Полина
«Агрессия ребёнка. Причины и способы ее предотвращения». Конспект индивидуальной консультации
▼ Скачать + Заказать документы
Цель консультации: оказание помощи родителям в разрешении проблемы –
агрессивное поведение ребенка дома и в детском саду.
Предварительная работа: изучение пособий по теме детской агрессии, подготовка игр для снижения агрессивности ребенка, разработка рекомендации для родителя.
1. Вступительное слово воспитателя:
- сообщение темы,
- постановка проблемы
Здравствуйте Виолетта Евгеньевна, спасибо, что уделили время и пришли сегодня на консультацию. Я хотела поговорить с вами об агрессивном поведении вашего ребенка. Кирилл старательный мальчик, на занятиях по продуктивной деятельности Кирилл очень аккуратно и старательно выполняет свою работу, активно отвечает на мои вопросы, но если он захочет поиграть в ту игрушку, в которую уже играет другой ребенок, то Кирилл отбирает ее, даже начинает драку. Он может обозвать или толкнуть другого ребенка без причины. Замечали ли вы такое дома при общении Кирилла с его братом и сестрой?
2. Основная часть (информативная часть)
Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).
Агрессивное поведение детей – это своеобразный сигнал «sos», крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справится не в силах.
Агрессивное поведение ребёнка может быть вызвано различными причинами, но все они схожи в том, что у ребенка они вызывают чувство гнева или дискомфорта. И малыш эти эмоции проявляет так, как может. Справиться с ними ему совсем не просто.
Некоторые причины агрессии у ребёнка:
• Отношения в семье. Если родители проявляют к ребёнку безразличие, родственники часто ругаются, то такая обстановка влияет и на ребёнка, который может гневаться и не слушаться старших, пытаясь привлечь к себе внимание или копировать поведение взрослых. Излишняя опека тоже может привести к агрессии со стороны малыша в знак протеста, из-за невозможности повлиять на ситуацию и иметь своё мнение.
• Индивидуальные особенности личности. Эмоционально неустойчивый ребёнок с низкой самооценкой может «защищаться от опасностей» через раздражение и агрессию, выплескивая таким образом свои тревоги, страхи, неуверенность, чувство вины.
• Тип нервной системы ребёнка. Неуравновешенные дети с особенностями здоровья и заболеваниями ЦНС тоже склонны к агрессии, поскольку с трудом переносят любой психологический дискомфорт.
• Условия существования. Социальный статус или негативная экология могут влиять на уровень агрессии в поведении ребёнка.
• Негативная ситуация. Например, необходимость выполнять нелюбимые задания или утомительная поездка зачастую вызывают у малыша вспышки раздражения и злобы.
Предлагаю Вам рекомендации, как предотвратить упрямство и капризы вашего ребенка:
• Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила.
• Дайте понять ребёнку, что вы его любите таким, какой он есть.
• Собственным примером приучайте ребёнка к самоконтролю.
• Направьте его энергию в положительное русло: в спорт, где ребёнок может научиться контролировать эмоции, управлять своим поведением (бокс, ушу, рисование, пение, плаванье, бег).
• Предъявляя ребёнку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания.
• Включайте ребёнка в совместную деятельность, подчёркивайте его значимость в выполняемом деле.
• На проявление агрессии устанавливайте жёсткий запрет в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакцией, служит для ребенка своеобразным «развлечением».
• Научите ребёнка жалеть окружающих. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдания близким людям.
• Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый (скажите ему: «Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший, добрый!»).
• Нужно следить за содержанием фильмов и мультфильмов, которые просматривает ваш ребёнок.
• Следить за друзьями ребёнка, их поведением. А так-же ознакомиться с играми, в которые играют дети.
• Развивать любовь и доброжелательные отношения с братиками и сестренками.
И главное любить и понимать своего ребенка.
3. Интерактивная часть
(практическая часть, взаимодействие с родителями)
Игры для снижения агрессивности ребенка.
«Игрушка в кулаке».
Цель: снять напряжение и переключить на положительные эмоции.
Попросите ребёнка закрыть глаза. Дайте ребёнку в руку какую-нибудь красивую игрушку, конфетку. Теперь попросите его сильно-сильно сжать кулак и подержать так какое-то время. После этого пусть ребёнок раскроет ручку и увидит красивую игрушку.
«Мешочек гнева»
Цель: снять агрессивный настрой.
Заведите дома «мешочек гнева», чтобы ребёнок мог воспользоваться им для выражения своих агрессивных эмоций. Для этого возьмите обыкновенный воздушный шарик, но вместо того, чтоб надуть его, насыпьте туда муку, песок либо какую-то мелкую крупу (примерно полстакана). После чего хорошенько завяжите шарик. Теперь познакомьте ребенка с новой игрушкой. Его можно кидать, бить им о стену или об стол.
«Час «можно», «Час тишины»
Цель: дать возможность ребёнку в награду за приложенные волевые усилия сбросить накопившееся напряжение таким способом, каким ему нравится.
Договоритесь с ребёнком, что когда он занимается каким-то важным делом (или вам необходимо спокойно поработать, то в вашем доме будет «час тишины». В это времяребёнок может читать, рисовать, играть, слушать плеер или делать ещё что-нибудь очень тихо. Зато потом наступит «час можно», когда ему будет позволено делать всё, что угодно. Пообещайте не одергивать ребёнка, если его поведение не опасно для здоровья или для окружающих.
Примечание. Описанные игровые часы можно чередовать в течение одного дня, а можно откладывать на другой день. Чтобы соседи не сошли с ума от «часа можно», лучше организовывать его в лесу или на даче, где вы не будете чувствовать вину за то, что мешаете другим людям.
4. Резюмирование. Определение четких рекомендаций
Мы рассмотрели с Вами проблему детской агрессии. Узнали о частых причинах агрессии и то, в какие игры можно поиграть с ребенком в данной ситуации.
-Скажите, была ли данная информация Вам полезна?
-Помогла ли Вам представляемая информация разобраться в ситуации?
-Какие из предложенных методов и игр Вы будете использовать?
Спасибо за активное участие в консультации. Давайте обсудим изменения в поведении ребенка дома и детском саду через некоторое время. Всего доброго!