Ирина Ощепкова
Картотека артикуляционной гимнастики
▼ Скачать + Заказать документы
униципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Онохойский детский сад «Колобок»
671300, Бурятия, Заиграевский район, п. Онохой, ул. Красная Горка 4, Kolobok.64@inbox.ru
Картотека
Публикация «Картотека артикуляционной гимнастики» размещена в разделах
Уважаемые коллеги, не секрет, что артикуляционная гимнастика очень важна и значима для постановки звуков. Но, если она сопровождается занимательными стихами, то ребенку интереснее выполнять упражнения, тем самым повышается уровень эффективности выполнения этих упражнений.
Упражнения для губ
«Улыбка»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Растянуть губы в стороны, не показывая зубов (удерживать до 10).
«Заборчик»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.
«Трубочка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Вытянуть губы вперед, как хоботок (удерживать до 10).
«Окошко»
«Рот приоткрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят.
Упражнения для развития подвижности губ
«Улыбка-трубочка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Чередовать до 10 раз.
Упражнения для губ и щёк
«Шарик»
Цель: развитие артикуляционного аппарата. Надуть щёки, сдуть щёки.
Шарики я надуваю,
Долго-долго я считаю.
Теперь щечки я сдуваю,
Шарик в небо отпускаю.
Статические упражнения
«Часики»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот открыт. Высунуть острый язычок вперед и работать им слева направо, из одного угла рта в другой: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз).
«Лопаточка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот открыт, удерживать широкий язык на нижней губе под счет: до 5, до 10…
«Иголочка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком то одну щечку, то другую.
«Грибок»
Рот открыт, язык присосать к нёбу.
На тонкой ножке вырос гриб,
Он не мал и не велик.
Присосался язычок!
Несколько секунд – молчок!
«Чашечка»
Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.
Динамические упражнения
«Часики»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот открыт. Высунуть острый язычок вперед и работать им слева направо, из одного угла рта в другой: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз).
Тик – так, тик – так –
Ходят часики – вот так!
Влево тик,
Вправо так.
Ходят часики – вот так!
«Качели»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот открыть. Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз).
Поскорей, ребята, сели
На волшебные качели.
Вверх летим и тут же вниз,
Ну-ка, ротик, улыбнись.
«Почистим зубки»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, рот приоткрыть, упереться кончиком языка за зубами и поводить им из стороны в сторону.
Мягкой щёткою с утра.
Чистит зубки детвора.
Будут зубки сильные,
Белые, красивые!
«Вкусное варенье»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу.
Губка верхняя в варенье.
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся.
Будто нету других дел.
«Лошадка»
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Тянуть подъязычную связку.
Мы ни сколько не устали,
Язычком мы цокать стали.
Цокать медленно и сильно,
Ты дружок не торопись -
Делай медленно — трудись.
Слышно звонко, как лошадка,
Бьёт копытом по брусчатке.
Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука «Р».
Львенок учится рычать,
Очень хочет “Рррр!” сказать.
Мордочку свою задрав,
Хочет — “Рррр!”, выходит: “Мяв!”
Как он стать львом грозным сможет?
Мы с тобой ему поможем!
Трактор – синий богатырь –
Как мотор заводит?
— Тррр!
Молния сверкает! Гром!
Мы его не пустим в дом —
Крыша прочная! Нет дыр!
Пусть себе ворчит:
— Гррр! Грррр!
Берег речки. Гладь воды.
Слышно катер: “Ды-ды-ды”.
Вот подходит пассажир –
Катерок взревет: “Дрррр! Дрррр!”
Львенок маленький старался,
Львенок долго упражнялся.
Он, как папа, на весь мир
Скажет громко, звонко: “Ррррр!”
Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звуков
«Маляр»
Стал язычок твой маляром,
Он будет красить старый дом:
Вперед-назад, вперед-назад…
Ремонту каждый будет рад.
«Индюк»
Индюк – это важная птица,
Он этим сильно гордится.
«Бл-бл-бл» – орет индюк,
Все пугаются вокруг.
Ты не бойся, подходи,
Птицу важную изобрази.
«Барабанщики»
В руки барабан возьмем.
И играть на нем начнем.
Язычок наверх подняли,
«Д-д-д-д» застучали.
«Непослушный язычок»
Прекращаем мы безделье,
Будет языку веселье,
Будем с ним сейчас играть,
Гол в ворота забивать.
Нос наш глубоко вдыхает,
Язычок на губе притихает,
«Ф-Ф-Ф» – тихонько выдыхаем,
Мяч в ворота забиваем.
— Кто в лесу стучит, стучит?
— Дятел дерево долбит:
— Д-д-д-д-д-д-ды,
Нелегки мои труды:
Я не просто так стучу –
Это дерево лечу:
Под корой – жучков ходы,
Д-д-д-д-д-д-ды.
Гусь поспорил с индюком:
Птичник: чей же это дом?
Гусь шипит: “Да ты малыш!
Защиплю! Дом мой! Ш-ш-ш!”
А индюк: “Бл-бл-бл-бла!
У тебя нет ни кола!
Всем понятно: птичник — мой!
Я иду к себе домой!”
Воробьи взлетают с крыш,
Испугавшись “Ш-ш-ш!”
И бегут на край села
Уточки от “Бл-бл-бла!”.
…Ты пугать умеешь, друг,
И как гусь, и как индюк?
Нас немного посмеши:
Двух задир нам покажи!
«Пароход»
Прикусить кончик языка и длительно произносить звук «Ы» (как гудит пароход).
Отплывает пароход
Ы-Ы-Ы-Ы
Набирает он свой ход.
Ы-Ы-Ы-Ы
Он в гудок гудит, гудит
Ы-Ы-Ы-Ы
«Путь счастливый говорит»
Ы-Ы-Ы-Ы
Пароходик небольшой,
Зато смелый какой:
Ему волны не страшны,
Весело гудит он: «Ы-Ы-Ы»!