Ольга Рослякова
Коллекция музыкальных дидактических игр для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ДИДИКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
(старшая, подготовительная группы)
Подготовила Рослякова Ольга Сергеевна воспитатель МБДОУ №323 г. о. Самара
1группа музыкальных игр (музыкальный слух, воображение)
«АССОЦИАЦИИ»
Цель: развитие музыкального слуха, воображения
Публикация «Коллекция музыкальных дидактических игр для старших дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
Воспитатель ставит подобранные мелодии (3—4, не более). Это могут быть отрывки из классических произведений (на выбор: Э. Грин «Утро», П. Чайковкий «Буря» ч. 2, А. Вивальди «Осень», Моцарт «Вальс цветов», Бетховен «Лунная соната»).
Ребята должны слушать музыку и передать мысли и чувства, которые возникают у них во время прослушивания, ассоциативно. Возможно, кто-то устно расскажет о своих мыслях и чувствах, кто-то придумает стихотворение, нарисует небольшую картинку и т. д. Время прослушивания 5—7 минут. Если одного раза недостаточно, ведущий еще раз ставит мелодию.
«ЗАРИСОВКИ»
Цель: развитие музыкального слуха, воображения
Воспитатель ставит различные отрывки из музыкальных произведений (на выбор: П. Чайковский «Песня жаворонка», Бетховен «Сурок», Штраус увертюра «Маленькая мышь», Моцарт «Колыбельная»).
Участники игры, прослушав мелодию, пытаются выразить свои мысли художественно, с помощью карандаша, ручки, кисти, мела, угля, изобразить то, что они думают, как воспринимают прослушанную мелодию. Каждый сам выбирает для себя способ, наиболее полно выражающий то, что участники хотят донести до окружающих. Рисовать можно и во время звучания музыки.
Когда дети закончат рисовать (время, которое отводится на рисование, – 15—20 минут, они обмениваются своими «произведениями искусства» и рассказывают, как они поняли рисунки других.
2 группа музыкальных игр (знакомство детей с музыкальными инструментами и нотами)
«НА ЧЕМ ИГРАЮ?»
Цель: Развитие тембрового слуха.
Игровой материал. Карточки с изображением различных музыкальных инструментов (по 3-4 на ребёнка в отдельном конверте, ширма и детские музыкальные инструменты. Можно предложить звучание музыкальных инструментов в грамзаписи.
Ход игры. Детям раздают по 3-4 карточки в конверте. Педагог проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте за ширмой. Дети определяют звучание инструмента и поднимают соответствующую карточку.
«ПРИДУМАЙ НОТАМ ИМЕНА»
Цель: знакомство детей с нотами (их названиями)
В игре принимают участие семь человек. Дети придумывают слова, содержащие сочетания, соответствующие семи нотам. Руководитель заранее распределяет между ребятами ноты – и каждый придумывает себе имя, произнося его вслух. В результате должен получиться ряд слов. Например: дорога – река – мишка – фасоль – соль – лягушка – сито
3 группа музыкальных игр (музыкальный ритм и память)
«УГАДАЙ МЕЛОДИЮ»
Цель: развитие чувства ритма и ритмической памяти.
Ход игры: Педагог прохлопывает ритмический рисунок фразы из любой знакомой детям песни. Дети повторяют за педагогом данную фразу. После повтора фразы дети должны узнать ее и назвать песню, частью которой она является. Для поддержания интереса к игре можно использовать ударные инструменты (ложки, бубны, трещетки и т. д., которые предлагаются детям-солистам для исполнения ритмического рисунка той или иной фразы.
«АПЛОДИСМЕНТЫ»
Цель: развитие чувства ритма и ритмической памяти.
Одна из самых простых музыкальных игр – на запоминание прохлопанного ритма. Возможны несколько участников и ведущий. Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Следующий должен точно, без ошибки его повторить и придумать следующий ритм, который передается таким же образом дальше. И так по кругу.
Ритмы можно постепенно усложнять. Если кто-то не может повторить прохлопанный ритм с первого раза, ведущий должен попросить придумавшего этот ритм повторить его столько раз, сколько потребуется для отгадывания. В этом есть определенная сложность для того, кто предлагает, задает пример – он не должен забывать и путаться при повторе, то есть первоначальный ритмический отрывок должен быть сложным ровно настолько, насколько сам «автор» может точно его запомнить и воспроизвести.
Игру можно постепенно усложнять, вводя в ритмический рисунок простейшие возгласы или слова, например: «И раз!», «Оле-оле-оле», «Раз, два, три» и т. д. Можно использовать какие-нибудь смешные присказки или поговорки, проговаривая их ритмически организованно.
«СТУЧАЛКИ»
Цель: развитие чувства ритма и ритмической памяти.
Более сложным примером игры является игра с применением каких-либо музыкальных инструментов. Эта игра является продолжением первой. Только задача усложняется тем, что теперь мы развиваем и тембровую память.
Все подойдет: деревянные ложки, палочки, металлические столовые приборы, какие-нибудь трещотки, детские погремушки. Попробуйте использовать разные по тембру материалы – деревянные шкатулочки или коробочки и т. д. Стучать по ним можно металлическими палочками или ложками.
В игре участвуют несколько детей. Один из них, первый, должен придумать и «проиграть», то есть попросту простучать или пробренчать какой-либо ритм. Для начала используйте только два тембра. Например, железными палочками исполнитель должен часть рисунка отстучать по деревянной поверхности, а часть – по металлической. При повторении следующий участник может исполнить сначала просто ритм без изменения тембра, а потом как можно точнее проиграть с использованием тех же самых предметов и тембров тот же самый ритм с «перебивкой» тембра в тех же местах.
4 группа музыкальных игр (подвижные/малоподвижные игры на развитие музыкального слуха, памяти, воображения)
«ПАНТОМИМА»
Дети разделяются на две группы.
Воспитатель играет мелодию или дает ее прослушать. Музыка может быть самой разной: классической, танцевальной, современной эстрадной, из детских песен, сказок, фильмов. Дети внимательно слушают музыку.
Затем ведущий дает время (5—7 минут) каждой команде, чтобы участники обдумали и посоветовались, что они будут изображать. Придуманная пантомима, сценка, в которой действующие лица не говорят, а выражают все с помощью жестов, мимики лица, должна быть понятна другой группе.
После того как дети 5—7 минут поразмышляют над заданием, воспитатель еще раз дает прослушать музыку. В придуманной сценке дети отражают характер музыки. Если музыка грустная, участники должны изобразить это движениями, жестами, мимикой (плачем, тоскливым выражением лица, обыграть это в сюжете.
Когда одна группа показывает, другая внимательно смотрит и пытается понять сценку. Проигрывает та команда, которая не сумела достаточно ясно отразить в своей сценке мелодию, и действия этой группы не были понятны другой команде.
«ХОРОВОД»
Для детей от 5 лет, так как здесь могут использоваться только детские песни. Число – не менее 4 человек.
Дети встают в хоровод (в круг, берутся за руки и начинают движение. Ведущий запевает песню, следующую строчку поет стоящий рядом с ведущим (с той стороны, в которую движется хоровод, так продолжается до тех пор, пока песня не закончится. Тот, кто пропел последнюю строчку, запевает новую песню.
Можно петь только припев или куплет, если число игроков ограничено. Так в игре будет задействовано больше песен за более короткий срок. Игра усложняется, если возраст игроков это позволяет. Хоровод можно вести в разные стороны, в зависимости от этого и песня будет исполняться либо правильно, либо с конца к началу. Если хоровод идет по часовой стрелке, то песня исполняется как положено, если против часовой стрелки – ее исполняют с конца. В этом случае нужно еще и быстро отреагировать и не сбиться со строки. Тот, кто споет не ту строчку, выбывает из игры.
Двигаясь в обратную сторону, можно петь только ту песню, которую уже исполняли правильно, чтобы участники могли вспомнить ее всю. Выбираются песни, знакомые всем.
«ХОДИМ КРУГОМ»
Участники игры, взявшись за руки, образуют круг. Водящий становится внутри него. Медленно двигаясь вправо или влево по кругу (хоровод, играющие запевают песенку, в которой упоминается имя водящего:
Ходим кругом, друг за другом.
Эй, ребята, не зевать!
Все, что Коля (Саша, Ира или др.) нам покажет,
Будем дружно повторять!
Круг останавливается, и водящий показывает какие-либо движения (прыгает, как лягушка, вращает руками, крутится на месте или принимает какую-либо смешную позу). Все игроки должны в точности повторять его движения. После этого водящий подходит к кому-либо из ребят в круге и низко кланяется. Тот, кому поклонились, становится водящим.
Игра повторяется, хоровод движется в другую сторону.