Светлана Першина
Классификация дизартрии
▼ Скачать + Заказать документы
В ее основу положены принцип локализации, синдромологический подход, степень понятности речи для окружающих. Наиболее распространенная классификация в отечественной логопедии создана с учетом неврологического подхода на основе уровня локализации поражения двигательного аппарата речи.
Существует классификация дизартрии по степени понятности речи для окружающих:
1-я степень, при которой нарушения речи слышит только специалист;
2-я — при которой речь достаточно понятна, но уже всем заметны нарушения звукопроизношения;
3-я — когда речь понятна только близким и лишь частично окружающим;
Публикация «Классификация дизартрии» размещена в разделах
4-я — самая тяжелая — отсутствие речи или речь почти непонятна даже близким ребенка (анартрия).
Для всех форм дизартрии характерны нарушения артикуляционной моторики, которые проявляются рядом признаков:
-нарушается звукопроизношение.
- При поражении мышц губ страдает произношение как гласных, так и согласных звуков.
- Особенно нарушается произношение лабиализованных звуков (о, у).
-При их произнесении требуются активные движения губ: округление, вытягивание. Нарушается произношение губно-губных смычных звуков п, п, б, б, м, м.
-Ребенок затрудняется вытянуть губы вперед, округлить их, растянуть углы рта в стороны, поднять вверх верхнюю губу и опустить нижнюю и выполнить целый ряд других движений.
-Нарушения мышечного тонуса, характер которых зависит прежде всего от локализации поражения мозга.
Выделяют следующие его формы в артикуляционной мускулатуре:
-спастичность артикуляционных мышц — постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка, губ, в лицевой и шейной мускулатуре.
-Повышение мышечного тонуса может быть более локальным и распространяться только на отдельные мышцы языка.
-При выраженном повышении мышечного тонуса язык напряжен, оттянут кзади, спинка его изогнута, приподнята вверх, кончик языка не выражен.
-Напряженная спинка языка, приподнятая к твердому нёбу, способствует смягчению согласных звуков.