Юлия Чугунова
Кейс-технология в дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. От проектной деятельности она отличается тем, что это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых качеств и умений. С внедрением кейса в проектную деятельность дети сами находят проблемную ситуацию, при этом активно развивается самостоятельность и инициативность детей. (Слайд 2)
Публикация «Кейс-технология в дошкольном образовании» размещена в разделах
«Кейс-технология» - это общее название технологий обучения, представляющих собой: (Слайд 3)
-метод анализа
-метод игрового проектирования
-метод проигрывания ролей (инсценировки)-создать ситуацию и оценить поступки
-метод «информационного лабиринта» заключается в умении занять позицию человека и справиться с задачами, которые она подразумевает
-метод ситуационного упражнения (задачи) – предлагается текст с описанием сложившейся ситуации и задача, требующая решения.
Этапы кейс – технологии (Слайд 4)
Этапы Деятельность детей
Знакомство с ситуацией, ее особенностями Воспринимают предложенную ситуацию
Актуализация знаний Объединяются парами (группами, распределяют роли, взаимодействуют, сотрудничают, договариваются.
Мозговой штурм Осуществляют поисковую деятельность.
Презентация Представляют свои роли, осуществляют презентацию.
Рефлексия Анализируют, делают выводы.
Виды кейсов в дошкольном образовании : (Слайд 5)
• Анализ конкретных ситуаций
• Кейс – иллюстрации
• Проигрывание ролей
• Фото - кейс
В процессе освоения кейс-технологий дети : (Слайд 6)
— учатся получать необходимую информацию в общении;
— развивают умение соотносить свои устремления с интересами других;
— учатся доказывать и отстаивать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;
— развивают умение принимать помощь.
Чем отличается кейс от проблемной ситуации? (Слайд 7)
Отличительной особенностью кейс-метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.
Организационные моменты использования кейсов (Слайд 8)
Использовать предложенные кейсы возможно в следующих формах:
1) Как составную часть НОД познавательного или речевого цикла
2) Как форму работы, реализуемую в рамках совместной деятельности, образовательной деятельности в режимных моментах. В этом случае знакомство с кейсами организуется во второй половине дня, планируется в подходящее время.
3) Как часть проекта по формированию экологического сознания (Н-р безопасного поведения разной степени продолжительности). Эффективной работа по технологии становится только при условии соблюдения системности.
Рекомендуется включать кейсы в планирование педагогической работы с детьми– 1-2 раза в неделю. Сами по себе кейсы не занимают много времени, достаточно разнообразны, поэтому не будут утомительны для детей.
(Слайд 9) Вывод: Кейс - технология помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
(Слайд 10) Главное предназначение кейс-технологии — развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией.
Практическая часть
Кейс-задание «Экосанитары» (анализ конкретных ситуаций)
Кейс-задания 5 «Лесозащитники».
Воспитатель: Наташа любит ездить в гости к бабушке. С бабушкой всегда интересно. А вкуснее бабушкиных ватрушек вообще ничего на свете нет. А еще у бабушки хорошо гулять. Она живет в поселке, где есть припоселковый кедровник, куда можно ходить и дышать смолистым лечебным воздухом. А еще в поселке есть красивейший парк. Его посадил Наташин дедушка. Он раньше работал лесоводом и рассказывал Наташе, что в городах и поселках для очищения воздуха одних газонов недостаточно. Дедушка объяснял: «Чтобы фильтровать воздух в достаточной степени, система зеленых насаждений должна быть трехэтажная: необходимы кустарники, деревья повыше и деревья высокого яруса. Так мы и садили наш парк. Один из показателей чистоты воздуха в нашем парке - лишайники на старых деревьях». Наташа любит гулять в этом парке, но ей очень хочется, чтобы и в ее городе были такие чудесные места для прогулок
Воспитатель: Каково экологическое значение лесов и лесонасаждений? Какие уникальные места с лесными насаждениям и есть в том месте, где вы живете? Каково состояние ваших парков, лесопарков, аллей, бульваров и других объектов с лесными насаждениями? Что можно сделать, чтобы улучшить состояние этих объектов, увеличить их количество и площади? Обоснуйте свои предложения
(Дети обсуждают и отвечают на поставленные вопросы, как нужно поступить в данной ситуации.)
Кейс-иллюстрация «В лесу шуметь не нужно. Живи с природой дружно».
Кейс-прогнозирование
Направлен на: - умение видеть и анализировать варианты возможных решений;
- умение строить обоснованные прогнозы с помощью элементарных естественных представлений;
Кому адресован: - детям старшего дошкольного возраста;
Ситуация: Мальчик пошел гулять в лес, взял магнитофон, включил громко музыку, сам громко поет песни, не смотрит под ноги, наступает на
насекомых. Все звери и птички от испуга убежали вглубь леса
Момент проблемного Как вы думаете скоро все звери и птицы вернутся включения детей: в свои норы и гнезда?
Комментарии: Кого испугал мальчик? Почему он так себя ведет? Как можно назвать его поступок? Если бы встретили Этого мальчика, какие советы вы бы ему дали? В процессе беседы вывести детей на правила поведения в лесу: не разрушай гнезда, не наступай на ягоды, грибы, насекомых, не разоряй
муравейники, не ломай ветки, не жги костры, не засоряй лесные поляны, не шуми, береги лес.
Кейс-иллюстрация «Не торопись забрать птенца. Обдумай действия до конца»
Кейс-диспут с добавлением проблемной ситуации.
Направлен на:
-умение воспитанников аргументированно отстаивать свое мнение;
- способность вести конструктивный диалог, коллективно решать задачи;
- умение анализировать разные ситуации.
Кому адресован: - детям дошкольного возраста
Ситуация: На дереве гнездо, в нем пищать птенцы, а один птенец выпал, он еще не научился летать, мама его летает рядом, но не может ему помочь.
Момент проблемного включения детей: Как помочь птенцу?
Комментарии: Основная задача воспитателя: сформировать у детей компетенцию живого аргументированного спора, умения приходить к решению.
Вопросы: Чем могут помочь люди? Надо ли вернуть птенца в гнездо? Можно ли забрать птенца домой? Как оказать помощь? Где птенцу будет лучше: рядом с мамой или с человеком?
Кейс-иллюстрация «Мир украшают деревья, цветы, Помни беречь их всегда должен ты»
Кейс - прогнозирование
Направлен на: - умение видеть и анализировать варианты возможных решений;
- умение строить обоснованные прогнозы с помощью элементарных естественных представлений;
- способность анализировать, включаться в коллективное решение задачи;
Кому адресован: - детям старшего дошкольного возраста
Ситуация: - Дети пришли на цветочный луг, на нем много красивых цветов. Они обрадовались, им очень нравятся цветы. Девочка бережно сорвала один цветок и любуется им. А мальчик бегает по цветам, топчет цветы, рвет и раскидывает их. Когда они пошли домой, то решили вернутся на этот луг на следующее лето.
Момент проблемного включения детей: Как вы думаете, будет ли на следующее лето этот луг так же прекрасен?
Комментарии: Задача воспитателя: побудить детей видеть глубинный характер проблемы. Дать понять, что мир растений – это удивительный мир, сотканный из чудес природы, что цветы дарит нам солнце и земля, но человек отвечает за сохранность этой красоты, установить причинно-следственные связи в природе, вызвать эмоционально-чувственное отношение к цветам и вместе ответить на вопрос, как сохранить красоту данного луга.
Вопросы: Что видите на картине? Что делают дети? Как поступают дети? Кто из них вредит природе и почему? Почему нельзя топтать цветы? Какую пользу приносят цветы? Как сохранить цветы? Почему на следующий год не выросли цветы? Что нужно сделать, чтобы цветы каждую весну распускались на лугу и радовали всех своей красотой?
Кейс на основе мультфильмов
Мультфильм «Это совсем не про это» (1984 год) - достаточно забавная история, которая произошла с коровой и её хозяйкой. Посвящён проблеме загрязнения окружающей среды. Хозяйка отправила свою корову пастись на мусорную свалку. Корова на ней стала питаться объедками и мусором, пила воду из реки, в которую сливали производственные отходы, дышала воздухом, в который выбрасывали вредные заводские газы. Хозяйка, надев противогаз, привела корову обратно домой и начала её доить. Вместо молока она надоила канистру бензина, залила его в машину и поехала по делам.
Кейс-задание по просмотру мультфильма «Это совсем не про это».
Вопросы кейса :
Проанализируйте ситуацию в данном мультфильме и выявите главную проблему сюжета.
Какие виды загрязнения представлены в фильме?
Каковы последствия антропогенного воздействия на окружающую среду?
Попробуйте предложить пути решения данной проблемы.
Объясните смысл пословицы «Без хозяина земля круглая сирота».
Проигрывание ролей (ролевое проектирование)
Сюрпризный момент (Пришло письмо от Золотой рыбки) :
Здравствуйте, дорогие ребята! Я долгое время живу в озере с другими обитателями. Вода в нем была чистая, прозрачная, что даже можно увидеть обитателей озера. А в солнечный день в воде отражались деревья, облака. Однажды к нему пришли отдыхающие, они отдыхали, купались в озере, а уходя, оставили мусор, консервные банки, бутылки. Потом к этому озеру приходили отдыхающие люди еще и еще. Со временем мусора становилось все больше и больше. Вода становилась все мутнее и уже нельзя было увидеть, кто там живет. Обитателям озера стало совсем неуютно жить в грязной воде, они стали болеть, а некоторые даже погибли. Ребята, помогите нам, а то скоро мы все погибнем в нашем озере!
- Ребята, поможем обитателям озера? Как мы сможем им помочь? (Можно пойти на озеро и собрать мусор) Куда мы будем складывать мусор? (Можно взять с собой мешок для мусора). А куда мы его отнесем? (В мусорный бак). А еще как можно помочь обитателям озера? Что можно сделать, что б люди отдыхающие так больше не поступали? ( Нужно установить знак: Не сорить). Мы возьмем с собой знак и установим его. Отправляемся к озеру! (Надевают перчатки, собирают мусор, устанавливают знак).
Ребята, скажите, озеро какое? (Глубокое, синее, грязное). На дне озера есть мусор? Если оно глубокое, то как же нам убрать мусор на дне озера? На дне озера помогают убирать мусор водолазы. Кто такие водолазы? Водолазы – это такие люди, которые работают под водой, они помогают спасать людей, убирать мусор со дна водоемов.
Сюрпризный момент:
Появляется водолаз, с мусором в руках.
- Здравствуйте, а вы, наверно, водолаз?
-Здравствуйте! Я водолаз, я собирал мусор на дне озера, многие люди засоряют природу и это озеро засорили тоже люди. Посмотрите, сколько мусора я нашел. (Смотрят).
- Ребята, а вы хотели бы узнать, что стало с мусором, который находился долгое время в озере?
Тогда вам надо отправимся в лабораторию, и там мы сможем узнать.
- ребята, а вы знаете что такое лаборатория? Лаборатория – это место, где люди что то исследуют. Таких людей называют – исследователями.
-(ВОДОЛАЗ) : Ребята, желаю вам удачи в ваших исследованиях. Ну а мне пора, погружаться на дно озера, может там еще есть мусор.
-До свидания. А мы с вами отправляемся в лабораторию. Но хочу вас предупредить, что в лаборатории громко не разговаривают, работают очень аккуратно. (Одевают фартуки, переодевают перчатки, подходят к столам).
Мы с вами готовы к работе в лаборатории, но я хотела бы узнать, что вы думаете о тех предметах, которые попали в воду и находились там некоторое время.
Игра: «Что произойдет?» Вам надо раскрутить кольца, куда укажет стрелка, вы называете предмет, из какого материала сделан, куда попал, что произойдет с предметом и с водоемом.
(Круги Луллия)
Опыты: ( Ставят цель: Я хочу узнать, что станет с целлофановым пакетом, который лежал долгое время в воде).
А) Целлофановый пакет (В сравнении с сухим)- 200лет
Б) Стеклянная банка (Стекло - 1000лет)
Г) Консервная банка (30 лет)
Е) Газета (В сравнении с сухой газетой) (Брошенная вами, будет лежать около 2-х лет)
Экологическая кейс - технология помогает повысить интерес и педагогов, и детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как социальная и нравственная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Главное предназначение кейс-технологии в экологическом воспитании — развивать способность исследовать различные экологические проблемы, ситуации, связанные с нравственной стороной отношения человека к природе и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией.