Ольга Фирсова
Новая классификация детских игр
▼ Скачать + Заказать документы
Изучение проблем игровой деятельности в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, а затем в Центре «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца позволило уточнить ряд принципиальных положений относительно специфики игровой деятельности дошкольников и выстроить современную классификацию игр С. Л. Новоселовой. В рамках этой классификации были четко разведены игры, составляющие ведущую деятельность дошкольника и обеспечивающие его возрастное развитие, и игры, несущие специализированную обучающую функцию или приобщающие ребенка к определенным культурным эталонам. Определяющим критерием в данной классификации выступает понятие инициативы в игре, которая может принадлежать самим детям, взрослому или этносу. Соответственно выделяются три основных класса игр с неодинаковым развивающим потенциалом.
Темочки:
Первый класс игр – игры, возникающие по инициативе детей
Такие игры называются самодеятельными. Это определение для подчеркивания особого качества детской игры использовалось и ранее. Так, А. В. Запорожец особое внимание обращал на то, что наибольшее влияние на психическое развитие ребенка игра приобретает, только переходя в форму детской самодеятельности. Однако в качестве термина оно появляется только в новой классификации, определяя класс игр, в которых дети сами задают себе цель, выбирают средства и способы ее осуществления. Иначе говоря, затевая такую игру, дети не просто определяют сюжет, выбирают персонажей, организуют предметную среду своей игры и выбирают себе партнеров, но и сами ставят себе игровые задачи и находят их решения доступными им игровыми способами. В исследованиях Е. В. Зворыгиной и С. Л. Новоселовой было показано, что детская игра протекает по принципу последовательной постановки и решения игровых задач. При этом под игровой задачей понимается система условий, в которых задается мнимая цель, понятная ребенку по его жизненному опыту и направленная на воспроизведение действительности игровыми способами и средствами.
Только самодеятельные игры представляют собой ведущую деятельность и имеют решающее значение для детского развития. Они не ограничены рамками сюжетно-ролевой игры, а представлены целым рядом подвидов. Однако такие игры не возникают сами собой, «на пустом месте». Для их появления и успешного развития игровой опыт ребенка обязательно должен включать игры двух других классов.
Второй класс игр – игры, связанные с исходной инициативой взрослого
В таких играх именно взрослый задает цели игры, определяет способы и средства их реализации, даже если лично в игре и не участвует. Например, правила игры (скажем, собирания чего-то в определенной последовательности) изначально закладываются взрослым в конструкцию при создании той или иной дидактической игрушки. К играм этого класса обращаются чаще всего в воспитательно-образовательных целях: дидактические игры и игрушки используются на различных обучающих занятиях, а сюжетно-дидактические игры выступают удобным средством приобщения детей к сюжетной игре.
Одним из важнейших признаков хорошей дидактической игры будет ее привлекательность для ребенка, что, к сожалению, очень часто упускается из вида при их создании, поскольку все внимание авторов бывает направлено именно на предметное содержание игры. В этом случае вместо дидактических игр получаются типичные задания-упражнения, которые мало ориентированы на то, чтобы дети играли в них по собственному желанию. Если же дидактическая игра органично включается в жизнь детей, она может и очень эффективно помогать в закреплении различных знаний и умений, и способствовать обогащению содержания детских самодеятельных игр. Это подчеркивала в свое время еще А. П. Усова, отмечавшая, что в дидактической игре дидактизм должен быть на Уровне автодидактизма, но автодидактическая игра у нас слабо развивается практикой и совершенно недостаточно разрабатывается педагогической наукой. Подчеркивая разницу между дидактической игрой и игровым упражнением, А. П. Усова с сожалением отмечала, что взрослые охотнее всего изобретают именно игровые упражнения, хотя называют их играми.
Значительное место среди игр по инициативе взрослого принадлежит организованным сюжетным играм. На них следует обратить особое внимание. Игра, которую организует взрослый с целью решения тех или иных конкретных педагогических задач, не развивается сама, «не имеет имманентного развития» и соответственно не ведет к развитию ребенка в этой деятельности, а выступает лишь удобной формой его обучения тем или иным конкретным знаниям или умениям.
Доминирование организованных игр ведет к уменьшению времени на самодеятельные игры и ограничению возможности последних оказывать влияние на детское развитие. Однако их полное отсутствие ничуть не лучше в таких условиях детские игры примитивизируются и не получают возможностей для развития. Поэтому необходимо соблюсти правильный баланс: если организованных игр не будет вовсе, современный ребенок может не получить необходимого игрового опыта. Если работа педагога ограничится только организацией подобного рода игр, ребенок так и не научится играть сам.
Организация сюжетных дидактических игр — необходимое, но недостаточное условие становления самодеятельной игры. Второе необходимое условие, это создание социопредметных условий и предоставление достаточного времени для самодеятельных игр детей.
Таким образом, данная классификация наглядно показывает, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте выступает, с одной стороны, не всякая сюжетно-ролевая игра, а с другой — не только сюжетно-ролевая игра.
Третий класс игр — народные, идущие от исторической инициативы этноса
Это так называемые традиционные или народные игры. На протяжении веков они способствовали приобщению детей к определенным культурным эталонам, а также воспитанию у них родовых психических способностей человека и важнейших черт этноса, которому принадлежит игра. По сути, народные игры очень близки играм, возникающим по инициативе взрослого, но существенным отличием здесь будет то, что «программа», их содержание в данном случае определяются не конкретными образовательными целями и задачами, зависящими от того или иного этапа развития общества, не господствующими взглядами на содержание педагогического процесса, личными предпочтениями педагога и пр., а многовековым опытом, нацеленным на решение более общих задач, чем формирование определенных конкретных умений и навыков.
Во избежание путаницы при отнесении конкретной игры к тому или иному классу и правильной оценки ее развивающего потенциала, следует четко определить понятия «инициатива, исходящая от субъекта игры» и «инициатор игры».
Тот, кто предлагает игру, выступает ее инициатором, но это не имеет никакого отношения к классу игры, а вот инициативой (определяющей этот класс) обладает тот, кому принадлежат цели, способы и средства осуществления данной игры. Так, если игру (ее тему) предложил взрослый, а ребенок начал самостоятельно разворачивать сюжет в соответствии со своими игровыми интересами и задачами, такая игра будет, безусловно, самодеятельной. А если ребенок сам берет дидактическую игрушку и начинает ее собирать в соответствии с правилами, заложенными при ее создании взрослым, такая игра будет самостоятельной, но не самодеятельной, поскольку цели, способы и средства в такой игре исходно принадлежат взрослому. Здесь внимание должно быть уделено не тому, во что играет ребенок, а тому, как он играет. Например, ребенок берет шахматы, и далее у него на доске пешки катаются на «конях», а остальные фигуры встречаются, гуляют, беседуют, ходят друг к другу в гости — это, конечно, будет самодеятельная сюжетная игра. В народных и традиционных играх, независимо от того, кто эту игру ребенку предлагает, цели, способы и средства игры, зафиксированные в ее правилах, принадлежат этносу, если эти правила произвольно меняются, игра может поменять свою психологическую сущность.
Итак, неважно, кто начинает или предлагает игру, важно то, кто и как в нее играет, т. е. значение имеет то, кому принадлежит инициатива в самой игре, а не в ее предложении.
Таким образом, понятие инициативы в игре связанно с внутренней, а не внешней характеристикой игры. Данная классификация позволяет четко отделить игру как ведущую деятельность от игровой формы любой другой деятельности, которую инициирует взрослый. Психологическая классификация предложенная С. Л. Новоселовой определяя внутреннюю сущность игры, независимо от того, в какой форме она реализуется (ведь та же сюжетно-ролевая игра может быть и самодеятельной и сюжетно-дидактической).