Папки-передвижки

Кинезиология как метод активного развития дошкольников

Евгения Мельникова
Кинезиология как метод активного развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Кинезиология, как метод активного развития дошкольников

Автор: Кузнецова Надежда Геннадьевна

Организация: МБДОУ д/сад № 2 «Солнышко»

Населенный пункт: Нижегородская область, с. Дивеево

Современные дети с самого раннего детства сталкиваются с сотовыми телефонами компьютерами, интернетом и т. д. … Безусловно, они становятся эрудированными и развитыми не по годам. Но вследствие того, что ребенок, только смотрит и не разговаривает, у него развивается примитивность и бедность речи, у такого ребенка страдает умственное и психическое развитие и конечно же перестает развиваться образно-логическое мышление. Такие воспитанники не проявляют познавательной активности на организованной образовательной деятельности, постоянно отвлекаются. Все это замедляет образовательный процесс.

Публикация «Кинезиология как метод активного развития дошкольников» размещена в разделах

Данная ситуация поставила передо мной задачу поиска эффективных форм и методов работы, для улучшения образовательной ситуации. По мнению многих авторов, такой формой работы может быть - кинезиология.

Итак, что же такое «кинезиология»? В переводе на русский язык «кинезиология» обозначает гимнастика мозга или наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения.

На что оказывают влияние кинезиологические упражнения?

Всем известно, что мозг человека состоит из двух полушарий. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие. (восприятие мира через рецепторы расположенные на теле человека)

Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое, оно отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.

Работа мозга складывается из деятельности двух полушарий, связанных между собой системой нервных волокон. Эта система волокон и называется мозолистое тело. Мозолистое тело необходимо для координации роботы головного мозга и передачи информации из одного полушария головного мозга в другое.

Если нарушается работа межполушарных связей то это ведет к нарушению пространственных ориентаций, страдает адекватное эмоциональное реагирование и координация работы зрительного и аудиального восприятия. Ребенок в таком состоянии плохо воспринимая информацию на слух или глазами.

Именно упражнения по кинезиологии позволяют активизировать межполушарное воздействие, синхронизировать работу обоих полушарий головного мозга, формирует новые нейронные связи между полушариями головного мозга.

Существует целый ряд кинезиологических упражнений, которые улучшают мыслительную деятельность, развивают межполушарное взаимодействие, мелкую моторику, память, внимание, речь, мышление.

К комплексу таких упражнений относятся:

- растяжки;

- дыхательные упражнения;

- глазодвигательные упражнения;

- телесные упражнения;

- упражнения на тренировку тонких движений пальцев рук;

- упражнения на релаксацию.

 

Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела.  Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот.

Упражнения на развитие тонких движений пальцев рук.

Стимулирует общее развитие речи. Морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а также является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Упражнение «Дорожка»

Соединять большой палец левой руки и указательный палец правой руки, большой палец правой руки указательный палец левой руки, и менять местами указательные и большие пальцы.

Упражнение «Знакомство»

Соединяем все пальчики, ладошки положить друг к другу. Большой палец правой руки с большим пальцем левой руки, указательный палец правой руки с указательным пальцем левой руки и т. д. поочередно, начиная с большого пальца разводим и соединяем пальчики.

Упражнение «Разные колечки»

Поочередно, соединять в кольцо на правой руке большой палец и указательный, на левой руке большой палец и мизинец. Одновременно меняем положение пальцев на правой и левой руке

Упражнения телесные.

При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. В результате движений во время мыслительной деятельности простраиваются нейронные сети, позволяющие закрепить новые знания. При регулярном выполнении реципрокных (перекрестных) движений образуется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию психических функций.

 

Упражнение «Ухо -нос»

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборот.

“Перекрестное марширование”

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой (или локтем) по противоположной ноге (коленке). Сделать шесть пар движений. Затем,шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать шесть пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

Массажные упражнения.

Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают около 148 точек, расположенных на ушной раковине, которые соответствуют разным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке уха – голове.

 

Выполняя кинезиологические упражнения - «Кулак – ребро - ладонь», «Ухо - нос», «Лезгинка», «Зайчик - колечко» и др., у детей развиваются умственные способности и укрепляется физическое здоровье. Они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий головного мозга, что способствует развитию и коррекции проблем психики, мышления, речевого развития.

Для результативности развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:

- упражнения по кинезиологии проводятся ежедневно перед или вовремя занятий, на утренней гимнастики, в совместной деятельности, после прогулки, после сна, во второй половине дня;

- каждое упражнение делается от 30 до 60 секунд;

- движения которые были сделаны для одной стороны тела, необходимо проделать и для другой стороны;

- от детей требуется точное выполнение движений;

- упражнения могут проводится стоя или сидя за столом;

- упражнения могут проводится в любой последовательности.

Воспитанники с удовольствием выполняют упражнения слушая кинезиологические сказки.

Сказка про двух зайчат.

Жил-был на свете зайчонок, он был белый и пушистый и звали его Снежок

  Упражнение «Зайчик», попеременно на правой руке, на левой руке показывать фигуру зайчика

Он очень любил прогуливаться по своему саду. Упражнение «Дорожка»

Соединять большой указательный пальцы, и менять местами

В саду росли высокие деревья, и низкие кустарники Упражнение: «Деревья, кустарники»

Пальцы сомкнуты вместе, Кулак, развести пальцы в стороны

и вот однажды, Снежок вышел из своего дома, и долго гулял…. Упражнение «Дорожка»

Соединять большой указательный пальцы, и менять местами

 

он увидел, что на полянке бегает черный зайчонок. Упражнение «Зайчонок».

Упражнение «Зайчик», попеременно на правой руке, на левой руке показывать фигуру зайчика

Он быстро помчался к нему, чтобы познакомиться. Упражнение «Знакомство»

Соединяем все пальчики. Большой палец правой руки с большим пальцем левой руки, указательный палец правой руки с указательным пальцем левой руки и т. д. поочередно, начиная с большого пальца разводим и соединяем пальчики.

Зайчонка звали Уголек. Они подружились и стали бегать друг за другом, наперегонки. Упражнение «Разные колечки»

Поочередно, соединять в кольцо большой палец и указательный, большой палец и мизинец.

Усложнение: Одновременно меняем положение пальцев на правой и левой руке

 

И тут Снежок нашел на траве колечко Упражнение «Колечко»

Поочередно, соединяя в кольцо большой палец с указательный, затем со средним, затем с безымянным, и с мизинцем.

 

Он стал примерять его на правую лапку, а затем на левую, но колечко оказалось ему велико.

Тогда Уголек стал его примерять

И тут колечко упало и покатилось по тропинке – Зайчата за ним

  Упражнение «Лезгинка».

Правую руку сжать в кулак, левую ладонь подвести к кулаку правой руки.

 

 

И привела их тропинка к пруду, на котором сидела лягушка и громко плакала, от того, что ей было грустно одной. Ребенок: Зайчата решили ее развеселить и показали ей интересную игру Упражнение «Ухо -нос»

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборот.

 

Лягушка развеселилась и поблагодарила Зайчат. А потом сказала, что ей пора в пруд Упражнение «Кулак – ребро - ладонь».

Смена трех положений руки на плоскости стола:

кулак- положить на стол руки сжатые в кулак;

ребро- положить на стол руки, боком, ладонями друг к другу;

ладонь - положить на стол руки ладонями вниз.

Зайчата попрощались с ней и тоже отправились домой

  Упражнение «Прямоугольник».

По дороге они весело танцевали Кинезиологические упражнения можно проводить и под веселую музыку.

 

Уставшие они улеглись на коврике и уснули. Упражнение «Крюк Деннисона»

 

Сесть на стул

Скрестить ноги, положив левую на правую.

Руки развернуть ладонями наружу, вытянуть перед собой, сцепить пальцы в замок так, чтобы большой палец правой руки оказался поверх большого пальца левой руки.

Вывернуть руки, и положить их на грудь

 

 

Выполняя данные упражнения со своими детьми, я отметила, что у них развиваются интеллектуальные и творческие способности, способность к обучению, усвоению и восприятию информации. По моим наблюдениям у воспитанников улучшилась память, внимание, пространственные представления. Систематическое проведение упражнений способствовали формированию мелкой и крупной моторики, у воспитанников снизилась утомляемость.

Кинезиология является здоровьесберегающей технологией. Ее проведение не требует никаких затрат, она настолько проста в применении, что ее можно использовать в любой ситуации. Родителям воспитанников понравилось применять данные упражнения, особенно когда необходимо занять ребенка, например, при долгом ожидании транспорта. Данную технологию можно применять с любого возраста, главное условие необходимо подбирать упражнения от простого к сложному и регулярно их выполнять.

Публикации по теме:

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Фотоотчет «Пластилинография как метод развития мелкой моторики»Фотоотчет «Пластилинография как метод развития мелкой моторики» В нашей логопедической группе, с детьми с ОНР, большое внимание уделяем развитию мелкой моторики. Так как уровень развития речи у детей.

Пластилинография как метод успешного развития и воспитания детей в ДОУ Дети лепят, рисуют, делают различные постройки из конструктора, путешествуют на воображаемых машинах и самолётах в сказку – дети играют.

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.

Проектный метод в патриотическом воспитании дошкольников Работа по ознакомленнию детей с родным городом в нашем детском саду ведется в рамках авторской программы «Моя малая Родина» (Комратова Н. Г. ,.

Проведение физкультурных досугов и развлечений — эффективные формы физического развития и активного отдыха дошкольников Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Стимулирование как метод повышения учебной мотивации дошкольниковСтимулирование как метод повышения учебной мотивации дошкольников Стимулирование как метод повышения учебной мотивации дошкольников. Автор: Назарова Татьяна Валентиновна, педагог дополнительного образования.

Театрализованная деятельность как метод развития речевой активности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как метод развития речевой активности детей раннего возраста В 2019 году мы впервые набрали группу от 1,5 до 3 лет. Ни для кого не секрет, что современные дети приходя, в дошкольное учреждение почти.

Метод проекта как эффективное средство развития творческих способностей обучающихся (младший школьный возраст)Метод проекта как эффективное средство развития творческих способностей обучающихся (младший школьный возраст) Современный педагог всегда находится в поиске новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кинезиология как метод активного развития дошкольников
Опубликовано: 1 декабря 2022 в 17:58
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Кинезиология как метод активного развития дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Мельникова (УИ 236345) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД