Приложение МААМ

Дидактический синквейн как один из методов работы по формированию фонематических представлений у детей с нарушениями речи (2 фото)

Наталья Бакулина
Дидактический синквейн как один из методов работы по формированию фонематических представлений у детей с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

Современная логопедия находится в постоянном поиске путей и средств повышения эффективности коррекционного процесса. Любая инновация, используемая в логопедической практике, относится к так называемым «микроинновациям», так как ее использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует методологическую составляющую. Такие инновации являются лишь дополнением к общепринятым, проверенным временем технологиям (технологии логопедического обследования; технологии коррекции звукопроизношения; технологии формирования речевого дыхания; технологии коррекции голоса; технологии развития интонационной стороны речи; технология коррекции темпо-ритмической стороны речи; технология развития лексико-грамматической стороны речи; технологи логопедического массажа).

Публикация «Дидактический синквейн как один из методов работы по формированию фонематических представлений у детей с нарушениями речи» размещена в разделах

Ведущее место в комплексном подходе к коррекции общего недоразвития речи многие исследователи (Р. Е. Левина, Г. А. Никашина, Р. М. Боскис, Г. А. Каше и др.) отводят формированию фонематического восприятия, т. е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Теория и практика логопедической работы убедительно доказывает, что развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры. С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, и притом временного. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии это оказывает положительное влияние и на освоение письма.

Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т. п.

Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени — звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с общим недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом.

Доктор наук, профессор Левина Р. Е., стоявшая у истоков отечественной логопедии, писала: «При выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов». Таким узловым образованием, ключевым моментом в системе коррекции общего недоразвития речи являются фонематическое восприятие и звуковой анализ. «Формирование узловых образований, - отмечает Р. Е. Левина, - позволяет с наибольшей экономией и целесообразностью достигать педагогического эффекта», а именно, коррекции речевого недоразвития.

Наряду с традиционными дидактическими играми и упражнениями, направленными на формирование фонематических представлений у дошкольников с нарушениями речи, мы в своей работе используем дидактический синквейн.

Синквейн — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале 20 века под влиянием японской поэзии (создатель Аделаида Крепси). В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа детей.

Дидактический синквейн.

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение, обозначающее объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия, они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи. Например, определение или дополнение.

Синквейн с точки зрения педагогики.

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Простота построения.

Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка дошкольного возраста, который позволяет быстро получить результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли.

Формирование аналитических способностей.

Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. Синквейн не требует больших временных затрат, хотя и имеет достаточно жёсткие рамки по форме изложения, и его написание предполагает реализацию практически всех личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных) составителя. Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

Вариативность.

Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (как и в паре, в группе) составления нового синквейна, возможны варианты:

• составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);

• коррекция и совершенствование готового синквейна;

• анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих её определить).

В чем заключается новизна?

Дидактический синквейн - достаточно распространенный метод в коррекционной работе с дошкольниками с нарушениями речи, однако чаще он применяется для расширения объема словаря и активизации словарного запаса, развития словообразования, уточнения грамматического значения слов и развития связной речи.

Мы используем синквейн и в работе по совершенствованию фонематических представлений. Детям предлагается подбирать определения, глаголы, слова-ассоциации с определенным звуком. Это может быть звук, с которым дети знакомятся на подгрупповом занятии, или автоматизируемый звук. Кроме того, в четвертой строке синквейна часто используем пословицы и поговорки, насыщенные заданным звуком и заученные детьми на занятиях по автоматизации вызванных звуков.

Дети, имеющие некоторые знания по грамматике, владеющие послоговым чтением и чтением словами, могут печатать синквейн. Для детей, которые еще не умеют читать, можно предложить алгоритм, по которому они создают свои устные сочинения, затем красиво их оформляют вместе с воспитателем, логопедом или родителями. Также мы используем схему-подсказку и «фотоколлаж», фото для которого можно распечатывать с Интернет-сайтов, вырезать из журналов.

Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание.

Примеры:

Друг (звуки Р, РЬ).

Верный, хороший.

Дружит, радует, играет.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Товарищ.

Мама (звуки М, МЬ).

Милая, любимая.

Обнимает, помогает, смеется.

Моя мама – самая любимая, мудрая и милая.

Мамуля (мамочка, матушка).

Бабушка (звуки Б, БЬ).

Добрая, заботливая.

Балует, обожает, улыбается.

Любимая бабушка меня обнимает.

Бабуля (доброта).

Использование современного метода «дидактический синквейн» способствует поддержанию у детей положительного эмоционального настроя, интереса и внимания, достижению лучшей результативности в усвоении знаний.

Дидактический синквейн как один из методов работы по формированию фонематических представлений у детей с нарушениями речи
Фото №1 Современная логопедия находится в постоянном поиске путей и средств повышения эффективности коррекционного процесса
Публикации по теме:

Су-джок терапия как один из методов оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста Консультация для родителей по теме: «Су –джок терапия – как один из методов оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста» «От.

Дидактический материал по формированию элементарных математических представлений (подготовительная группа)Дидактический материал по формированию элементарных математических представлений (подготовительная группа) Дидактический материал по формированию элементарных математических представлений " Собери букет",подготовительная группа Раздаточный.

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в подготовительной логопедической группе Тема: «Звуки [Л] – [Л‘] и буква Л». Цель: Дифференциация звуков [Л] – [Л‘] по акустико-артикуляторным признакам, формирование навыка чтения.

Кукольный театр как один из методов работы педагога-психолога Кукольный театр как один из методов работы педагога -психолога с тревожными, неуверенными детьми и детьми с проблемами в поведении Цель:.

Мастер-класс «Синквейн как средство активизации речи детей старшего дошкольного возраста» I. Теоретическая часть. Как говорил Л. С. Выготский «Без речи нет ни сознания, ни самосознания». Решение проблем речи является актуальной.

НОД «Транспорт: воздушный, наземный, водный» с использованием технологии «Дидактический синквейн» Цели: Коррекционно-образовательные цели: - уточнить, активизировать, актуализировать и систематизировать знания детей о транспорте;.

Песочная арт-терапия как один из методов работы с детьми с РАС В психолого-педагогической коррекционной работы с детьми с РАС мы принимаем песочную -терапию. Метод представляет собой невербальную форму.

Применение куклотерапии в логопедической практике как новая форма работы с детьми с нарушениями речиПрименение куклотерапии в логопедической практике как новая форма работы с детьми с нарушениями речи Результатом поиска новых форм и методов обучения детей с нарушениями речи в нашу работу вошла инновационная технология - куклотерапия..

Релаксация как один из здоровьесберегающих методов укрепления психофизического состояния детей в процессе муз. деятельности Релаксация как один из здоровьесберегающих методов укрепления психофизического состояния детей в процессе музыкальной деятельности в детском.

Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста Филиал Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Радуга» Педагогические чтения педагогов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактический синквейн как один из методов работы по формированию фонематических представлений у детей с нарушениями речи
Опубликовано: 29 октября 2018 в 20:48
+36Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактический синквейн как один из методов работы по формированию фонематических представлений у детей с нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Бакулина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД