Ольга Подваркова
Коллективная работа как средство речевого развития у детей ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Коллективная работа как средство развития речевого общения в работе с детьми с ЗПР
Задержка психического развития - особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального развития ребенка.
Она может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребенка, соматическими заболеваниями, органическими поражениями центральной нервной системы.
Темочки:
- ЗПР. Задержка психического развития
- Поделки. Мастерим с детьми
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
У детей с ЗПР отмечаются сниженная работоспособность, психомоторная расторможенность, возбудимость, гиперактивность, импульсивность, а также тревоги и агрессии.
Специалисты называют детей с ЗПР " детьми с нереализованными возрастными потенциальными возможностями психического развития, с общей психической незрелостью".
При рождении выявить у детей задержку психического развития нельзя. Чаще всего у них нет пороков в физическом облике. Да и родители всегда высоко оценивают способности своего ребенка, порой, не замечая важного - отставания в развитии.
Иногда детей с ЗПР относят к педагогически запущенным детям, у которых отставание в развитии обусловлено только причинами социального характера. Однако это в корне неверно.
В одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма, а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены не резко.
Эмоции таких детей как бы находятся на более ранней ступени развития и соответствуют психике ребенка более младшего возраста: с яркостью и живостью реакции, преобладанием эмоций в поведении, игровых интересов, внушаемости и недостаточной самостоятельности.
Эти дети неутомимы в игре, в которой проявляют много творчества и выдумки, и в тоже время быстро пресыщаются интеллектуальной деятельностью. Поэтому в первом классе школы у них нередко возникают трудности, связанные как с неумением подчиняться правилам дисциплины, так и с тем, что на занятиях они больше предпочитают играть.
В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.
В этом случае ребенок склонен к робости, боязливости, страхам. Это препятствует формированию активности, инициативы, самостоятельности.
И у этих детей преобладают игровые интересы. Они с трудом привыкают к детскому саду и детскому коллективу, однако ведут себя более правильно. Поэтому к врачу они попадают не в связи с нарушениями дисциплины, а из-за трудностей в обучении.
Познавательная деятельность у таких детей характеризуется низким уровнем активности и замедлением переработки информации.
У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Эти представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности, и в первую очередь продуктивной.
Вместе с тем у них не нарушены абсолютные пороги чувствительности, различительные возможности слуха и зрения. Дефекты восприятия обнаруживаются при усложнении воспринимаемых объектов или в условиях, затрудняющих восприятие.
Внимание неустойчиво, память ограничена в объеме и непрочна.
Наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.
Имеются также нарушения речевых функций.
У детей с ЗПР период бурного словотворчества наступает к концу дошкольного возраста и сохраняется на первом и втором годах обучения в школе, в то время как обычное детское словотворчество охватывает период от 2 до 5 лет и к 5-6 годам угасает. Исследования грамматического строя речи у детей с ЗПР выявили значительное недоразвитие у них процессов словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения.
Предложения, употребляемые детьми с ЗПР, отличаются небольшой линейной протяженностью в 3-4 слова. При восприятии же более длинных предложений из 6-7 слов дети нарушают порядок слов, пропускают отдельные члены предложений, заменяют малознакомые слова, что связано с неполноценностью грамматического программирования.
У детей с ЗПР недостаточно сформированы регулирующая и планирующая функции речи и основные этапы порождения речевого высказывания (замысел, внутреннее программирование и грамматическое структурирование).
Имеются проблемы с диалогической речью.
Дети могут не отвечать на вопросы из-за слабого побуждения к речи, либо они дают малоразвернутые ответы на вопросы взрослого, зачастую прекращают разговор, играть предпочитают молча, однако любое побуждение к дальнейшему общению приводит к увеличению объема высказываний. Часто в ответах основная мысль перебивается посторонними мыслями и суждениями.
Монологическая речь – носит ситуативный характер, уровень ее сформированности у детей с ЗПР неодинаков. Однако у большинства обнаруживаются существенные нарушения программирования текста и невозможность подчинить речевую деятельность замыслу.
Необходимо четко понимать, что дети, имеющие временную задержку в развитии, ни в коей мере не относятся к умственно отсталым детям, поскольку хорошо воспринимают предлагаемую помощь, сознательно выполняют поставленные перед ними задачи и правильно оперируют теми понятиями, которые они имеют. При своевременной коррекции большинство из них хорошо продвигаются и постепенно выравниваются
1 слайд. Одной из форм проведения НОД в нашей группе является выполнение коллективных работ, итогом которых становятся общие картины, панно или композиции.
2 слайд. Создание общих картин или композиций, где объединяются изображения всех детей группы, доставляет детям большую радость. Такие картины значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине как в стихотворении В. Маяковского: «Чего один не сделает, сделаем вместе».
3 слайд. В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:
- договариваться о совместной работе, её содержании;
- работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать, таким образом, развиваются коммуникативные способностей детей, т. е. речевое общение;
- планировать свою работу, определять её последовательность, содержание, композицию, вносить дополнения;
- радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.
Развивающие возможности этой формы работы состоят в развитии у детей само регуляции и умения взаимодействовать в коллективе.
Отмечу, что среди целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования во ФГОС ДО обозначено, что «ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. способен договариваться, учитывать интересы и чувства других».
4 слайд. Выполняя, коллективную работу, у детей развивается познавательная активность. Н-р: в последнее время дети во время работы стали задавать вопросы, не характерные для них: как приземляется космический корабль, какие птицы первыми прилетают весной, можно ли увидеть Белку и Стрелку. Как только возникают такие вопросы, я стараюсь сразу удовлетворить возникший интерес (здесь и сейчас, благо для этого в группе есть различные энциклопедии и технические возможности. Детям можно прочитать, но лучше показать, т. к. у них преобладает наглядно – действенное мышление, о чем говорилось ранее.
Решаются такие задачи, как: ориентировка в пространстве количественный и порядковый счет, развитие сенсорных эталонов : цвет, размер, форма, активизируется речь, пополняется словарный запас, развивается лексическая сторона речи и многое другое. И все это происходит в благоприятной для детей обстановке.
5 слайд. Наша работа строится по тематическому принципу: мы создаём украшения к празднику,
6 слайд. Обязательно выполняем работу по теме недели. Во время выполнения работы дети закрепляют полученные знания, и получают новые.
7 слайд. На занятиях я стараюсь использовать разные виды искусства: изобразительное и декоративное, музыку, литературу. Интеграция даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности
8, 9, 10
Для систематического проведения занятий по коллективному творчеству в группе создаётся перспективный план, подбираются темы, материалы, продумываются формы организации.
Иногда коллективные работы могут реализовываться на нескольких занятиях. Цикл занятий на одну тему предусматривает постепенное решение поставленной задачи.
11 слайд. Например, тема «Космос» : на первом занятии дети сделали аппликацию «Ракета», на втором занятии они рисовали планеты. В конце занятия дети все вырезали и подготовили фон.
12 слайд. На третьем занятии создали композицию и дополнили ее различными деталями: звезды, кометы, космонавт и т. д. Причем предложения по дополнению картины исходили от детей. 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19.
20 слайд. Взаимодействуя в коллективе, ребёнок не только обучается и развивается в физическом, психическом и речевом плане, но и получает важный социальный опыт, осваивает социальные ценности.
А видя результат коллективной работы, дети испытывают положительные эмоции и начинают говорить. Чего собственно мы и добиваемся.
21слайд. Детские работы мы используем для оформления группы.
Практический опыт показывает, что данная форма работы с детьми эффективна и дает положительные результаты в коррекционной работе с детьми по речевому общению. При этом очень важно знать, что трудности на начальном этапе обучения ребенка почти никогда не являются результатом нерадивости или лени, а имеют объективные причины, которые могут быть успешно преодолены.