Рабига Бегайдарова
«Твердые и мягкие согласные звуки». Урок по русскому языку в 1 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:
Твердые и мягкие согласные звуки.
1 Б класс (вариант 7.1)
Цели:
1. Формировать умение различать на слух и в собственном произношении твердые и мягкие согласные звуки.
2. Формировать навык звукового и слогового анализа и синтеза слов, анализа структуры предложений.
3. Развивать фонематический слух.
4. Развивать грамматический строй речи путем практического усвоения категории р. п. мн. ч. существительных.
5. Обогащать и активизировать словарный запас детей по теме «Цветы»
6. Развивать память, воображение.
7. Развивать временные и пространственные представления.
8. Воспитывать чувство отзывчивости и взаимопомощи.
9. Развивать артикуляционную моторику
Оборудование: зеркало, звуковые замки, картинки с изображением Тома и Тима, фишки для звукового анализа слов, предметные картинки по теме «Цветы», карточки со слогами, мяч массажный или мешочек с крупой, перфокарты, карточки «Буквенного лото», схема предложения, смайлики для обозначения настроения, бумажные шапочки синего и зеленого цвета.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Какое настроение? (нарисовать маркером)
Какое время года? Какой месяц? Февраль – третий месяц, значит это какой месяц? (зимний)
С каких звуков начинаются слова «зима» и «февраль», чем они похожи? (мягкие согласные).
2. Сообщение темы.
Отправляемся в путешествие по стране Твердых и Мягких звуков.
3. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
Тренируемся перед дорогой.
Пальчиковая гимнастика:
Пальцы – дружная семья, (сжимают-разжимают пальцы)
Друг без друга им нельзя.
Вот большой, а это средний,
Безымянный и последний
Наш мизинчик-малышок.
Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили, (хлопают в ладоши)
Будем их соединять
И движенье выполнять.
Мы рога козе покажем
И рога оленя даже.
Мы про зайку не забудем –
Ушками водить мы будем.
Чтобы четко говорить,
Будем с пальцами дружить.
Артикуляционная гимнастика:
1. «Пулемет».
2. «Барабан»
3.«Чашка»
4. «Недовольная муха»
5. «Лошадка».
6. «Кучер»
Постановка звука Р с зондом на кушетке.
4. Психогимнастика.
Идем по лесу – наклонились, прошли под низкими ветками деревьев, раздвигаем ветки, перепрыгиваем через сугроб, перешагиваем через высокий сугроб.
5. Дифференциация твердых и мягких согласных.
Вот и подошли к замку, где три башни за: Красная, Синяя и Зеленая. Какие звуки живут в Синей башне? А в Зеленой? А в Красной?
Нас встречают два брата, которые работают садовниками. Я буду «кидать» тебе звуки их имени, а ты обозначай их фишками. Одного брата зовут [т, о, м]. Он невысокий, худой и такой же твердый, как и звук [т], с которого начинается его имя.
Второго брата зовут [т, и, м]. Он высокий, пухленький и такой же мягкий, как и звук [т,], с которого начинается его имя.
Догадалась, кто из братьев Том, а кто Тим? С какой стороны от вас находится Том, а с какой Тим?
В какой башне работает садовником Том, а в какой Тим?
6. Соотнесение звука и буквы.
Запиши имена братьев в тетрадь. С какой буквы запишем? Почему?
Какой звук обозначает буква Т в слове Том, а какой звук в слове Тим? Нарисуйте под ними кружочки соответствующего цвета.
7. Развитие фонематического слуха.
Феи попросили садовников украсить замки цветами.
Логопед выставляет на доску картинки, дети называют цветы (роза, ромашка, лилия, ландыш, мимоза, колокольчик).
Какие цветы срежет Том, а какие Тим? Ребенок «срезает» цветы, начиная с фразы: «Том срежет …». Объясняют свой выбор. Размещают картинки в кармашки замков.
8. Развитие грамматического строя речи, воображения.
Как назвать срезанные и поставленные в вазу цветы? (букет)
Закройте глаза и представьте, как пахнет букет цветов. Вдох носом, выдох ртом со звуком «х-хаа». Покажите мимикой лица, как вкусно пахнут цветы.
Игра в мяч «Один – много».
Логопед, кидая ребенку мяч, говорит: «У меня в вазе один ландыш».
Ребенок, возвращая мяч логопеду, говорит: «У меня в вазе много ландышей (роз, колокольчиков, мимоз, лилий, ромашек» и т. д.
9. Слоговой анализ и синтез.
Злой колдун решил испортить праздник и наслал ураган, который перепутал все слоги в названии цветов. Помогите феям восстановить слова (подсказки в виде предметных картинок на доске: лилия, роза, колокольчик, ландыш, ромашка, мимоза). Поможем!
Ребенку раздаю конверт со слогами, из которых он конструирует слова (это задание можно делать на ковре).
10. Физминутка.
Пение с движением. «Лето» (запись)
11. Обозначение твердых и мягких согласных звуков буквами.
Тим и Том любят. Правила простые: если слово начинается с твердого согласного звука, то поднимаешь синюю фишку, если с мягкого согласного, то зеленую фишку.
Слова: лето, лото, сито, сытый, мышка, мишка, ров, рёв, тюк, тук.
Вывод: одна согласная буква может обозначать два звука – твердый и мягкий.
12. Работа над предложением, развитие памяти.
Ромашка.
Белая ромашка.
Белая ромашка растет.
Белая ромашка растет в саду.
Белая ромашка растет в нашем саду.
13. Итог
Тому и Тиму было очень приятно с тобой познакомиться, ведь ты помогла им справиться с трудностями. Если ты приходишь на помощь людям, то и они всегда придут на помощь тебе!
Какие звуки мы различали вместе с Томом и Тимом? Какие звуки может обозначать буква Т (М, К, Д и т. д. ?
Тим и Том довольны вами. А у тебя какое настроение? (смайлики)
ро лан дыш ли
за ли я ко
ло коль чик ми
мо за ро маш
ка