Елена Николаевна Устина
Коллективная творческая изобразительная деятельность дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Коллективная творческая изобразительная деятельность дошкольников
Развитие у детей способности творчески работать в коллективе - 1 из наиглавнейших задач современного образования.
Известно, что детское творчество – явление уникальное. Почти все преподаватели и специалисты по психологии, как российские, так и зарубежные, подчёркивают большущее величину занятий художественным творчеством во всестороннем, тем более в эстетическом развитии личности.
Публикация «Коллективная творческая изобразительная деятельность дошкольников» размещена в разделах
- Коллективные работы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
На пути формирования коллективистической направлении у дошкольника нужно установить ряд поочередных шагов: от формирования у малыша направлении на сверстников (на первом этапе) к созданию у него чувства личной значительности для них (на втором) и закреплению чувства ребенком собственной значительности для получения совместного итога при поддержки каждого всеми (на третьем).
Решая делему становления коллективного совместного творчества, педагог обязан основываться на надлежащих принципах:
творческий потенциал каждого воспитанника как условие становления коллективного сотворчества;
учет персональных особенностей ребят при определении ролевого пространства в коллективном взаимодействии;
управленческая режиссура в распоряжении процесса коллективной деятельности;
комфорт присутствия малыша в коллективе сверстников.
Руководство воспитателя на различных этапах воплощения намерения коллективной творческой работы содержит отдельные особенности. На первом этапе, задумывая коллективные воздействия, преподаватель жаждет к созданию мотивационного отклика - появлению у всякого малыша стремления включиться в коллективное дело. Принципиально увлечь ребят совместной целью, привлекательностью грядущего итога работы, вызвать чувственный взлет, добрый деловитый задор. Привлекательностью к общему занятию считается передача ребятам всевозможных изобразительных материалов. Так, к примеру, для аппликации целесообразно применить не только лишь готовую цветную бумагу, но и нарезки из печатные изданий и журналов, готовые картинки детей; для лепки применить и тесто, и пластилин с глиной, в рисовании восковые и цветные карандаши, акварель и гуашь, различный строительный материал.
Следующим этапом в коллективном содействии считается рассредотачивание ролей грядущей работы меж ребятами. Для того чтобы участие в общем деле несомненно помогло любому ребенку открыться со стороны наилучших качеств, воспитателю принципиально обнаружить личные возможности и предрасположенности каждого воспитанника. При данном его задача не элементарно научить малыша, а "преподнести" проявления его персональной неповторимости и посодействовать увидеть его наилучшие черты всем ребятам. Выявление персональных особенностей ребят позволяет педагогу обозначать перспективу становления коллективного творчества.
Иной вариант организации сотрудничества ребят заключается в том, что общая задача работы производится несколькими подгруппами и итоговый результат находится в зависимости от качества работы всякой подгруппы. Работа такого рода вызывает чувство удовлетворённости у всякого ее члена, у малыша появляется чувство полезности и собственного вклада в общее дело, что присваивает ему уверенность в собственных силах. Разделившись по личному желанию на подгруппы, малыши автономно решают вопросы о том, какой сюжет отражен их группой на общем изобразительном фоне.
Завершающие этапы коллективного взаимодействия связаны с достижением, пониманием и оценкой значительности полученного итога. При этом воспитатель акцентирует внимание ребят на собственном вкладе каждого в общее дело, акцентирует внимание, что без общих усилий осуществление корпоративного плана была бы невыполнима. Отлично, когда удачливость коллективной работы оценивается не только лишь самими ребятами, но и людьми, воззрением которых они дорожат - родителями, другими педагогами, ребятами иных групп.
Основные формы совместной деятельности детей :
«совместно – индивидуальная», «совместно – последовательная» и «совместно – взаимодействующая».
а) «Совместно – индивидуальная» - характеризуется тем, что участники деятельности в начале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции.
Задание каждому выдается сразу, вначале работы индивидуально и затем корректируется в зависимости от того, что сделано другими. Выполняя свою часть работы, ребенок знает, чем лучше он сам выполнит то, что ему поручено, тем лучше будет работа коллектива.
Это с одной стороны, создает условия для мобилизации творческих возможностей ребенка, а с другой – требует их проявления в качестве необходимого условия. К достоинствам данной формы организации деятельности относится также и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы.
б) «Совместно – последовательная» - предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной взаимосвязи от результатов предыдущего и последующего участников.
в) «Совместно – взаимодействующая» - работа выполняется всеми участниками одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах.
Для периодического проведения занятий по коллективному творчеству в любом детском саду формируется многообещающий проект, отбираются темы, материалы, продумываются формы организации. Коллективная работа имеет возможность быть исполнена как на одном, так и на нескольких занятиях. При данном принципиально, чтобы любое занятие имело вид завершенности конкретного шага. Коллективная изобразительная работа ребят имеет возможность быть органично связана со всеми сторонами жизни ребят, и тем более с другими художественно-творческими деятельностями (с различными видами игр, музыкальной, художественной, коммуникативной).
Задумывая занятия, воспитатель избирает для каждой темы ту или же другую форму организации коллективной работы, беря во внимание укомплектованность, возрастные особенности ребят. На занятиях педагог пользуется различные видами искусства: изобразительное и декоративное, музыку, танцы, литературу. Интегрированность даёт возможность выказывать ребятам художественный вид различными средствами выразительности, видеть его со своей точки зрения, воспринимать творческую мастерскую художника, обучаться находить пути в творчестве, разработке собственного стиля. При выполнении коллективных занятий по изобразительной деятельности педагог деятельно использует игровые методы и способы. В основе каждого лежит специально созданный игровой момент.
Планирование этапов работы по коллективной деятельности
Предварительный этап
Углубить личные познания ребят по теме грядущей работы, образовать у них колоритные образы, порождающие желание воплощать их в личной изобразительной работе, (рассматривание репродукций, картинок, экскурсии, беседы)
Основной этап. Период выполнения работы.
Планирование и оценка коллективной работы.
Задача: дать ребятам возможность осуществлять в композиции образы находящегося вокруг мира, создание в ходе коллективной работы обстоятельства для креативного взаимодействия, формированию у них умений творчески трудиться в коллективе.
Завершающий этап. Взаимодействие ребят с законченной работой.
Созданную ребятами композицию представить в общей комнате. Он будет объектом самых различных обсуждений, игр, инициирует рождение креативных планов, услуг к дополнению уже сделанной композиции.