Получи документы

Народные праздники как средство физического, нравственного и эстетического воспитания в детском саду

Халида Баязитова
Народные праздники как средство физического, нравственного и эстетического воспитания в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

МАДОУ детский сад «Шатлык» с. Ташбулатово

Народные праздники как средство физического, нравственного и эстетического воспитания в детском саду

Выполнила:Баязитова Х. М. ,

Музыкальный руководитель

Народные праздники

Публикация «Народные праздники как средство физического, нравственного и эстетического воспитания в детском саду» размещена в разделах

Праздник - это замечательное мероприятие, которое радует как детей, так и взрослых, вызывая восторг, бодрое настроение, яркие впечатления. Но значение праздников и развлечений не только в том, чтобы приносить радость: они являются средством всестороннего воспитания. Ведь на праздниках через разные виды деятельности у ребенка развиваются не только музыкальные способности: слух, память, вокальные данные, чувство ритма, но и формируются основные нравственные ценности – любовь к Родине, семье, уважение и почитание обычаев своего народа и национальной культуры других народов.

Праздники дают возможность не только отдохнуть, но и посостязаться в различных играх, показать свою силу, ловкость, смекалку, способствуя активизации памяти, вниманию, мышлению.

Народная культура является богатейшим источником познавательного, нравственного, эстетического развития детей. Для того, чтобы устроить народный праздник требуется много предварительной работы. Разучивание народных, обрядовых песен, частушек, игр, хороводов, танцев, потешек, рассматривание иллюстраций, чтение сказок, знакомство с эпическими произведениями, пословицами, поговорками, посещение мини-музеев в детском саду.

Чтобы привить детям любовь к народному творчеству, нужно в правильной форме преподнести им атрибуты, костюмы, которые создают праздничное настроение. В процессе проведения фольклорного праздника ребенок участвует в разных видах деятельности:

• Игровая деятельность.

Игра – эсто всегда развлечение, забава и соренование, стремление каждого участника выйти победителем. Поэтому на праздниках мы подбираем традиционные народные игры в соответствии с возрастом детей и темой праздника.

• Музыкальная деятельность. Подбирая для детей народные плясовые песни, потешки, частушки, формируем эстетический вкус, которые благотворно влияют на развитие эмоциональной сферы ребенка.

• Театрализованная деятельность. Она позволяет каждому ребенку проявить актерские способности, научиться передавать в словах эмоции, обогатить словарный запас речи.

• Коммуникативная деятельность. На праздниках дети учатся взаимодействию со взрослыми и сверстниками.

Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали свое прошлое, свои истоки и культуру народа. С учетом национального состава воспитанников детского сада в нашем дошкольном учреждении, развитие детей на традициях народной культуры является одним из главных направлений художественно-эстетического воспитания. Благодаря элементам предметно-развивающей среды, познавательным занятиям, сюжетно-ролевым играм знакомим детей с традициями башкирского народа. Одним из действенных средств приобщения дошкольников к культурным ценностям своего народа являются фольклорные праздники. Чтобы воспитывать человека-патриота, знающего свой родной край, уважающего свой народ, его культуру, традиции, обычаи, стали традицией такие национальные праздники, как «Наурыз», «Нардуан», «ара бутаы», «Сабантуй»,»Медовый край», «Родина моя» и т. д. Каждый из них имеет свою цель тематику.

Нардуган

Нардуган – традиционный праздник, посвященный Солнцу. Проводится два раза в год – Зимний Нардуган, знаменующий начало увеличения продолжительности дня, приходился на период с 25 декабря по 5 февраля и совпадал с самыми морозными днями. В детском саду мы проводим после зимних каникул, совместно с народным фольклорным ансамблем»Гульназира». Где наши бабушки читали специальную молитву, произносили благопожелания, обращения к Солнцу и Старику Морозу с просьбой о благоприятной погоде, хорошем урожае, благополучии и изобилии. Дети ходили из группы в группы, извещая начале праздника : «Нар, Нар, Нардуган! Праздник солнца,Нардуган! Друг, иди на Нардуган!», произносили алгыши. Праздник сопровождался обрядовыми песнями, частушками, народными играми, стихами, разгадыванием загадок и примет. Дальше праздник продолжается на улице, где воспитатели в костюмах сказочных персонажей проводят с детьми всех групп детского сада народные игры, катаются на лошадях. В завершении дети с удовольствием пили чай из самовара с национальными лакомствами.

Наурыз

В переводе означает – «новый день». Это праздник весны. Отмечается он 21 марта в день весеннего равноденствия. Наурыз – день добра, праздник радости, обновления природы, день пения птиц и цветения цветов. Наурыз – очень символичный праздник, относительно его празднования в народе существует много примет, пословиц, поговорок и загадок. В пословицах восхваляется трудолюбие, храбрость,честность, уважение к старшим. В них заложена воспитательная значимость для нравственного воспитания детей. Загадки способствуют развитию памяти, образного мышления, быстроты умственных реакций. С помощью загадок у детей формируются основы теоретического творческого мышления. На этом празднике участвуют дети средней и старшей группы. Значительное слово в программе праздника выделяется художественному слову. Дети читают стихи, инсценируют сказки, рассказы. Важно здесь непосредственное участие родителей. нередко детям необходимо подготовить различные костюмы, декорации или другую атрибутику. В заключении каждого праздника мы устраиваем чаепитие из самовара, угощаемся национальными лакомствами, которые пекут наши родители.

Карга буткахы – воронья каша

Праздник проводится ранней весной на горе и особенностью служит непосредственное обращение к воронам, природе с просьбой даровать благополучие в новом году. Все это проходит конечно с участием родителей, бабушек, для них мы готовим конкурс песен и национальных плясок. Также чаще всего мы вовлекаем родителей в персонажи праздника. Обрядовой пищей служит жидкая каша из пшеницы, сваренная на сметане, которую раскладывают повсюду для птиц. Таже принято в этот день украшать деревья разными лентами, бусами, платками. Во время празднества огромное значение придается спортивным соревнованиям:прыжки через яму, перетягивание полотенца, бег на различные дистанции и т. д. Почти все игры сопровождаются четверостишиями, речетативом, скороговорками. На празднестве исполняются песни про природу родной деревни, с детсва знакомых мест.

Сабантуй

В переводе с тюркского слово «сабантуй» означает праздник плуга. Отмечается он в июне в честь завершения полевых работ. Сабантуй – с одной стороны, он является мирным земледельческим праздником, с другой стороны, он носит характер спортивного праздника : традиционные виды спорта – скачки, борьба, бега, состязания в силе и ловкости играют здесь главную роль. В нашем детском саду к этому празднику начинаем готовиться с весны. На музыкальных занятиях разучиваем песни, танцы, игры. Итоговое мероприятие проводим 1 июня – в День защиты детей. На празднично оформленной полянке детского сада дети с большим удовольствием выступают, играют в народные игры. Дети больше всего любят такие состязания, как бег в мешках, бег с полными ведрами на коромысле, бег с яйцом в ложке, перетягивание каната, палки, которые требуют от детей смелости, быстроты, настойчивости в преодолении трудностей. Еще больше смеха вызывает бой мешками сидя на бревне, набитые сеном или травой. Самым главным состязанием на сабантуе является куреш – национальная борьба на поясах. Этот поединок демонстрирует не только силу, мужество, ловкость, но и уважительное отношениее к сопернику, что очень важно в воспитательном процессе дошкольников.

Таким образом, народные праздники, обряды, развлечения – многофункциональное явление, содержащее элементы воспитательного, эстетического, ритуального, религиозного характера. Башкирские народные праздники играют важную роль в физическом, нравственном и эстетическом воспитании молодежи. Ведь в современном мире одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. Фольклор как синтез этих трех компонентов возможен только при усвоении взаимосвязи. Задача нашего поколения сохранить и использовать тот опыт, который был накоплен предыдущими поколениями.

Список литературы:

1. Башкирское народное творчество. Том 1. Фольклор. Уфа, 1995.

2. Нагаева Л. И. Башкирсике народные праздники, обряды и обычаи. Уфа, 1999.

Публикации по теме:

Консультация «Музыка, как средство нравственного воспитания дошкольников» Обобщение педагогического опыта Тема: "Музыка как средство нравственного воспитания дошкольников" Одна из самых актуальных и «больших» проблем,.

Проектная деятельность в детском саду как одна из форм духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения «Главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет: сердце, добрые чувства». Ф. М. Достоевский На сегодня, одной из главных и немало.

Групповое родительское собрание в средней группе «Праздники в детском саду, как средство помощи во взаимоотношениях» Структурное подразделение дошкольного образования д/с «Чебурашка» муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной.

Хохломская роспись как средство эстетического воспитанияХохломская роспись как средство эстетического воспитания Как привить любовь детей к народному искусству и научить навыкам художественной росписи, в частности, хохломской? Этим вопросом задались.

Хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей В формировании эстетической и художественной культуры личности хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического воспитания.

Игра как средство нравственного воспитания Игра — ведущая деятельность дошкольника, в которой формируется его личность. В игре ребенка отражаются события, полученные им в детском.

Консультация для воспитателей «Родной язык как фактор нравственного и эстетического воспитания» «Родной язык как фактор нравственного и эстетического воспитания» Когда для ребенка становится доступным усвоение языка в его регулирующей.

Организация православных праздников в детском саду как одна из форм духовно нравственного воспитания дошкольников I. Введение. Воспитывать человека – значит определять судьбу нации. Святейший Патриарх Московской и всея Руси Алексей II Известно, что нет.

Русские народные праздники в детском саду как средство формирования патриотизма у детей Русские народные праздники в детском саду как средство формирования патриотизма у детей. В современном мире,когда всяческим образом происходит.

Консультация «Танец, как средство эстетического воспитания» Занятия в танцевальном кружке являются основными, базовыми при овладении двигательной культурой, т. к. они способствуют формированию правильной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народные праздники как средство физического, нравственного и эстетического воспитания в детском саду
Опубликовано: 14 апреля 2019 в 21:26
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Народные праздники как средство физического, нравственного и эстетического воспитания в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Халида Баязитова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД