Наталья Писаренко
Картотека музыкальных дидактических игр для младшего и среднего дошкольного возраста. 3 часть
▼ Скачать + Заказать документы
4.1. Что делают дети?
Игровой материал.
Карточки (по числу играющих, на одной половине которых изображены дети (они поют, маршируют, спят, вторая половина пустая; фишки.
Ход игры.
Детям раздают по одной карточке.
Педагог исполняет знакомые музыкальные произведения (можно в грамзаписи) : «Колыбельную» А. Гречанинова, «Баю-бай» В. Витлина, «Марш» Э. Парлова, любую песню (которую знают и поют дети).
Публикация «Картотека музыкальных дидактических игр для младшего и среднего дошкольного возраста, 3 часть» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Тот, кто узнал музыкальное произведение, закрывает фишкой пустую половину карты.
Игра сначала проводится на занятии, а затем в свободное от занятий время.
4.2. Зайцы
Игровой материал.
На планшете изображены лес, поляна в центре сделаны разрезы, куда могут вставляться картинки — «Зайцы спят», «Зайцы пляшут».
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям пойти погулять на полянку, нарисованную на картинке : «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете сами, когда услышите музыку».
Звучит мелодия колыбельной или танцевальной музыки.
Дети определяют ее и по просьбе воспитателя вставляют соответствующую картинку в прорези на планшете. Если ребенок узнал музыкальное произведение, дети аплодируют.
4.3. Кто вышел погулять?
Цель:
Под музыку представить соответствующий образ и передать в движении.
Ход игры:
На лесную полянку вышли погулять животные. А какие – вам подскажет музыка. Послушайте, угадайте и изобразите, кто вышел погулять.
Репертуар: Галынин «Медведь», Жилинский «Марш зайчат», Д. Кабалевский «Ёжик».
4.4. Звери в домиках
Цель:
Учить детей определять по характеру музыки животного, двигаться в соответствии с образом.
Ход игры:
Дети распределяются на 4 группы, каждая занимает свой «домик» в одном из 4-х углов зала: медведь, лиса, зайчик, лошадка. Чья музыка начинает звучать, та группа двигается по залу в соответствии с образом (двигательная импровизация).
После того, как все «звери» прогуляются один раз, под весёлую музыку лёгким бегом дети переходят в соседний домик против часовой стрелки. Таким образом, каждый ребёнок побывает в разных образах.
4.5. День и ночь
Цель:
Различать контрастную музыку и передавать это в движении.
Ход игры:
Дети двигаются поскоками врассыпную (день).
Смена музыки – садятся на корточки (ночь).
Музыкальный материал : весёлая полька и колыбельная по выбору педагога.
4.6. Собачка пляшет и спит
Цель:
Учить детей различать жанр колыбельной и плясовой музыки.
Игровой материал: игрушка собачки.
Ход игры:
Педагог говорит, что в гости пришла собачка и хочет поиграть с детьми.
Исполняет колыбельную или плясовую, дети выполняют соответствующие движения: колыбельная – «спят», ладошки под щёчку (собачка спит, плясовая – хлопки в ладоши (собачка пляшет).
Как вариант игры можно использовать картинки, соответствующие жанру плясовой и колыбельной.
4.7. День рождения
Цель:
Учить детей определять характер музыки. Доставлять детям радость от игры.
Игровой материал: Мягкие небольшие игрушки (заяц, птичка, собачка, лошадка, кошка, мишка, цыплята). Небольшой кукольный столик со стульчиками, чайная посуда, маленькие яркие коробочки – подарки для зайчика.
Ход игры:
Музыкальный руководитель : «Посмотрите, ребята, какой сегодня Зайчик необыкновенный, даже праздничный бантик повязал. Я догадалась, у Зайчика сегодня день рождения, и он пригласил гостей. Вот уже кто-то идет! Я вам сыграю (или послушаете, а вы догадайтесь, кто же первый идет?»
Музыкальный руководитель исполняет произведение, дети высказывают свое мнение о характере музыки, узнают музыкальный образ. После этого появляется игрушка – «гость» с подарком и дарит его зайчику. Затем игрушку сажают к столу.
Таким образом, последовательно исполняются все произведения, приходят все гости. В конце игры музыкальный руководитель спрашивает детей, что подарят зайчику дети. Это может быть песенка или танец, знакомые детям.
4.8. Рисуем музыке настроение
Цель:
Развивать у детей представления о различном характере музыки (весёлая, жизнерадостная; грустная, печальная).
Игровой материал: карточки на каждого ребенка.
Ход игры:
Дети слушают пьесу весёлую или грустную и отображают её характер на пособии.
5.1. Барабанщики
Цель:
Различать динамические оттенки: громко, тихо.
Ход игры:
Воспитатель играет на барабане простой ритмический рисунок сначала громко (ребенок повторяет, затем – тихо (ребенок повторяет).
5.2. Ноги и ножки
Цель:
Изменять шаг на бег с изменением динамики музыки (громко, тихо)
Ход игры:
Воспитатель поет громко:
Большие ноги шли по дороге:
Топ, топ, топ, топ, топ, топ!
Маленькие ножки бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ, топ.
Воспитатель под громкое пение идет с детьми, высоко поднимая колени, под тихое пение выполняется мелкий бег. При закреплении дети выполняют самостоятельно под пение воспитателя.
5.3. Тихо-громко
Цель:
Соотносить тихие и громкие хлопки с текстом.
Ход игры:
Воспитатель проговаривает текст с соответствующим динамическим оттенком:
У ребяток ручки хлопают,
Тихо-тихо ручки хлопают,
Громче хлопают,
Сами хлопают,
Вот так хлопают,
Ну и хлопают.
5.4. Кукла шагает и бегает
Цель:
Выполнять движения, соответствующие тексту.
Ход игры:
Детям раздаются музыкальные инструменты, у воспитателя – кукла.
Воспитатель:
Громко будем мы играть –
Кукла будет танцевать
(дети играют, кукла танцует).
Тихо будем мы играть –
Ляжет кукла наша спать
(выполняются движения по тексту).
Игра усложняется, если играть индивидуально.