Получи документы

Картотека упражнений на балансире по автоматизации звуков у детей с дизартрией

Ксения Резяпова
Картотека упражнений на балансире по автоматизации звуков у детей с дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы

Блок 1. «Освоение балансира»

Исходное положение стоп: стопы ребенка располагаются равноудаленно от центра доски по оси X между отметками 10 н 15 и по оси Y большим пальцем у отметки 10. Для увеличения уроним сложности выполнения упражнений на доске возможно изменение положения стоп:

• по оси X;

• параллельно линиям разметки исшра доски;

• параллельно оси X.

Публикация «Картотека упражнений на балансире по автоматизации звуков у детей с дизартрией» размещена в разделах

В процессе выполнения упражнений на балансировочной доске специалист контролирует постоянство правильного расположения стоп ребенка и при необходимости просит ею подкорректировать их. В дальнейшем, он передает эту функцию ребенку, который уже самостоятельно контролирует постановку своих стоп.

Для получения высокой эффективности и ожидаемых результатов от занятий на балансировочной доске, очень важно, чтобы ребенок соблюдал предусмотренную технику выполнения упражнений, которая включает в себя не только правильное рас положение стоп, но и коленей, таза, плеч и всего тела.

Правильное выполнение упражнений на балансировочной доске служит залогом развили вестибулярной системы, ориентации в пространстве, чувства собственного тела, координации, поддержания центра тяжести.

Упражнения :

1. Доска располагается перед ребенком. Встать на доску н покачаться на ней;

2. Залезть и слезть с доски: а) спереди; в) сзади; с) с обеих сторон;

3. Ребенок в положении стоя медленно покачивается вперед-назад. Лучше выполнять под музыку;

4. Встать на доску, закрыть глаза и покачаться на ней:

5. Сесть на доску и покачаться на ней вправо-влево; ребенок сидит на доске, а специалист раскачивает его вправо-влево;

6. Сидя на доске на коленях, имитировать плавательные движения двумя руками, затем только правой, левой и обеими руками поочередно;

7. Сесть на доску «по-турецки» и покачаться на ней вправо-влево;

8. Сидя на доске «по-турецки» имитирован, плавательные движения двумя руками, затем только правой, левой и обеими руками поочередно;

9. Встать на доске на колени, выполнять наклоны головы вправо, влево. вперед, назад;

10. Встать на доске на колени, зафиксировать взгляд на предмете и производить вращательные движения головой в разные стороны: сначала вправо, потом влево, потом поочередно в разные стороны;

11. Стоя на доске, удерживая равновесие ловить игрушку (мячик, которую специалист кидает ребенку;

12. Стоя на доске поднять обе руки вверх и покачаться на ней. затем поднять только правую руку, левую руку и обе руки попеременно:

13. Ребенок в положении стоя, ноги на уровне плеч, поворачивается на ЗЫ) градусов, медленно переставляя ноги;

14. Ребенок в положении сидя на корточках. Покачивающее движение из стороны в сторону головой, затем зафиксировать взгляд на предмете. Круговое вращение головой.

15. Ребенок в положении стоя. Круговые вращения руками:

• обе руки п одну сторону;

• обе руки в разные стороны;

• по очереди в одну сторону;

• по очереди в разные стороны.

16) Любое положение: стоя, на корточках, на коленях:

• обе руки положить на грудь;

поднять руки над головой:

• вытянуть прямые руки в сторону;

• нагнулся, достать пальцы ног;

16) Любые движения, какие понравятся. Последовательность выполнения упражнения в блоке может быть различной. Все упражнения выполняются 15-30 раз.

После освоения балансировочной доски предлагается выполнять знакомые упражнения, сопровождая их речевыми упражнениями по автоматизации звука изолировано и в слогах. На этом этапе с ребенком отрабатываются серии упражнений по автоматизации звуков Б. И. Айзенберг из пособия «От звука к речи».

ЗВУК [СЬ]

Упражнение 1 :

СЬ. СЬ. СЬ.

- зубы почти сомкнуты, улыбайтесь, сильно дуйте.

А – СЬ

О – СЬ

У – СЬ

И – СЬ

Э - СЬ

ТИ-ТИ-ТИ

ТЕ-ТЕ-ТЕ

ТЯ-ТЯ-ТЯ

ТЁ-ТЕ-ТЕ

ТЮ-ТЮ-TЮ

СИ-СИ-СИ

СЕ-СЕ-СЕ

СЯ-СЯ-СЯ

СЁ-СЁ-СЁ

СЮ-СЮ-СЮ

Упражнение 3.

AT И-АСЯ

ATE-АСЕ

АТЯ-АСЯ

АТЁ-АСЕ

АТЮ-АСЮ

ИТЬ-СИТЬ

ЕТЬ-СЕТЬ

ЯТЬ-СЯТЬ

ЁТЬ-СЕТЬ

ЮТЬ-СЮТЬ

ИТЬ-СИ

ЕТЬ-СЕ

ЯТЬ-СЯ

ЁТЬ-СЕ

ЮТЬ-СЮ

ТИ- СЬ.

ТЕ-СЬ.

ТЯ-СЬ.

ТЕ-СЬ.

ТЮ-СЬ.

СИТЬ-СИ

СЕТЬ-СЕ

СЯТЬ-СЯ

СЁТЬ-СЁ

СЮТЬ-СЮ

Упражнение 4.

АТ-СИ

АТ-СЕ

АТ-СЯ

АТ-СЁ

АТ-СЮ

СИ-Т

СЕ-Т

СЯ-Т

СЁ-Т

СЮ-Т

Повторите каждый слог по3 раза, на Т зубы плотно сомкните.

АСЬ. - ТЯ

АСЬ. - СЯ

АСЬ. - ТЕ

АСЬ. - СЕ

АСЬ. - ТЯ

АСЬ. - СЯ

АСЬ. - ТЕ

АСЬ. - СЕ

АСЬ. - ТЯ

АСЬ. - СЮ

Ударные слог произносятся с напряжением и сильным выдохом.

СИ-АСИ-АСИ-АСИ

СЕ-АСЕ-АСЕ-АСЕ

СЯ-АСЯ-АСЯ-АСЯ

СЁ-АСЁ-АСЁ-АСЁ

СЮ-АСЮ-АСЮ-АСЮ

Следует сказать каждую строчку на одном выдохе.

Упражнение 5.

АП! - СИ

АП! - СЕ

АП! - СЯ

АП! - СЁ

АП! - СЮ

На звук П зубы "взорвите", на СЬ широко улыбнитесь,сильно дуйте.

СИ-У- СИ

СЕ-У-СЕ

СЯ-У-СЯ

СЁ-У-СЁ

СЮ -У-СЮ

Здесь чередуются движения, переключаются артикуляции; выполняйте четко, не торопясь, на 3 счета.

ПСИ - ФСИ

ПСЕ -ФСЕ

ПСЯ -ФСЯ

ПСЁ -ФСЁ

ПСЮ - ФСЮ

-скажите оба слога по 2 раза.

СИМ

СЕМ

СЯМ

СЁМ

СЮМ

-скажите каждый слог по 3 раза на одном выдохе.

ТИСЬ

ТЕСЬ

ТЯСЬ

ТЁСЬ

ЮСЬ

-повторите 3 раза каждый слог на выдохе.

После многократных повторений упражнений из этого урока ваш звук СЬ станет чистым и четким.

ЗВУК [ЗЬ]

Упражнение 1.

ЗИ. ЗЕ. ЗЯ. ЗЁ. ЗЮ.

При произнесении ЗЁ и ЗЮ губы округляются, все остальные звуки произносятся на улыбке.

АЗЬ-ЗИ-ЗЯ

АЗЬ-ЗЕ-3Е

АЗЬ-ЗЯ-ЗЯ

АЗЬ-ЗЁ-ЗЁ

АЗЬ-ЗЮ- ЗЮ

ЗИ- АЗЯ

ЗЕ- АЗЯ

ЗЯ- АЗЯ

ЗЁ- АЗЁ

ЗЮ- АЗЮ

- вторые слоги произносятся с большей силой.

У-ЗЯ

У-ЗЕ

У-ЗЯ

У-ЗЁ

У-ЗЮ

- произнесите по 3 раза, следите за переключением движении от У к слогам со звуком ЗЬ.

Также следите за переключением; звук ЗЬ произносится с сомкнутыми зубами.

ЗИ -У-ЗЯ

ЗЕ -У-ЗЕ

ЗЯ -У-ЗЯ

ЗЁ -У-3Ё

ЗЮ-У-3Ю

Упражнение 2.

ЗИ- Т

ЗЕ - Т

ЗЯ - Т

ЗЁ- Т

ЗЮ- Т

- скажите это 3 раза; Т произносятся с сомкнутыми зубами, напряженно.

ВВ---ЗИ

ВВ---ЗЕ

ВВ---ЗЯ

ВВ. - ЗЁ

ВВ---ЗЮ

Произнесите по 3 раза; ЗИ и пр. звучат как свист сабли: резко, напряженно.

Повторите по 3 раза каждый слог; при произнесении ЗЬ все зубы видны в улыбке.

ЗИМ

ЗЕМ

ЗЯМ

ЗЁМ

ЗЮМ

ЗИ-ДИ-3И

ЗЕ-ДЕ-ЗЕ

ЗЯ-ДЯ- ЗЯ

ЗЁ-ДЁ-ЗЁ

ЗЮ-ДЮ-ЗДО

- следите за разницей произнесения ЗЬ и ДЬ.

В следующем уроке потренируемся произносить эти звуки вместе!

ЗВУК [С]

Звук С произносится аналогично звуку СЬ, только при этом -кончик языка чуть отходит в глубь рта; в сочетании с гласными произнесение звука С требует, чтобы рот приоткрывался (при произнесении СЬ зубы сомкнуты).

Упражнение 1.

АСЬ. ОСЬ. УСЬ. ИСЬ. ЭСЬ.

АСЬ --СЫ

АСЬ --СЭ

АСЬ --СА

АСЬ –СО

АСЬ --СУ

-С произносится напряженно.

АСЬ--- АС.

ОСЬ---ОС.

УСЬ---УС.

ИСЬ---ИС.

-сильно дуйте сквозь зубы; губы в улыбке.

СЫ - АСЫ

СЭ- АСЭ

СА- АСА

СО- АСО

СУ- АСУ

-скажите оба слога 2 раза на одном выдохе.

Упражнение 2.

АС- СЫ- СЫ

АС- СЭ- СЭ

АС- СА- СА

АС- СО- СО

АС- СУ- СУ

-последний звук слышится более интенсивно.

СЫТ

СЭТ

CAT

СОТ

СУТ

- скажите каждый слог по 3 раза на одном выдохе.

AT- СЫ

AT- СЭ

AT- С А

AT-СО

AT-СУ

-зубы сомкнуты, язык от них "отпрыгивает".

АС- ЯС

ОС- ЕС

УС- ЮС

ЫС -ИС

ЭС- ЕС

-повторите эти слоги 2 раза.

СТЫ

СТЭ

СТА

СТО

СТУ

-а эти слоги повторите по 3 раза каждый.

Упражнение 3.

АС. -Т

ОС. -Т

УС. -Т

ИС. -Т

АСТ-СЫ-СЫ

АСТ-СЭ- СЭ

ACT-CA-СА

ACT-СО- СО

ACT-СУ- СУ

- сравните с упражнением 2 : звук Т делает следующий звук С более интенсивным.

ТАС. -ТА

ТОС. -ТО

ТУС. -ТУ

ТУЕ. - ТЫ

ТЭС. -ТЭ

-звук С потяните подольше, вторые слоги скажите резко.

ACT - ЯСТ

ОСТ - ЁСТ

УСТ - ЮСТ

ЫСТ – ИСТ

ЭСТ - ЕСТ

- повторите каждую пару по 3 раза на одном выдохе. Звук С, видимо, уже отработан, отправимся к звуку 3.

ЗВУК [З]

Упражнение 1.

А - З…

О - З…

У - З…

И - З…

Э - З…

- звук З говорите звонко, не оглушая

АЗ – ЗЫ

АЗ – ЗЭ

АЗ – ЗА

АЗ – ЗО

АЗ – ЗУ

-повторите каждую пару 3 раза, второе 3 также звучит явственно.

ЗА - АЗА

ЗО - АЗО

ЗУ - АЗУ

ЗЫ - АЗЫ

ЗЭ – АЗЭ

ЗАЗ

ЗОЗ

ЗУЗ

ЗЫЗ

ЗЭЗ

Упражнение 2.

ИЗ- ЗЫ

ЕЗ – ЗЭ

ЯЗ – ЗА

ЁЗ – ЗО

ЮЗ – ЗЮ

ЗЫ- ЗЫ- ЗЫ- ЗЫ

ЗЭ-ЗЭ-ЗЭ-ЗЭ

ЗА-ЗА-ЗА-ЗА

ЗО - ЗО - ЗО -ЗО

ЗУ – ЗУ – ЗУ -ЗУ

- голос усиливается к концу каждой строчки.

ДАЗ, ДОЗ, ДУЗ, ДЫЗ, ДЭЗ

- каждый слог скажите дважды.

АНЗЫ - АМЗЫ

АНЗЭ - АМЗЭ

АНЗА - АМЗА

АНЗО - АМЗО

АНЗУ - АМЗУ

- слоги со звуком 3 произносятся с сильным выдохом и звучно.

A3 – АЗЫ - АЗЫ -АЗЫ

A3 - АЗЭ - АЗЭ - АЗЭ

A3 - АЗА - АЗА - АЗА

АЗ - АЗО - АЗО - А30

A3 - АЗУ - АЗУ – АЗУ

Упражнение 3.

АЗВА

АЗВО

АЗВУ

АЗВЫ

АЗВЭ

ЗВА- АЗВА

ЗВО-АЗВО

ЗВУ – АЗВУ

ЗВЫ – АЗВЫ

ЗВЭ – АЗВЭ

- скажите эти упражнения по 3раза.

A3- ЯЗ

О3- ЁЗ

УЗ – ЮЗ

ЫЗ- ИЗ

ЭЗ- ЕЗ

- и это скажите по 3 раза, конечный звук 3 не оглушайте.

АЗ-Я

АЗ-Е

A3 -Ю

АЗ-Е

- повторите по 3 раза каждое сочетание, звук 3 звучит твердо.

ЗВУК [Ш]

Упражнение 1

ШИ - ШЕ ШИ - ШИ - ШИ

ШИ - ШЕ ШЕ-ШЕ-ШЕ

ШИ - ШЕ ШИ-ШИ-ШИ

АШИ-АШЕ ШИ-АШИ

АШИ-АШЕ ШЕ-АШЕ

АШИ-АШЕ ШИ-АШИ

Ш И - АШИ- АШИ - АШИ

ШЕ - АШЕ - АШЕ - АШЕЯ

- все примеры произносите на широкой улыбке, с сомкнутыми зубами

Упражнение 2.

AT - ШИ- ШИ ШИТ - ШИТ - ШИТ Ш. - ТЫ

AT - ШЕ- ШЕ ШЕТ - ШЕТ - ШЕТ Ш. - ТЭ

Ш. – ТА

Ш. – ТО

Ш. – ТУ

ТШИ – ТШИ – ТШИ

ТШЕ – ТШЕ - ТШЕ

А –ТШ

О –ТШ

У –ТШ

И –ТШ

Э – ТШ

- во всех примерах зубы сомкнуты и видны в широкой улыбке.

Упражнение 3.

ШИ - ШЕ - ША ША - ШИ ИШ - ШИ

ШИ - ШЕ - ША ША - ШЕ ИШ - ШЕ

ША-ША ИШ-ШЛА

- повторите каждую пару слогов по 3 раза.

АШ - ШИ - ШИ ШИШ - ШИШ- ШИШ

АШ - ШЕ - ШЕ ШЕШ - ШЕШ - ШЕШ

АШ - ША - ША ШАШ - ШАШ - ШАШ

Упражнение 4.

ШИ- ШЕ- ША

ШЕ- ША-Ш0

ША-ШО-ШУ

ШО - ШУ - ШЯ

ШУ - ШИ - ШЕ

- при произнесении слогов с О и У губы пока не округляйте.

ШИ - У - ШЯ

ШЕ - У - ШЕ

ША- У -ША

ШО- У -ШО

ШУ- У -ШУ

- все произносите на широкой улыбке, кроме звука У.

АШ-ШИ

АШ-ШЕ

АШ-ШИ

АШ-ШО

АШ-ШУ

ША – ШИ

ШО – ШИ

ШУ – ШИ

ШИ – ШИ

ШЕ – ШИ

А – ШШШ…

О – ШШШ…

У – ШШШ…

И – ШШШ…

Э – ШШШ…

- выдох сильный, но не резкий

ШАШ – ША

ШОШ – ШО

ШУШ – ШУ

ШИШ – ШИ

ШЕШ – ШЕ

- повторите каждую пару по 2 раза.

АШ-ШИ

АШ-ШЕ

АШ-ШИ

АШ-ШО

АШ-ШУ

ШИ – ШИ

ШЕ – ШЕ

ША – ША

ШО- ШО

ШУ – ШУ

ШУ – ШИ

ШУ – ШЕ

ШУ – ША

ШУ – ШО

ШУ - ШУ

- произносите каждую пару по 2 раза.

ЛЫ –Ш - ЛЫ

ЛЭ –Ш – ЛЭ

ЛА –Ш – ЛА

ЛО – Ш – ЛО

ЛУ – Ш – ЛУ

АП! – ШИ – ШИ

АП! – ШИ – ШИ

АП! – ШЕ – ШЕ

АП! – ША – ША

АП! – ШО – ШО

АП! – ШУ – ШУ

ЗВУК [Ж]

А - Ж.

О - Ж.

У - Ж.

И - Ж.

Э - Ж.

- звук Ж тянется долго, произносится с напряжением.

ЖЖИ ЖЖЕ ЖЖА

- произносите четко, выделяя звук Ж.

АЖ – ЖИ - ЖИ

АЖ – ЖЕ – ЖЕ

АЖ – ЖА – ЖА

- в каждой строчке звук Ж слышится 3 раза.

ЖИ – АЖИ

ЖЕ – АЖЕ

ЖА- АЖА

- каждую строчку произнесите по 3 раза; вес слоги произносите на улыбке.

Упражнение 2.

ЖИ - ЖЕ – ЖА

ЖЕ - ЖА – ЖО

ЖА - ЖО – ЖУ

ЖО - ЖУ – ЖИ

ЖУ- ЖИ-ЖЕ

- произнося слоги ЖО и ЖУ, старайтесь губы округлять лишь слегка.

ЖИЖ

ЖЕЖ

ЖАЖ

ЖОЖ

ЖУЖ

ЖИЖ –ЖИ

ЖЕЖ- ЖЕ

ЖАЖ – ЖА

ЖОЖ – ЖО

ЖУЖ – ЖУ

ЖИЖ –ЖИ – ЖИ

ЖЕЖ- ЖЕ – ЖЕ

ЖАЖ – ЖА – ЖА

ЖОЖ – ЖО – ЖО

ЖУЖ – ЖУ - ЖУ

- произнося слоги, по-прежнему улыбайтесь.

Упражнение 3.

ЖУ – ЖИ

ЖУ – ЖЕ

ЖУ – ЖА

ЖУ – ЖО

ЖУ – ЖУ

- повторите каждое словосочетание по 3 раза

ЖИ - У - ЖИ

ЖЕ - У - ЖЕ

ЖА - У - ЖА

ЖО - У - Ж0

ЖУ - У - ЖУ

традиционное упражнение на переключение артикуляций; слоги ЖО и ЖУ произносятся с легким округлением губ, остальные - на улыбке. Выполните упражнение 2 раза.

АЖ-ЯЖ

ОЖ- ЁЖ

УЖ- ЮЖ

ЫЖ - ИЖ

ЭЖ- ЕЖ

- повторите каждую строчку по 3 раза, не оглушая

конечный звук Ж, нс превращая его в звук Ш.

АЖ. - Я

АЖ. - Ё

АЖ. - Ю

АЖ. - Е

- повторите каждое сочетание по 2 раза, гласные

произносите резко; отметьте, как язык отпрыгивает назад.

Упражнение 4.

БЖИ

БЖЕ

БЖА

БЖО

БЖУ

ВЖИ

ВЖЕ

ВЖА

ВЖО

ВЖУ

ЖНЫ

ЖНЭ

ЖНА

ЖНО

ЖНУ

ЖЛИ- ЖЛЫ

ЖЛЕ - ЖЛЭ

ЖЛЯ - ЖЛА

ЖЛЁ - ЖЛО

ЖЛЮ - ЖЛУ

Блок 2. «Комплекс упражнений с сенсорными мешочками»

Все упражнения выполняются стоя на балансировочной доске. Исходное положение стоп задается специалистом.

Руки согнуты в локтевом суставе и располагаются перед ребенком. Большинство перечисленных ниже упражнений выполняются первоначально двумя руками одновременно, затем только правой рукой, только левой рукой и обеими руками попеременно. Кроме того, возможно использование мешочков разного веса и размера.

Для достижения высокой эффективности и ожидаемых результатов от занятий с использованием мешочков, очень важно, чтобы ребенок соблюдал предусмотренную технику выполнения упражнений, в частности, правильно располагал руки и корпус в пространстве, подкидывал мешочки. Правильное выполнение упражнений с сенсорными мешочками служит залогом развития зрительно-моторной координации, мелкой моторики, оптического восприятия пространства, моторной ловкости ребенка, межполушарного взаимодействия.

Упражнения :

1. Положить на доску и поднял, мешочек правой, левой рукой, попеременно, двумя руками одновременно;

2. Перекидывать один мешочек друг другу по очереди;

3. Подкидывать мешочек и следить за ним глазами;

4. Подкидывать мешочки н следить за ним глазами и носом;

5. Подкидывал, мешочек, фиксируя взгляд на предмете, который удерживает специалист;

6. Перекидывать мешочек из руки в руку, следить за ним глазами, затем глазами и носом;

7. Подкидывать мешочек вверх, фокусируя взгляд на мешочке, разворачивая корпус в разные стороны;

8. Подкидывать мешочек вверх, фокусируя взгляд на мешочке, отводя руку в разные стороны;

9. Ребенок стоя на доске перекладывает один мешочек с руки на руку, над годовой, сзади, спереди под коленями, под правым, левым коленом; подбрасывает и ловит один мешочек с хлопками;

10. Перекидывать одновременно два мешочка друг другу.

11. Подбрасывает и ловит два мешочка, с перекладыванием с руки на руку

12. Принимает мешочки от ведущего (перекидывает) одной рукой, двумя.

13. Ребенок, стоя на балансире удерживает мешочек на голове, удерживает 2 мешочка на плечах и одновременно выполняет действия руками (хлопки, круговые вращения, подбрасывает и ловит мешочки)

Последовательность выполнения упражнений в блоке может быть различной. Все упражнения выполняются 15-30 раз. Задачи этапа автоматизации поставленного звука на уровне слога отрабатывались.

3-й блок: «Комплекс упражнений с мячом-маятником»

Все упражнения выполняются стоя на балансировочной доске. Исходное положение стоп задается специалистом. Руки согнуты в локтевом суставе и располагаются перед ребенком. Мяч-маятник располагается перед ребенком на расстоянии согнутой руки так, чтобы он мог его касаться. Взгляд ребенка фокусируется на мяче-маятнике (рис. 16). Большинство перечисленных ниже упражнений выполняются сначала двумя руками одновременно, затем только правой рукой, только левой рукой и обеими руками попеременно. Исходное положение при работе с мячом-маятником. Для достижения высокой эффективности и ожидаемых результатов от занятий с использованием мячей-маятников, очень важно, чтобы ребенок соблюдал предусмотренную технику выполнения упражнений, в частности, правильно располагал корпус в пространстве, отбивал мяч-маятник. Особое внимание следует уделить тому, чтобы ребенок не тянулся к мячу, а дожидался, когда мяч сам достигнет нужной точки, и только после этого уже выполнял действия (отбивал, ловил и т. п.).

Правильное выполнение упражнений с мячом-маятником служит залогом развития зрительно-моторной координации, сенсомоторной координации, схемы тела ребенка, ориентации во времени и пространстве, моторной ловкости, кинестетической чувствительности.

Упражнения :

1. Отталкивать мяч-маятник ладонями;

2. Отталкивать мяч-маятник ребром ладони;

3. Отталкивать мяч-маятник кулаком;

4. Отталкивать мяч-маятник тыльной стороной ладони;

5. Отталкивать мяч-маятник локтем;

6. Подбивать (движение вверх) мячик раскрытой ладошкой, как можно большее количество раз за минуту, одной рукой, другой, поочерёдно;

7. Перебрасывать и ловить со взрослым разными руками, поочерёдно, с разного расстояния;

8. Ребенок стоит ровно под точкой крепления мяча-маятника. Одной рукой он толкает мяч в право или лево, мяч доложен описать окружность вокруг ребенка и вернуться обратно ему в руки;

9. Ребенок смотрит в даль (не на мяч) и отбивает его, используя только боковое зрение.

Соблюдается последовательность выполнения упражнений в соответствии с порядком их перечисления. Все упражнения выполняются 15-30 раз. При этом старается попасть в картинку и произносит соответствующее слово правильно. Здесь отрабатываются слова в таких упражнениях как «Мой, моя, мои», «Живое, неживое», «Какой, какая, какие», «Сколько» и др.

4-й блок: «Комплекс упражнений с цветной планкой»

Все упражнения выполняются стоя на балансировочной доске. Исходное положение стоп задается специалистом.

Руки согнуты в локтевом суставе и располагаются перед ребенком. Цветная рейка используется совместно с мячом-маятником. Мяч-маятник располагается перед ребенком на расстоянии согнутой руки так, чтобы он мог его коснуться. Взгляд ребенка фокусируется попеременно на мяче-маятнике и на цветной рейке. Большинство перечисленных ниже упражнений выполняются сначала вперед, затем только в правую сторону, левую сторону и в разные стороны попеременно.

Для достижения высокой эффективности и ожидаемых результатов от занятий с использованием цветной рейки, очень важно, чтобы ребенок соблюдал предусмотренную технику выполнения упражнений, в частности, правильно располагал корпус в пространстве, руки на цветной рейке, отталкивал мяч-маятник. Как и в случае в работе просто с мячом-маятником, особое внимание следует уделить тому, чтобы ребенок не тянулся к мячу, а дожидался, когда мяч сам достигнет нужной точки, и только после этого уже отбивал рейкой.

Правильное выполнение упражнений с цветной рейкой служит залогом развития зрительно-моторной координации, сенсомоторной координации, мелкой моторики, оптического восприятия пространства, моторной ловкости, ориентации во времени и пространстве, кинестетической чувствительности, темпальных характеристик деятельности, концентрации и переключения внимания, навыка счета и счетных операций.

Упражнения :

1. Отталкивать мяч-маятник ладонью в цветную рейку, которую горизонтально держит перед ребенком специалист, попеременно попадая в различные цвета;

2. Отталкивать мяч-маятник кулаком в цветную рейку, которую горизонтально держит перед ребенком специалист, попеременно попадая в различные цвета;

3. Отталкивать мяч-маятник ребром ладони в цветную рейку, которую горизонтально держит перед ребенком специалист, попеременно попадая в различные цвета;

4. Отталкивать мяч-маятник тыльной стороной ладони в цветную рейку, которую горизонтально держит перед ребенком специалист, попеременно попадая в различные цвета;

5. Держать цветную рейку горизонтально, отталкивать мяч только белым/красным/желтым/зелеными/черными секторами по различной траектории;

6. Держать цветную рейку горизонтально, ребенок смотрит в даль (не на мяч) и отталкивает рейкой, используя только боковое зрение.

«Комплекс упражнений с цветной планкой» сочетаю с упражнениями по автоматизации звука в стихотворениях и скороговорках. Отбивая цветной планкой мячик, ребенок произносит выученное стихотворение или скороговорку насыщенную отрабатываемым звуком.

ОТРАБОТАЕМ ЗВУКИ С, СЬ И 3, ЗЬ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ, ФРАЗАХ И СКОРОГОВОРКАХ.

1. У Сони и Сани сом с усами.

2. Кусты густы. Густы кусты.

3. Свист-свист - засвистят свистки! Звон-звон - зазвенят звонки!

4. Пять утят и семь гусят Вместе есть и пить хотят.

5. Вот стоит беседка,

В ней сидит соседка.

6. В темноте, в тени осин

Подосиновик один.

А в ветвях осины, А в гнезде осином Звон стоит от сотен ос! Знай, не вздумай сунуть нос!

7. звёздный свет занозистая доска

зубная паста СИНЯЯ занавеска

сухая сосна завязанная косынка

студёная зима знакомая сказка

Произнесите эти словосочетания 2-3 раза на одном выдохе.

8. Змей запустим в поднебесье, Взвейся, змей, и в небе вейся!

9. Вьюга свистнет, снег взметет, До весны медведь заснет.

10. Знаменитый фокусник

Показывает фокусы:

Из пустого он пакета

Вмиг достанет две конфеты,

В темноте из сундука

Он достанет индюка, Вместе со змесю змея В бантик завязать сумеет, И босыми он ногами Станет на доске с гвоздями.

Отработаем звуки С, СЬ и 3, ЗЬ в словосочетаниях и фразах.

6. У Сони и Сани сом с усами.

7. Кусты густы. Густы кусты.

8. Свист-свист - засвистят свистки! Звон-звон - зазвенят звонки!

9. Пять утят и семь гусят Вместе есть и пить хотят.

10. Вот стоит беседка,

В ней сидит соседка.

6. В темноте, в тени осин

Подосиновик один.

А в ветвях осины, А в гнезде осином Звон стоит от сотен ос! Знай, не вздумай сунуть нос!

7. звёздный свет занозистая доска

зубная паста СИНЯЯ занавеска

сухая сосна завязанная косынка

студёная зима знакомая сказка

Произнесите эти словосочетания 2-3 раза на одном выдохе.

10. Змей запустим в поднебесье, Взвейся, змей, и в небе вейся!

11. Вьюга свистнет, снег взметет, До весны медведь заснет.

10. Знаменитый фокусник

Показывает фокусы:

Из пустого он пакета

Вмиг достанет две конфеты,

В темноте из сундука

Он достанет индюка, Вместе со змесю змея В бантик завязать сумеет, И босыми он ногами Станет на доске с гвоздями.

ОТРАБОТАЕМ ЗВУКИ Ш и Ж В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ, ФРАЗАХ И СКОРОГОВОРКАХ

1. Что посеешь, то и пожнешь.

2. Как постелешь, так и поспишь.

3. Шесть - шестьдесят шесть - шестьсот шестьдесят шесть.

4. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

5. Слушайте, слушайте - и усльшште.

6. Шесть лягушек, шесть болтушек Так болтали-хохотали, надуваясь пышно

7. У ужа ужата, у ежа ежата, у чижа чижата.

8. Жук жужжит, жук жужжит, жук жужжит, жужжит, жужжит.

9. На лыжах лыжник, лыжник на лыжах.

10. Женя живет на пятом этаже.

11. Ель на ё жика похожа: ёж в иголках, ёлка тоже.

12. Можно-можно-можно? Нужно-нужно-нужно!

13. Ужу на ужин жук нужен.

14. Кожаный жакет, бежевое жабо.

15. Жёлтая жаба что-то жевала.

16. Дождик, дождик, не дожди, не дожди ты, подожди!

17. Что было однажды, то может быть дважды!

18. Влажная одежда.

19. Багажный вагон..

20. Жена ждала мужа.

21. В джунглях жутко!

22. Не могу найти я ножик! Может, ножик убежал? У него же нету ножек! Нож на полочке лежал.

5-й блок: «Комплекс упражнений с доской с буквами»[/b]

Все упражнения выполняются стоя на балансировочной доске. Исходное положение стоп задается специалистом. Руки согнуты в локтевом суставе и располагаются перед ребенком. Большинство предложенных здесь упражнений можно выполнять и пустотелым, и мячом-попрыгунчиком, но т. к. мяч-попрыгунчик меньше диаметром и обладает более сильным отскоком, то сложность упражнений с ним выше, чем с пустотелым. Также сложность регулируется расстоянием до специалиста, который бросает мяч (чем расстояние больше, тем сложнее).

Для достижения высокой эффективности и ожидаемых результатов от занятий с использованием мячей, очень важно, чтобы ребенок соблюдал предусмотренную технику выполнения упражнений, в частности, правильно располагал руки и корпус в пространстве, подкидывал мешочки. Правильное выполнение упражнений с сенсорными мешочками служит залогом развития зрительно-моторной координации, мелкой моторики, оптического восприятия пространства, моторной ловкости ребенка, межподушарного взаимодействия.

Упражнения :

1. Присесть и положить мяч на пол, поднять мяч с пола;

2. Катать мяч по ноге (поочередно левой и правой, от бедра к лодыжке и обратно, прижимая мяч ладонью;

3. Ловить и бросать мяч от специалиста (без отскока). Для увеличения сложности специалист может задавать разные цели, показывая руками де он ожидает мяч;

4. Ловить и бросать мяч от специалиста с отскоком от пола. Для увеличения сложности специалист может задавать разные цели, показывая руками де он ожидает мяч;

5. Отбивать мяч от специалиста (без отскока, стараться попасть в руки инструктору. Здесь подходит только пустотелый мяч;

6. Отбивать мяч от специалиста с отскоком от пола, стараться через отскок попасть в руки инструктору. Здесь подходит только пустотелый мяч.

Для вариативности, перечисленные упражнения (кроме 1) выполняются первоначально двумя руками одновременно, затем только правой рукой, только левой рукой, обеими руками попеременно, обеими руками параллельно.

В комплексе используя упражнение «Четвертый лишний» учимся определять звук в слове. Например, необходимо проговорить все слова, которые изображены на карточках, определить слово, в котором нет заданного звука и бросить на эту карточку мешочек. Если в клеточках буквы, ребенок бросает мешочек и произносит слог и придумать слово с этим слогом, Например, отрабатывается звук «Ш», мешочек упал на «А», получается слог «ША», ШАПКА. Такие упражнения сложны для детей, но выполняя их на комплексе вызывает улыбку и восторг и главное результат.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для автоматизации звуков «Дружелюбный хомяк»Дидактическая игра для автоматизации звуков «Дружелюбный хомяк» Дидактическая игра "Дружелюбный хомяк" Данная игра предназначена для автоматизации звуков в словах и предложениях; формирования множественного.

Дидактическая игра «Клеточки» для автоматизации звуковДидактическая игра «Клеточки» для автоматизации звуков Процесс автоматизации звуков часто занимает много времени. Я предлагаю автоматизировать звуки через игру, которая может применяться неоднократно.

Игровые упражнения для автоматизации звуков в словахИгровые упражнения для автоматизации звуков в словах Игровые упражнения для автоматизации звука в словах. Автоматизация звука - это закрепление правильного произношения звука в речи. После постановки.

Картотека «Скороговорки и чистоговорки для автоматизации звуков». Часть 1 Картотека. Скороговорки и чистоговорки для автоматизатизации звуков. Часть 1. Б БЬ Бы бы бы идет дым из трубы. У Вовы были бобы. Бегемот.

Конспект ОД по автоматизации звуков [Л ]— [Л`], [Р] — [Р`] и обучению грамоте «Поможем Золушке» Цель: закрепление правильного произношения звуков Л, ЛЬ, Р, РЬ и умения дифференцировать данные звуки в речи; Задачи: -закрепление навыка.

Логопедические игры для автоматизации звуков у дошкольниковЛогопедические игры для автоматизации звуков у дошкольников .

Логопедическое пособие «Звуковые кубики» для автоматизации и дифференциации поставленных звуковЛогопедическое пособие «Звуковые кубики» для автоматизации и дифференциации поставленных звуков Главной целью при использовании «Звуковых кубиков» является автоматизация, затем дифференциация поставленных звуков в словах, предложениях.

Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя-логопеда «Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя логопеда» Учитель-логопед МБДОУ д/с № 2 ст. Калининской Р. А. Штепа.

Скороговорки и чистоговорки для автоматизации звуков. Часть 2 Картотека. Скороговорки и чистоговорки для автоматизатизации звуков. Часть 2. С З СЬ ЗЬ Са за са за са за за Улетела стрекоза. За са за.

Загадки-добавлялки для автоматизации звуковЗагадки-добавлялки для автоматизации звуков Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предложены карточки на загадки Куликовской Т. А. для автоматизации звуков С З Ц Ш Ж Ч Щ Л Р в словах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека упражнений на балансире по автоматизации звуков у детей с дизартрией
Опубликовано: 16 ноября 2020 в 16:26
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека упражнений на балансире по автоматизации звуков у детей с дизартрией» (включая файлы) размещена пользователем Ксения Резяпова (УИ 572303) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД