Наталья Бакулина
Дидактический синквейн как один из методов работы по формированию фонематических представлений у детей с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Современная логопедия находится в постоянном поиске путей и средств повышения эффективности коррекционного процесса. Любая инновация, используемая в логопедической практике, относится к так называемым «микроинновациям», так как ее использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует методологическую составляющую. Такие инновации являются лишь дополнением к общепринятым, проверенным временем технологиям (технологии логопедического обследования; технологии коррекции звукопроизношения; технологии формирования речевого дыхания; технологии коррекции голоса; технологии развития интонационной стороны речи; технология коррекции темпо-ритмической стороны речи; технология развития лексико-грамматической стороны речи; технологи логопедического массажа).
Публикация «Дидактический синквейн как один из методов работы по формированию фонематических представлений у детей с нарушениями речи» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие фонематического слуха
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2018
Ведущее место в комплексном подходе к коррекции общего недоразвития речи многие исследователи (Р. Е. Левина, Г. А. Никашина, Р. М. Боскис, Г. А. Каше и др.) отводят формированию фонематического восприятия, т. е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Теория и практика логопедической работы убедительно доказывает, что развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры. С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, и притом временного. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии это оказывает положительное влияние и на освоение письма.
Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т. п.
Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени — звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с общим недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом.
Доктор наук, профессор Левина Р. Е., стоявшая у истоков отечественной логопедии, писала: «При выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов». Таким узловым образованием, ключевым моментом в системе коррекции общего недоразвития речи являются фонематическое восприятие и звуковой анализ. «Формирование узловых образований, - отмечает Р. Е. Левина, - позволяет с наибольшей экономией и целесообразностью достигать педагогического эффекта», а именно, коррекции речевого недоразвития.
Наряду с традиционными дидактическими играми и упражнениями, направленными на формирование фонематических представлений у дошкольников с нарушениями речи, мы в своей работе используем дидактический синквейн.
Синквейн — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале 20 века под влиянием японской поэзии (создатель Аделаида Крепси). В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа детей.
Дидактический синквейн.
Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение, обозначающее объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия, они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи. Например, определение или дополнение.
Синквейн с точки зрения педагогики.
Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
Простота построения.
Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка дошкольного возраста, который позволяет быстро получить результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли.
Формирование аналитических способностей.
Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. Синквейн не требует больших временных затрат, хотя и имеет достаточно жёсткие рамки по форме изложения, и его написание предполагает реализацию практически всех личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных) составителя. Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.
Вариативность.
Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (как и в паре, в группе) составления нового синквейна, возможны варианты:
• составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
• коррекция и совершенствование готового синквейна;
• анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих её определить).
В чем заключается новизна?
Дидактический синквейн - достаточно распространенный метод в коррекционной работе с дошкольниками с нарушениями речи, однако чаще он применяется для расширения объема словаря и активизации словарного запаса, развития словообразования, уточнения грамматического значения слов и развития связной речи.
Мы используем синквейн и в работе по совершенствованию фонематических представлений. Детям предлагается подбирать определения, глаголы, слова-ассоциации с определенным звуком. Это может быть звук, с которым дети знакомятся на подгрупповом занятии, или автоматизируемый звук. Кроме того, в четвертой строке синквейна часто используем пословицы и поговорки, насыщенные заданным звуком и заученные детьми на занятиях по автоматизации вызванных звуков.
Дети, имеющие некоторые знания по грамматике, владеющие послоговым чтением и чтением словами, могут печатать синквейн. Для детей, которые еще не умеют читать, можно предложить алгоритм, по которому они создают свои устные сочинения, затем красиво их оформляют вместе с воспитателем, логопедом или родителями. Также мы используем схему-подсказку и «фотоколлаж», фото для которого можно распечатывать с Интернет-сайтов, вырезать из журналов.
Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание.
Примеры:
Друг (звуки Р, РЬ).
Верный, хороший.
Дружит, радует, играет.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Товарищ.
Мама (звуки М, МЬ).
Милая, любимая.
Обнимает, помогает, смеется.
Моя мама – самая любимая, мудрая и милая.
Мамуля (мамочка, матушка).
Бабушка (звуки Б, БЬ).
Добрая, заботливая.
Балует, обожает, улыбается.
Любимая бабушка меня обнимает.
Бабуля (доброта).
Использование современного метода «дидактический синквейн» способствует поддержанию у детей положительного эмоционального настроя, интереса и внимания, достижению лучшей результативности в усвоении знаний.