Алла Грацкая
Коллекционирование, как средство развития познавательной активности у дошкольников с ОНР старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Коллекционирование, как средство развития познавательной активности у дошкольников c ОНР старшего возраста.
Авторы проекта:
Грацкая Алла Анатольевна,
Грацкая Анна Валерьевна,
Плытникова Ольга Анатольевна.
Публикация «Коллекционирование, как средство развития познавательной активности у дошкольников с ОНР старшего возраста» размещена в разделах
- Коллекционирование
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
В любом возрасте дети любознательны, задают взрослым множество вопросов: зачем? как? почему? Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. С возрастом, накоплением объема информации об окружающем, потребность ребенка в новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможности ребенка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого. Педагог должен создать тот увлекательный мир познания, который способствует развитию наблюдательности, вызывает любопытство и активность, помогает проявлению самостоятельного выполнения действий ребенком.
Для формирования познавательной активности дошкольников интерес представляет такое направление, как коллекционирование. Что же такое коллекционирование?
Коллекционирование – деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, т. е. собирание чего – либо (как правило, однородных объектов) имеющего определенную ценность. (Википедия).
Коллекционирование – форма работы с детьми, основанная на взаимодействии в системе «педагог – ребенок – родитель», в процессе которой дети осуществляют поэтапные действия создания, оформления, презентации коллекции, удовлетворяющий присущую детям потребность «собирательства чудесных сокровищ».
Коллекционирование – эффективный метод работы с детьми.
1) Это новое направление работы с детьми, расширяющий сенсорный опыт;
2) В детях всегда заложена страсть к собирательству;
3) Коллекционирование повышает продуктивность интеллектуальной деятельности дошкольников за счет формирования способности анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения;
4) Коллекционирование приучает детей к аккуратности, усидчивости, развивается любознательность, расширяет кругозор, творческий потенциал, обогащает внутренний мир, улучшает характер;
5) Расширяется круг общения детей, повышается авторитет среди сверстников, формируется уверенность в своих силах.
Виды интегрированной деятельности, реализуемые в коллекционировании.
- Коммуникативно – познавательная;
- Изобразительно – познавательная;
- Познавательно – игровая;
- Изобразительно – игровая;
- Познавательно – трудовая;
- Изобразительно – трудовая;
-Коммуникативно – игровая.
Наша работа посвящена изучению жизни динозавров. Выбор темы вызван интересом детей к динозаврам.
Цель: изучение жизни динозавров на земле.
Задачи:
1) Выяснить из научных (энциклопедий) источников, кто такие динозавры и когда динозавры жили на планете.
2) Найти факты, подтверждающие существование динозавров.
3) Изучить группы динозавров
- травоядные;
- плотоядные;
4) Изготовить макет «Мир динозавров».
Этапы проекта:
Мотивационно – целевой этап.
В «Центр познания» внесли энциклопедию «От тираннозавра до лягушки». Во время рассматривания выяснилось, что у детей возникло много вопросов
относительно того, кто такие динозавры? Как выглядела Земля, когда жили динозавры? Откуда мы знаем о динозаврах?
Удивительные, ужасные, тяжеловесные ящеры… Примерно так можно перевести с греческого языка название группы древних пресмыкающихся. Много – много миллионов лет назад животные и растения были совсем другими. Птиц не существовало вовсе, а млекопитающие, да и то мелкие, встречались очень редко. Самой многочисленной группой животных, заселивших всю сушу, были динозавры. Они жили на Земле, когда еще не было людей. Трудно даже представить, насколько многочисленными и разнообразными были динозавры, хозяйничавшие в этом мире. Длина тела динозавров составляла от 20 см. до 30 м. Одни динозавры передвигались на двух ногах, другие – на четырех. Некоторые из этих древних рептилий были безобидными растительноядными гигантами, другие – свирепыми хищниками.
На данном этапе, мы, педагоги обеспечивали позитивный настрой детей на совместную деятельность и осознание каждым ребенком, что ему предстоит делать. При знакомстве со стимульным материалом дети принимали решение о своем участии в создании коллекции.
Проектировачно - организационный этап.
На данном этапе мы, педагоги сформулировали образовательные задачи, отбирали содержание заданий, определили способы их предъявления. Подготовили место для размещения готовой коллекции.
Содержательно – деятельный этап.
На данном этапе мы с ребятами выяснили, что все знания о динозаврах получены благодаря изучению окаменелостей учеными. По найденным окаменелостям ученые – палеонтологи способны восстановить внешний вид динозавров и понять, как выглядели динозавры и как был устроен их организм. Рассматривая картинки, читая энциклопедии, ребята выбрали представителей травоядных и плотоядных динозавров, составили таблицу, краткое описание и их изображения нашли с помощью родителей в сети интернет. На данном этапе дети вели раскопки, находили скелет динозавра,
изучали энциклопедии, изготовили макет «Мир динозавров", лепили и рисовали динозавров, придумывали сказки о них, разделили на группы плотоядные и травоядные динозавры.
Родители подготовили небольшие презентации для детей.
Темы презентация были таковы:
- Как выглядели яйца динозавров?
- Как динозавры заботились о своем потомстве?
- Голоса и окраски динозавров.
- Как вымерли динозавры?
Оценочно – рефлексивный этап
Подведение итогов, оформление и презентация коллекции.
Итогом деятельности является созданная коллекция, которую дети презентовали родителям в «День открытых дверей». Данная работа завершилась публичным докладом, то есть небольшим рассказом о своей коллекции. Вместе с детьми мы подвели итоги, подчеркнули позитивные моменты, озвучили результаты. Во время презентации все зрители смогли свободно подойти к коллекции, познакомиться с экспонатами, выразить своё мнение.
В процессе коллекционирования у детей развились такие ключевые компетентности:
- Коммуникативная: дети задавали познавательные вопросы, аргументировали свою точку зрения, готовили доклады, придумывали загадки, сказки.
- Социальная: дети взаимодействовали друг с другом.
- Информационная: получали информацию из разных источников и делились ею.
- Деятельная: подбирали материалы, инструменты для создания продукта (макета, рисовали, лепили, раскрашивали, участвовали в раскопках (игры с песком).
Итоги работы.
- Собрана коллекция динозавров и книг о динозаврах.
- Изготовлен макет «Мир динозавров».
- Дети получили знания о жизни динозавров.
- Начали собирать информацию для книги «Эпоха динозавров».
- Хотим подробнее изучить, какие динозавры жили в триасовом, юрском и меловом периодах.