Грачева Дарья Юрьевна
Картотека сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Улица»
Цель : разучивание правил поведения на улице в качестве пешехода или водителя; формирование умения распознавать знаки и сигналы светофора; развитие умения действовать по алгоритму, контролировать свое поведение.
Задачи воспитывать у детей внимание, сосредоточенность, ответственность, отзывчивость, умение оказать помощь другому.
Публикация «Картотека сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением улицы, изготовление макета домов и зданий. Знакомство детей с общим видом улицы, разновидностью зданий и их предназначением, различными машинами, которые ездят по улице (в том числе и специализированными автомобилями).
Игровой материал: картинки и макеты машин, зданий; круги красного, желтого и зелёного цвета; макет пешеходного перехода.
Роли действий: пешеходы, инспектор ГИБДД, водители.
Зазывалка: Дети, дети все сюда,
Здесь весёлая игра
Раз, два, три, четыре, пять
Собираемся играть!
Игровые действия:
- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на необычную прогулку. На улицу нашего города. Представьте, что мы вышли из детского сада и пошли пешком. Как мы сейчас называемся? (Пешеходы).
- А как называется дорожка, по которой ходят пешеходы? (Тротуар).
- Ребята, а вот как раз и светофор. Вам не кажется, что с ним что-то не так? (У него закрыты огоньки).
- Я знаю, как это исправить, нужно в правильном порядке назвать все его цвета. (Красный, желтый, зеленый).
- Молодцы. Ребята, а вы знаете, что эти цвета означают (ответы детей).
- Верно! А как называется эта большая дорога, по которой ездят машины? (Проезжая часть).
- Ребята, а что это за черные и белые полоски? (Пешеходный переход).
- Ой, какие вы молодцы, все вы знаете, а показать сможете, как ведут себя на дороге пешеходы и автомобили? (игра «Пешеходы и автомобили)
- Вот молодцы, все делали по правилам. Ребята, скажите, как теперь нашим водителям превратиться в пешеходов? (Нужно машины поставить на стоянку).
- Отлично! А для чего нужны инспекторы дорожного движения? (Чтобы следить за порядком на дорогах).
- Правильно! Ребята, к сожалению, наша прогулка подходит к концу и нам пора возвращаться в наш любимый детский сад.
Рефлексия: ребята, как называется игра, в которую мы сегодня играли? Сегодня вы были очень внимательные и активные! Вы все большие молодцы! Будем играть еще в эту игру?
«Детский сад»
Цель: расширение и закрепление представлений детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада.
Задачи: расширить словарный запас ребенка, развивать коммуникативные качества, самостоятельно создавать задуманную игровую обстановку, формировать представление о сотрудниках детского сада.
Предварительная работа:
Наблюдение за работой воспитателя, помощника воспитателя. Беседа с детьми о работе воспитателя, помощника воспитателя, повара, медсестры и др. работников детского сада. Экскурсия-осмотр музыкального (физкультурного) зала с последующей беседой о работе музыкального руководителя (физического. рук.). Экскурсия-осмотр мед. кабинета, наблюдение за работой врача, беседы из личного опыта детей. Осмотр кухни, беседа о техническом оборудовании, облегчающем труд работников кухни. Игра-драматизация по стихотворению. Подбор и изготовление игрушек для ролей музыкального работника, повара, помощника воспитателя, медсестры.
Роли:
Воспитатель, младший воспитатель, логопед, музыкальный руководитель, врач, медсестра, повар, родители.
Игровые материалы: тетрадь для записи детей, куклы, мебель, посуда кухонная и столовая, наборы для уборки, мед. инструменты, одежда для повара, врача, медсестры
Развитие сюжета:
После предварительной работы, воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Детский сад», предлагает им роли. Далее дает детям играть самостоятельно их роли,
Воспитатель принимает детей, беседует с родителями, проводит утреннюю зарядку, занятия, организует игры. Младший воспитатель следит за порядком в группе, оказывает помощь воспитателю в подготовке к занятиям, получает еду. Логопед занимается с детьми постановками звуков, развитием речи, проводит обследование на предмет особенностей речевого развития. Муз. руководитель проводит музыкальную деятельность, помогает к подготовке праздника. Врач осматривает детей, слушает, делает назначения. Медсестра взвешивает, измеряет детей, делает прививки, уколы, дает таблетки, проверяет чистоту групп, кухни. Повар готовит еду, выдает ее помощникам воспитателя.
Рефлексия:
- Ребята, в какую игру мы играли?
- Какие профессии людей работающих в детском саду вы знаете?
- Кем вы сегодня были?
«Фотоателье»
Задачи : расширять и закреплять знания детей о работе в фотоателье,
воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, учить благодарить за оказанную помощь и услугу.
Предварительная работа: Экскурсия в фотоателье. Беседа по проведенной экскурсии. Этическая беседа о культуре поведения в общественных местах. Рассматривание альбома с образцами фотографий. Знакомство с фотоаппаратом. Рассматривание детского и настоящего фотоаппарата. Рассматривание семейных фотографий. Изготовление с детьми атрибутов к игре.
Игровой материал: детские фотоаппараты, зеркало, расческа, фотопленки, образцы фотографий, рамки для фотографий, фотоальбомы, деньги, чеки, касса, образцы фотографий
Роли: фотограф, кассир, клиенты.
Зазывалка: Дети, дети, все сюда,
Здесь весёлая игра
Раз, два, три, четыре, пять
Собираемся играть
Игровые действия: Кассир принимает заказ, получает деньги, выбивает чек. Клиент здоровается, делает заказ, оплачивает, снимает верхнюю одежду, приводит себя в порядок, фотографируется, благодарит за услугу. Фотограф фотографирует, делает фотографии. В фотоателье можно сфотографироваться, проявить пленку, просмотреть пленку на специальном аппарате, сделать фотографии (в том числе для документов, увеличить, отреставрировать фотографии, купить фотоальбом, фотопленку.
Рефлексия: Ребята, как называется игра, в которую мы сегодня играли? Сегодня вы были очень внимательные и активные! Вы все большие молодцы! Будем играть еще в эту игру?
«Ярмарка»
Цель: Расширение знаний детей о разнообразии народного творчества
Задачи: Создание условий для творческого самовыражения организовать сюжетно-ролевую игру. Закреплять знания детей. Развивать сюжет на основе знаний полученных при беседах, экскурсиях и тп.
Предварительная работа: Беседа о народном творчестве. Знакомство с росписью через различные игрушки. Рассмотрение узоров хохломской, гжельской и дымковской росписи. Изготовление атрибутов к игре.
Игра: Ребята нам необходимо попасть на экскурсию. Как вы думаете, кто нам в этом поможет? Правильно, нам понадобиться кассир, водитель и экскурсовод. Прекрасно, водитель у нас теперь есть. А кто хочет быть кассиром? Экскурсоводом буду я. Остальные ребята пойдут на экскурсию. Для начала нужно купить билеты в кассе, потом показать их водителю. Он то и довезёт нас до музея. Экскурсовод расскажет и покажет вам различные игрушки с росписями.
Роли действий:
Водитель ждет детей в автобусе, который отправиться через 5 мин
Кассир продает билеты детям
Дети покупают билеты в кассе, затем занимают места в автобусе. Чтобы не было скучно в пути, дети поют любимую песню.
Экскурсовод встречает и приглашает в зал, рассказывает и показывает различные виды росписи
Рефлексия:
Как вам игра?
Будем ещё в эту играть в такие игры?
Что больше всего понравилось?
В какой роли вам хотелось бы побывать?
«Библиотека»
Цель: Расширение у детей представления о труде работников библиотеки.
Формирование умений и навыков работы с книгой у дошкольников.
Побуждение у детей интереса и любви к книгам, воспитание бережного отношения к ним.
Задачи: Закреплять навыки самостоятельно подбирать и правильно пользоваться атрибутами игры, использовать предметы - заместители.
Продолжать знакомство с правилами поведения в общественных местах.
Способствовать бережному отношению к книге.
Игровой материал:
Картотека, правила поведения в библиотеке. Журналы для девочек и мальчиков. Книги разных писателей и поэтов, разных жанров. Таблички: (библиотека, читательный зал, соблюдайте тишину, формуляры, светильники, читательский билет, абонементный отдел, читальный зал.
Предварительная работа: Беседы-общения: «Зачем нужна библиотека», «Какие бывают книги», «Профессия – библиотекарь».
Игровые роли:
Заведующая библиотекой-заведует библиотекой, смотрит за порядком.
Гардеробщик-принимает верхнюю одежду, выдаёт номерок.
Библиотекари-находит книгу в картотеке, оформляет личный формуляр, выдает книгу.
Читатели-просит найти нужную книгу в архиве, рассматривает книгу.
Игра:
-Ребята, недавно мы с вами проводили беседу о библиотеке. И сегодня я предлагаю нам с вами поиграть в такую игру под названием «Библиотека».
-Дети, скажите, пожалуйста кто работает в библиотеке? (библиотекари)
-Правильно. Библиотекарь хранит и отвечает за все книги и журналы в библиотеке, он выдаёт книги посетителям библиотеки. Как их называют (ответ детей-читатели.)
- Когда читатель выбрал понравившуюся ему книгу, библиотекарь вкладывает формуляр книги в абонемент читателя. /Воспитатель показывает образец/
После того, как читатель прочтёт книгу, он должен вернуть её в библиотеку. Библиотекарь проверяет не повреждена ли книжка, вкладывает в неё обратно книжный формуляр
-Ребята, а кто ещё работает в библиотеке? Правильно. Гардеробщик- хранит наши вещи пока мы находимся в библиотеке. Нам он выдаёт специальные номерам. Значит для сегодняшней игры нам нужен гардеробщик.
-А кто распределяет и контролирует работу в библиотеке, разрешает конфликты?
Правильно-это заведующая. А теперь, можно приступать к игре.
Рефлексия: Во что мыс вами сегодня играли? Вам понравилась эта игра? Что вы узнали нового? Что интересного было в игре?
«Парикмахерская»
Цель: Ознакомление детей с профессией парикмахера, воспитание культуры общения, расширение словарного запаса детей.
Задачи:
Уточнить правила поведения в парикмахерской.
Развивать умение самостоятельно распределять роли.
Расширить словарный запас детей: «парикмахер», «маникюрша», «стрижка», «укладка», «сушка», «клиент», «прическа».
Предварительная работа:
-Рекомендовать родителям побывать с детьми в парикмахерской.
-Беседа с детьми о работе парикмахера.
-Рассматривание иллюстраций «причесок», «дизайны ногтей».
Игровые роли:
Парикмахер, женский мастер, мужской мастер, кассир-администратор, клиенты.
Ход игры.
Сюрпризный момент:
Воспитатель объявляет детям, что в нашем районе открылась новая детская парикмахерская. Берет пригласительные и читает текст: «Дорогие ребята! В Вашем районе открылась новая детская парикмахерская. Приглашаем Вас стать её посетителями!»
- Ребята, а вы были в парикмахерской? Вы знаете, как называется профессия человека, который подстригает, делает причёски? Правильно парикмахер. Парикмахера, обслуживающего девочек называют женским мастером, а парикмахера, обслуживающего мальчиков - мужским мастером. Всех сегодня парикмахер обслужить не успеет, предлагаю посетить салон по очереди.
Давайте выберем мужского и женского мастера с помощью считалки. Кто хочет сделать прическу? Проходите на свое место.
Рефлексия:
«Какие у Вас у всех красивые и разнообразные прически! Молодцы наши парикмахеры. А сейчас наша парикмахерская закрывается, но завтра она опять будет работать. Обязательно приходите». Игра в парикмахерскую окончена. Она вам понравилась? Какие вы выполняли роли? Что делали?
«Ветеринарная клиника».
Цель: Расширение у детей о профессии работников ветеринарной клиники.
Задачи: вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача,
научить правильно называть оборудование ветеринарного врача, которыми
пользуется при работе с больными животными, формировать умение
пользоваться медицинскими инструментами во время игры, развивать умение соответствовать определённой роли.
Предварительная работа:
Чтение сказки К. Чуковского «Доктор Айболит». Рассматривание медицинских инструментов, раскрашивание раскрасок с
изображением животных.
Создание интереса:
Ребята, мне пришла телеграмма от доктора Айболита в которой написано о том, что доктор Айболит уехал в Африку лечить животных, и попросил меня полечить больных животных нашего города. Вы поможете мне? Тогда в нашей группе нужно открыть ветеринарную клинику.
Ход игры:
Сегодня в нашей группе открывается ветеринарная клиника.
Для этой игры нам нужны ветеринар, медсестра, посетители с больными животными, работник ветеринарной аптеки - провизор, работник регистратуры. Дети, как вы думаете, что нам может понадобиться для игры? Правильно! Это различные шприцы, таблетки, приборы для осмотра, халат, рецепты, мазь, бинты.
В ветеринарную клинику приносят больных животных. Работник регистратуры записывает на прием. Ветеринарный врач принимает больных, внимательно выслушивает жалобы их хозяина, задает вопросы, осматривает больное животное, прослушивает фонендоскопом, измеряет температуру, делает назначение и выписывает рецепт. Животное относят в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, обрабатывает и перевязывает раны, смазывает мазью и т. д. После приема хозяин больного животного идет в ветеринарную аптеку и покупает назначенное врачом лекарство для дальнейшего лечения дома.
-Настал вечер, наша лечебница закрывается. Будем рады видеть вас в следующий раз.
Рефлексия:
Дети, что мы сделали, что бы помочь доктору Айболиту?
Понравилась ли вам наша ветеринарная клиника? Какая роль вам понравилась больше? Какая роль показалась сложной? Какие работники работали в нашей ветеринарной клинике? Вы все
прекрасно справились с выбранными вами ролями. Всем спасибо за игру!
«Школа»
Цель: Формирование знаний детей о работниках школы.
Задачи: Ознакомить детей с работниками школы. Формировать уважение к труду взрослых.
Оборудование: Тетрадки, карандаши, альбом с картинками о школе.
Предварительная работа: Виртуальная экскурсия в школу. Просмотр альбома с картинками о школе.
Участники: Охранник, Ученики, Учитель.
Ход работы:
Воспитатель: " Дети, а помните наш разговор о школе "?" Что вы узнали из него " Дети: "Да и рассказывают о том,что узнали"Дети : " Давайте поиграем в школу"
Воспитатель "Давайте разделим роли "
"Охранник " пропускает детей в школу " "Ученики" проходят в класс "
Учитель "Встречает учеников и проводит урок"
Рефлексия: Воспитатель "Как вам понравилось играть в школу? Будем играть еще?"
«Строим дом»
Цель: Ознакомление детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей.
Задачи: научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей
Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.
Предварительная работа: Воспитатель с детьми рассматривает изображения строителей и рассказывает об их обязанностях.
Ход игры:
Воспитатель: дети отгадайте загадку:
«Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется? (дом)». Дети давайте построим большой, просторный дом, где бы вы могли поселить игрушки. Дети давайте повторим, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке?
Дети: отвечают…
Воспитатель: Дети давайте распределим роли : одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из вас будут – Крановщиками. Давайте распределимся по считалочке.
Дети получили свои роли.
*строят*
Рефлексия:
Дом готов, и туда могут вселяться новые жители.
Дети вам понравилась игра?
Какие профессии вам больше всего понравились?
Кем бы из них вы хотели стать?
«Магазин»
Цель: Расширение и закрепление представлений детей о содержании трудовых действий сотрудников продуктового магазина посредством беседы и сюжетно-ролевой игры
Задачи: Расширять словарь и речевой материал по теме: «магазин», формировать представление о сотрудниках продуктового магазина,приучать детей самостоятельно распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет, воспитывать уважение к труду взрослых.
Предварительная работа:
-Беседа: о магазине, профессиях сотрудников магазина;о правилах поведения в магазине.
-Рассматривание картин, иллюстраций о работе продавца, сюжетных картинок на тему «В магазине»
-Чтение художественной литературы
Роли:продавец,покупатели,уборщица,шофер,директор,грузчик,мерчендайзер
Игровые материалы: полки и прилавки; фартук и шапочка; атрибуты: касса, деньги, чеки, ценники, руль, фуражка для водителя; пакеты для покупателей, муляжи продуктов
Развитие сюжета:
После проведения предварительной работы воспитатель предлагает поиграть детям в игру «Магазин» .Дальше воспитатель озвучивает роли для игры,а дети самостоятельно распределяют их между собой
Директор обращает внимание детей на то, все ли продавцы на месте, никто ли не заболел, у всех ли порядок в отделах, красиво ли стоит товар, аккуратно ли выглядит продавец, Продавец стоит за прилавком и обслуживает клиентов, покупатели выбирают необходимые продукты и совершают покупки. Между этим уборщица моет пол после покупателей Шофер привозит продукцию, которую разгружают грузчики. Затем эту продукцию раскладывает по полкам мерчендайзер
Рефлексия: дети, в какую игру мы играли? Вам понравилось? Хотели бы стать в будущем работником магазина?
«Хлебозавод»
Цель: Совершенствование знания детей о труде работников.
Задачи: Ознакомить детей с трудом взрослых работающих на хлебозаводе; воспитывать доброжелательность, умение считаться с интересами товарищей по игре.
Предварительная работа: Беседа о хлебе. Экскурсия на хлебозаводе. Лепка хлебных изделий из соленого теста. Рассматривание иллюстраций по теме. Изготовление атрибутов к игре.
Роли действий: Пекари: выпекают хлебобулочные изделия. Кондитеры: готовят кондитерские изделия. Грузчики: грузят готовый товар в машины со склада. Водители: развозят хлебобулочные изделия.
Игра: Ребята, вы делитесь на 2 группы- «пекари», «кондитеры». Подходите к столам. На одном столе табличка «Пекарный цех», на другом столе- «Кондитерский цех». -А теперь наши изделия необходимо отправить в булочную. -На чем мы отвезем наши изделия? -Необходимо выбрать грузчиков и водителей. Грузчики погрузят наши изделия на машины, а водители повезут в булочную. Одни дети лепят и упаковывают свои изделия в коробочки. Затем складывают их в ящики. А другие «грузчики» и они будут грузить товар в машины.
Рефлексия: Молодцы, ребята! Понравилась ли вам игра? Понравились ли вам эти профессии? Какая профессия вам больше понравилась? Хотелось бы вам обучиться этой профессией, когда станете взрослыми?
«Семья»
Цель: побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи, учить самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.
Задача: учить детей отражать в играх события реальной жизни.
Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в семью: куклы, мебель, посуда, вещи и т. д
Ход работы: Воспитатель предлагает детям «поиграть в семью». Роли распределяются по желанию. Семья очень большая, у Бабушки предстоит день рождения. Все хлопочут об устроении праздника. Одни члены семьи закупают продукты, другие готовят праздничный обед, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу. В ходе игры нужно наблюдать за взаимоотношениями между членами семьи, вовремя помогать им.
Организационный момент: Беседа с детьми: Дети, что такое семья? Это мама, папа и вы.
Распределение ролей: - Я хочу предложить вам поиграть в семью. Для этого нам нужно определить, кто будет папой, кто мамой и кто будет ребёнком. Кто из вас хочет быть папой? Что будет делать папа? (ходить на работу, помогать во всём маме) А кто будет мамой? Что будет делать мама? (стирать, убирать, готовить кушать) А кто хочет быть ребёнком? Что ты будешь делать? (играть, рисовать, помогать маме и папе).
Обыгрывание ролей: Дети выполняют свои роли, воспитатель поправляет и направляет их на определённые действия. В процессе игры дети используют посуду (мама моет, а ребёнок вытирает её, одежда кукол и тазик (стирают одежду в тазу). Мама готовит еду, ребёнок ей помогает. Папа пришёл с работы, мама накрывает на стол, папа кушает. Затем убрали посуду со стола и помыли. Постирали одежду в тазу, посушили, погладили её. Вечером все легли спать.
Рефлексия: Воспитатель говорит, кто из детей лучше всего справился со своей ролью и поясняет детям, что всегда нужно помогать своим родителям готовить, стирать, убирать за собой вещи и игрушки на место
«Скорая помощь»
Цель: расширение знаний о работе медика.
Задачи: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения, развивать коммуникативные качества.
Роли: врач, медсестра, водитель скорой помощи, больной.
Предварительная работа: Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы). Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» в грамзаписи. Наблюдение за машиной скорой помощи. Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.). Беседа с детьми о работе врача, медсестры. Рассматривание иллюстраций о враче, мед. сестре. Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, мед. карточки и т. д.)
Игровой материал: телефон, халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т. д.
Ход работы: Больной звонит по телефону 03 и вызывает скорую помощь: называет ФИО, сообщает возраст, адрес, жалобы. Скорая помощь приезжает. Врач с медсестрой идут к больному. Врач осматривает больного, внимательно выслушивает его жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло. Медсестра измеряет температуру, выполняет указания врача: дает лекарство, делает уколы, обрабатывает и перевязывает рану и т. д. Если больной очень плохо себя чувствует, его забирают и везут в больницу.
Рефлексия: Ну, что, ребята, всех вылечили? Не кто не остался больным? Итак, про что мы сегодня узнали? По какому номеру мы вызываем врача? А как зовут помощницу доктора? Молодцы, вы прирождённые специалисты.
«Кондитерская фабрика»
Цель: Ознакомление детей с профессией кондитера, воспитание культуры общения, расширение словарного запаса детей.
Задачи: Закреплять навыки самостоятельно подбирать и правильно пользоваться атрибутами игры, использовать предметы - заместители.
Продолжать знакомство с правилами поведения в общественных местах.
Предварительная работа: Беседы-общения: «Зачем нужна кондитерские фабрики», «Что производят на кондитерских фабриках», «Профессия – кондитер».
Игровые роли:
Директор фабрики, кладовщик, тестомес, кондитер, упаковщик, уборщик, грузчик, шофер.
Ход работы: После проведения предварительной работы, воспитатель предлагает поиграть детям в игру «Кондитерская фабрика». Дальше воспитатель озвучивает роли для игры, а дети самостоятельно распределяют их между собой. Директор фабрики проверяет, все ли работники на месте, никто ли не заболел, у всех ли порядок в отделах, правильно ли одеты работники. Кладовщик ведет учет ингредиентов и товаров на складе, тестомес подготавливает тесто для пирожных и отправляет его готовиться, кондитер украшает пирожные, а упаковщик убирает их в упаковки. Грузчики грузят упакованные сладости в машину, после чего шофер развозит их по магазинам. Между этим уборщица поддерживает на фабрике порядок.
Рефлексия: Во что мыс вами сегодня играли? Вам понравилась эта игра? Что вы узнали нового? Что интересного было в игре?