МААМ-картинки

Занятие «Сказка о веселом язычке» с использованием артикуляционной гимнастики и кинезиологических упражнений

Мария Ермакова
Занятие «Сказка о веселом язычке» с использованием артикуляционной гимнастики и кинезиологических упражнений
▼ Скачать + Заказать документы

Сказка о веселом язычке

По данным Ястребовой А. В. и Лазаренко О. И. - движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Публикация «Занятие „Сказка о веселом язычке“ с использованием артикуляционной гимнастики и кинезиологических упражнений» размещена в разделах

Сказка о веселом язычке с использованием артикуляционной гимнастики и кинезиологических упражнений.

Цель артикуляционных упражнений: Научить удерживать рот широко открытым. Активизировать круговую мышцу рта и подвижность верхней губы. Развивать умение удерживать язык в определенном положении. Развивать точность и активность кончика языка. Растягивать подъязычную уздечку. Укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность, умение управлять им.

Цель кинезиологических упражнений: Развивать умственные способности младших школьников через определенные двигательные упражнения. Улучшать у детей память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, развивая при этом логическое мышление.

Оборудование и материалы: Зеркало, картинки: домик, окошко, сердитая кошка, иголочка, часики, качели, лошадка, грибок, корзинка, индюк, ежик, колокольчик, зайчик, стол, стул, лодочка, пирожок, барабан, маляр.

Ход занятия:

У тебя есть язычок (покажи его, он живет в домике. Скажи, как этот домик называется. Правильно, ротик. Этот домик ротик двухэтажный, первый этаж это нижние зубки, покажи их язычком. На первом этаже живут звуки С, С’, З, З’, Ц. Мы когда их произносим, то язычок опускается к нижним зубкам. Второй этаж это верхние зубки, покажи их язычком. На втором этаже живут звуки Ш, Ж, Ч, Щ Л, Л’, Р, Р’. Когда мы произносим эти звуки, то язычок поднимается к верхним зубкам. В домике есть подвал, в подвале живут звуки К, К’, Г, Г’, Х, Х’. У тебя все звуки живут в домике? Нет? Для того, чтобы звуки поселились в домике и никогда его не покидали, нужно делать упражнения. Поэтому мы сейчас сочиним сказку про Язычок.

Мы с тобой выяснили, что Язычок живет в домике-ротике. Давай откроем окошко в домике (упр. «Домик». Ход выполнения упражнения: Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон) и посмотрим, что делает Язычок. (упр. «Окошко». Ход выполнения упражнения: улыбнуться, широко открыть рот. Расслабленный язык придвинуть вплотную к зубам. Удерживать позицию на счет до 5. Методические указания: следить, чтобы губы были растянуты, зубы должны быть видны, корень языка опущен, язык располагается в полости рта симметрично).

Мы открыли окошко в домике и Язычок проснулся и потянулся (упр. «Киска сердится». Ход выполнения упражнения: Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.)

Выглянул на улицу (упр. «Иголочка» Ход выполнения упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот, обнажить резцы, узкий, прямой язык просунуть между зубами. Удерживать на счет до 5. Методические указания: 1) губы растянуты в улыбку без напряжения; 2) язык не загибается и не касается губ; 3) следить, чтобы язык не отклонялся в сторону.)

Посмотрел по сторонам (упр. «Часики». Ход выполнения упражнения: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз. Обратите внимание: 1. Двигается только язык — нижняя челюсть неподвижна. 2. Язык не облизывает нижнюю губу, а передвигается, не задевая её, от одного уголка рта к другому.)

И увидел, что он увидел на улице? Качели (упр. «Качели» Ход выполнения упражнения: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, широкий язык загнуть на нижнюю губу (потянуться к подбородку) на счет «раз». На счет «два» загнуть язык на верхнюю губу (потянуться к носу). Методические указания: 1) следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными; 2) язык должен оставаться широким; 3) следить, чтобы при подъеме языка вверх нижняя губа не поддерживала язык.)

Покачался на качелях решил поскакать в лес. На ком он поскачет? На лошадке (упр. «Лошадка». Ход выполнения упражнения: Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх. Для фиксации челюсти ставится роторасширитель. Может использоваться пробка, которая вставляется в угол рта на коренные зубы, или большой палец ребенка (следить за чистотой рук).

Что собирают в лесу? Правильно, грибы (упр. «Грибок». Ход выполнения упражнения: Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5—10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка — его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать, чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.)

А во что собирают грибы? Правильно в корзинку. Давай сделаем корзинку (упр. «Чашечка». Ход выполнения упражнения: Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.)

Вот Язычок собрал много грибов и поскакал на лошадке домой. (упр. «Лошадка»)

Прискакал Язычок домой и решил покормить индюка (упр. «Индюк». Ход выполнения упражнения: Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл. Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед, чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.)

Покормил Язычок индюка, покачался на качелях и захотел пойти в гости к ежику. (упр. «Ежик». Ход выполнения упражнения: Пальцы сцепить в замок и выпрямить пальцы и развести их в сторону).

Вот пошел Язычок к ежику (Ход выполнения упражнения: Пальцы сжать в кулак, выдвинуть указательный и средний пальцы, выдвинутые пальчики поставить на стол и делать ими движение вперед и назад). Шел Язычок, шел и на пути ему попалась речка, а ежик живет на другом берегу реки. Как же быть? Правильно, нужно язычку сесть в лодку и переплыть речку. (упр. «Лодочка». Ход выполнения упражнения: Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладони). Сел Язычок в лодочку и поплыл (делаем плавные движения ладонями). Переплыл Язычок речку, вышел из лодки (показываем ладонями лодочку) и пошел в гости к ежику (показываем «ежика»). Подошел к домику, постучал в дверь (Ход выполнения упражнения: стучим кулачком по столу, а ежик спит (Ход выполнения упражнения: сцепить руки в замок, позвонил в колокольчик (Ход выполнения упражнения: Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены, Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает.) И ежик проснулся (Ход выполнения упражнения: сцепленные пальцы в замок выпрямить) и пошел открывать дверь. Открыл дверь и увидел Язычок и пустил его в гости. В гости к ежику еще пришел зайчик (упр. «Зайчик». Ход выполнения упражнения: Пальцы – в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в сторону.). Пригласил ежик гостей к столу (упр. «Стол». Ход выполнения упражнения: Накрыть ладонью левой руки вертикальный кулак правой руки, затем поменять руки местами. Следить, чтобы ладонь была прямая, поставил гостям стулья (упр. «Стул». Ход выполнения упражнения: Левая ладонь вертикально вверх. К нижней ее части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Поменять руки местами. Следить, чтобы ладонь была прямая).

Ежик, зайчик и Язычок сели на стулья за стол (показываем руками) и стали пить чай с пирожками (упр. «Пирожок». Ход выполнения упражнения: Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык положить на нижнюю губу. Затем боковые края языка поднимаются и сворачиваются в «пирожок». Если это упражнение долго не удается, полезно помогать подниманию боковых краев языка губами, надавливая ими на боковые края языка. Иногда этому движению помогает надавливание по средней линии языка зондом, спицей и т. п. ; дети могут помогать себе руками (следить за чистотой рук) из чашек (упр. «Чашечка») с вареньем (упр. «Варенье». Ход выполнения упражнения: Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх — она должна быть неподвижной.). Попили чай и захотели поиграть на барабане (упр. «Барабан». Ход выполнения упражнения: Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д-д-д. Сначала звук д произносить медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался, кончик его не подворачивался, чтобы звук д носил характер четкого удара, а не был хлюпающим. Звук д произносится так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя).

Попили Язычок, ежик и зайчик чай из чашки с вареньем, поиграли на барабане и пришло время возвращаться домой. Язычок попрощался с ежиком и зайчиком и пошел к берегу реки, сел в лодочку и поплыл домой. Приплыл Язычок к берегу, вышел из лодки и пошел домой. (показываем ручками и язычком).

Пришел Язычок домой и решил прибраться в домике. Сначала он помоет потолок в домике. Покажи язычком потолочек в домике. (упр. «Маляр». Ход выполнения упражнения: Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.).

Потом Язычок стал мыть стены в домике. Покажи язычком стены в домике-ротике (Ход выполнения упражнения: Рот закрыт. Кончик языка упирается в щеку, и делается круговое движение языком. Следить, чтобы челюсть не двигалась.)

Потом Язычок стал мыть окошко в домике. (Ход выполнения упражнения: Рот закрыт. Облизывание зубов под губами по кругу, загибая кончик языка как можно больше. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не раздвигались.)

Потом Язычок стал выметать мусор из домика (Ход выполнения упражнения: Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка дотронуться до нижних резцов с внутренней стороны, затем до альвеол. Следить, чтобы губы и челюсть были неподвижны.)

Поработал Язычок в домике, устал и решил лечь спать (Ход выполнения упражнения: Широкий кончик языка положить за нижние зубки). Закрыть окошко в домике.

Источники:

1. http://logoped.od.ua/publ/pastanovka_zvukov/artik_gimnastika/publ_64_0.html

2. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

3. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – М. : ЗАО Изд-во Центр-полиграф, 2002

Публикации по теме:

Формирование графомоторного навыка у старших дошкольников с ЗПР посредством кинезиологических упражнений Формирования графомоторного навыка у старших дошкольников с ЗПР посредством кинезиолгических упражнений. Цель: познакомить педагогов с.

Консультация «9 кинезиологических упражнений, которые заставят мозг работать на полную мощность» Эти упражнения бодрят, тонизируют, снимают усталость, тяжесть в голове, помогают справиться с нежелательной в данный момент сонливостью,.

Артикуляционная гимнастика «Сказка о весёлом Язычке» Для того, чтобы ребёнок научился правильно говорить такие сложные звуки, как С,, З, Ш, Ж, Л, Р, его губы и язык должны обладать силой,.

Использование кинезиологических упражнений в обучении и оздоровлении детей дошкольного возраста Сегодня я хочу обобщить свой педагогический опыт работы по сохранению и укреплению здоровья детей, через новые здоровьесберегающие технологии.

Картотека артикуляционной гимнастики униципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Онохойский детский сад «Колобок» 671300, Бурятия, Заиграевский район, п. Онохой,.

Картотека артикуляционной гимнастики униципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Онохойский детский сад «Колобок» 671300, Бурятия, Заиграевский район, п. Онохой,.

Картотека кинезиологических упражнений Картотека кинезиологических упражнений КОМПЛЕКС № 1. 1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо.

Картотека кинезиологических упражнений Картотека кинезиологических упражнений[/h4] Цель: оптимизация мышечного тонуса, развитие произвольности, самоконтроля, активизация головного.

Комплекс кинезиологических упражненийКомплекс кинезиологических упражнений Комплекс кинезиологических упражненийКОМПЛЕКС № 11. «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо.

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики. Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики. 1. Перед началом занятия создайте.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие «Сказка о веселом язычке» с использованием артикуляционной гимнастики и кинезиологических упражнений
Опубликовано: 21 ноября 2017 в 12:41
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие «Сказка о веселом язычке» с использованием артикуляционной гимнастики и кинезиологических упражнений» (включая файлы) размещена пользователем Мария Ермакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД