждый вид деятельности включал в себя театрализацию. Именно музыка способна усилить и изобразить любой литературный образ, благодаря ей слияние с ним происходит более органично и легко.
На занятиях по ИЗО дети мастерят кукол, животных, из различных материалов чтобы пополнить самодельный театр.
Развитие речи. помогает ребятам научиться правильно интонировать, выработать чёткую артикуляцию, слушать и слышать собеседника. При этом элементы театрализации можно использовать уже с младшей группы, когда дети повторяют реплики персонажей вслед за рассказчиком-взрослым. И с гораздо большей охотой они будут это делать, если герой будет колобком на пальце или на нём будет надета весёлая вязаная маска любимого сказочного героя.
В вечернее время со старшими дошкольниками организована работа театральной студии. В работе студии принимают участие воспитатели и родители, что очень важно. Совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяют пересмотреть традиционный подход к режиму жизни детского сада.
В каждой группе создана «сказочная» зона для театральной деятельности. Чтобы учесть индивидуальные интересы, склонности и потребности дошкольников, предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на любимое занятие или на театрализацию любимого произведения. Поэтому мы, совместно с родителями постарались создать различные виды театров : пальчиковый, перчаточный,плоскостной, би-ба-бо, конусный, теневой, театр масок,
театр готовых и самодельных игрушек. различные виды кукольного театра. Во всех группах есть богатый набор, атрибутов, аксессуаров
для разыгрывания мини – спектаклей и сценок.
В детском саду есть настоящая костюмерная, где за эти годы появилось большая коллекция костюмов,париков и постижёрских изделий, это позволяет не ограничивать себя в выборе литературного репертуара. Многие костюмы нам были отданы в дар родителями.
Также не так давно создан театр ростовых кукол. Ростовая кукла – это не совсем привычная всем детская игрушка. Слово «ростовая» означает, что кукла выполнена в рост ребёнка, и управлять ей можно при помощи рук и ног. Ростовая кукла для детей – это особые костюмы, в виде настоящих сказочных персонажей.
Театр ростовых кукол – это способ пластического мышления в пространстве. Ребёнок реализует образ, перенесённый в куклу, а также учится технике вождения куклой и сценическому мастерству.
У нас в ДОУ стало хорошей традицией проведение совместных спектаклей с участием детей и сотрудников, часто привлекаются родители воспитанников их старшие братья и сёстры. Подготовка к спектаклю начинается с выбора литературного произведения – как в самом настоящем театре. Мы, как правило, выбираем сказки. В них стремительно развиваются события, действуют понятные для детей персонажи, совершаются чудеса, и конечно, добро всегда побеждает зло. Детский сад долгое время является городской проектной площадкой и в её рамках мы реализуем различные проекты, осуществлять которые нам помогает театрализованная деятельность.
Для детей театр – это игра, для родителей – праздник, для педагогов – работа. Мы не ставим перед собой цели сделать из детей профессиональных артистов, наша задача развивать их творческие способности, прививать любовь к искусству, формировать нравственные и эстетические качества,и в этом нам помогает планомерная работав ДОУ по организации театрализованной деятельность, которая является эффективным средством эстетического воспитания дошкольников
Список использованной литературы:
• Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. — М. : ВЛАДОС, 2003г.
• Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М., Просвещение, 1991.
• Ветлугина, Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка. / Н. А. Ветлугина. - М. : Просвещение, 2009.
• Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду — М. : Просвещение, 1981
• Выготский Л. С. Вопросы детской психологии/Л. С. Выготский. -М. :Просвещение, 2008.
• Выготский Л. С. Восприятие и его развитие в детском возрасте. Собр. Соч. под. Ред. В. В. Давыдова. – М. : Наука, 1982.
• Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте. – М. :Просвещение, 1991.
• Гогоберидзе, А. Г. Примерная основная общеобразовательная программа «Успех» : образовательная область «Музыка» / А. Г. Гогоберидзе // Дошкольное Воспитание. - 2011. - № 8.
• Михайлова А. Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников М. 1996.
• Мигунова Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду : Учебно-методическое пособие. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2006.
• Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников, М. : ВЛАДОС, 2001.