Екатерина Хоронеко
Картотека упражнений для артикуляционной гимнастики с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Доброго времени суток, дорогие коллеги!
Рада поделиться с вами готовой картотекой для проведения артикуляционной гимнастики на музыкальных или других развивающих занятиях. я использую их при работе над песней.
Это 17 карточек удобного формата А5.
Все они содержат тематический рисунок, инструкцию для педагога и детей и стишок, под который дети выполняют соответствующие действия. Каждое упражнение проводится не более минуты, в игровой форме, помимо разработки речевого аппарата помогает настроить ребят на занятие, разнообразить урок, создать непринужденную творческую атмосферу.
Публикация «Картотека упражнений для артикуляционной гимнастики с детьми» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» февраль 2018
Ниже текст для каждой карточки, взят со странички учителя-логопеда Съёмщиковой Татьяны Алексеевны, я лишь слегка отредактировала их, подобрала симпатичный рисунок и привела к единому формату.
Улыбочка-хоботок
«Улыбка» - Удержание губ в улыбке.
Зубы не видны.
«Хоботок» - Вытягивание сомкнутых
губ вперёд.
Улыбайся народ,
Потом губы – вперёд!
И так делаем раз шесть.
Всё! Хвалю! Начало есть!
Заборчик
Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
Язык ударяет по зубам изнутри так, чтобы был слышен звук.
Подъезжает шофёр,
Ну, а впереди – забор.
Тормозит и назад.
И так восемь раз подряд.
Лопаточка
«Лопаточка» - Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Язык широкий покажи
И лопатку подержи.
Часики
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.
Маятник туда, сюда
Делает вот так: «Раз – два»
Качели
Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам.
А сейчас качели вверх.
Тянем, тянем до небес!
Вниз теперь их полёт,
И никто не отстаёт!
Змейка
Рот открыт. Узкий напряжённый язык вытянут вперёд. Под текст слегка поворачивать язык из стороны в сторону.
Осторожно народ -
Змея в пещере живёт.
Кто её не хвалит,
Того она ужалит!
Чашечка
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10 секунд.
Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.
Вкусное варенье
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта, делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
Губка верхняя в варенье.
Ах, неаккуратно ел!
Вот облизывать придётся,
Будто нету других дел.
Трубочка-желобок
«Трубочка» - язык высунут, боковые края языка загнуты вверх и прижаты верхней губой. Вдох через нос, выдох через трубочку.
Ну-ка делай, дружок!
Язычок в желобок.
Щёки ты не надувай,
Губками прижимай!
Плавно воздух выпускается
Желобок не разрушается.
Горка
Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.
Санки привезли ребятки.
Горка есть – и всё в порядке!
Маляр
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба.
Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.
Белит нёбо кисточка за мазком мазок.
Сделано немало, кисточка устала.
Лошадка
Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Вот лошадка скачет ловко.
У лошадки есть сноровка!
Скачет в цирке много лет.
А ребятам всем – привет!
Грибок
Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
На тонкой ножке вырос гриб,
Он не мал и не велик.
Присосался язычок!
Несколько секунд – молчок!
Гармошка
Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз верхнюю челюсть.
Непослушный язычок
Делает вот так – молчок!
Челюсть нижняя вниз,
Это вовсе не каприз.
Гармошку делать продолжаем!
Рот закрываем, открываем.
Пароход
Прикусить кончик языка и длительно произносить звук «Ы» (как гудит пароход).
Отплывает пароход,
Ы-Ы-Ы-Ы
Набирает он свой ход.
Ы-Ы-Ы-Ы
Он в гудок гудит, гудит,
Ы-Ы-Ы-Ы
«Путь счастливый!», говорит.
Ы-Ы-Ы-Ы
Болтушка – индюк
Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл. Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед, чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
По двору индюк ходил.
Бл-Бл-Бл
Хвост, как веер, распустил.
Бл-Бл-Бл
Вот какой красивый я,
Бл-Бл-Бл
Полюбуйтесь на меня!
Дятел
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук «Д-Д-Д…». Сначала звук «Д» произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп. Следить, чтобы рот был всё время открыт, губы – в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работал только язык. Звук «Д» должен носить характер чёткого удара.
Дятел, дятел тук-тук-тук.
Д-Д-Д-Д
Ты чего стучишь, мой друг?
Д-Д-Д-Д
- Я не зря во рту стучу,
Д-Д-Д-Д
Звукам правильным учу.
Д-Д-Д-Д
Всем удачи и творческих побед!