Бурлутская Клавдия
Категории детей с ОВЗ «Особенности познавательного и личностного развития воспитанника с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности познавательного и личностного развития воспитанника с ОВЗ (кратко)
1. Дети с нарушением слуха
У детей с нарушением слуха могут проявляться особенности не только в речевом развитии, но и в развитии познавательной и личностной сферы : сниженный объем внимания, низкий темп переключения, меньшая устойчивость, затруднения в его распределении; преобладание образной памяти над словесной, преобладание механического запоминания над осмысленным; задержка восприятия пространства, схемы тела и, как следствие, развития движений; мышление отстает в своем развитии, обеднено предметным, орудийным содержанием, ригидно, стереотипно. Позже нормы появляется комплекс оживления (не на человека, а на яркий предмет). Запаздывает и вяло протекает активность хватания игрушек. Игровая деятельность безынициативна, подражательна. Глухой ребенок педантично копирует действия других; превалирование наглядных форм мышления над понятийными, зависимость развития словесно-логического мышления от степени развития речи обучающегося.
Публикация «Категории детей с ОВЗ „Особенности познавательного и личностного развития воспитанника с ОВЗ“» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Рекомендуемая коррекционно-развивающая технология :
ИКТ
Изотерапия
Игровые технологии
Портфолио
2. Дети с нарушением зрения
В познавательной сфере предметно-действенная форма мышления востребована слепым ребенком в период младшего дошкольного возраста, характерен недостаточный темп и объем формирования представлений как образов памяти об окружающем, что несколько снижает темпы развития наглядно-образной формы. Игра слепого ребенка также развивается медленно, что связано с недостаточным запасом знаний и представлений об окружающем, трудностями самостоятельного практического освоения предметного мира: большинство слепых детей начинают использовать предметы и игрушки по назначению к концу третьего года жизни.
По темпу развития слепые дошкольники могут быть приближены, отставать или значительно отставать от развития зрячих сверстников.
Сферы личностного развития, становление которых в онтогенезе дошкольника в меньшей степени зависят от зрения, у слепого ребенка развиваются быстрее (хотя и своеобразно, чем сферы, в двигательном компоненте которых в период становления велика роль зрения.
Рекомендуемая коррекционно-развивающая технология :
Изотерапия
Имаготерапия
Сказкотерапия
Игровые технологии
3. Дети с ЗПР
В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация, выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами. Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников.
Такие дети почти не владеют речью - пользуются или несколькими лепетными словами, или отдельными звукокомплексами. У некоторых из них может быть сформирована простая фраза, но способность ребенка активно использовать фразовую речь значительно снижена.
Рекомендуемая коррекционно-развивающая технология :
Упражнения на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы.
Коммуникативные, дидактические и подвижные игры.
Упражнения на развитие моторики.
Релаксационные упражнения.
Игротерапия.
Психогимнастика.
Пескотерапия.