Алёна Лакиза
Картотека социально-ориентированных игр для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-ориентированные игры – это «взрослые игры для детей», в которых и ребенок и взрослый конструируют самих себя, учатся быть лучше. Ведь игра, как средство познания социального мира, одновременно является и средством его моделирования.
Задачи социально-ориентированных игр:
1. Познакомить дошкольников с нормами поведения и взаимоотношений во время игры;
2. Научить детей сотрудничать со сверстниками и взрослыми, достигать желаемого результата;
Публикация «Картотека социально-ориентированных игр для старших дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Ориентировка в пространстве, пространственные представления. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
3. Представить возможность ребёнку решать различные проблемные ситуации, с которыми он сталкивается в жизни, во время игры.
СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ИГРЫ
ДЛЯ РАБОЧЕГО НАСТРОЯ
Задачи таких игр – развивать:
- слуховое восприятие, умение слышать друг друга;
- внимание;
- внимание, сообразительность и находчивость;
- умение спокойно общаться друг с другом;
- умение сотрудничать, достигать желаемого результата;
- организованность, умение слушать;
- внимание, сосредоточенность.
«КОЛОКОЛЬЧИК»
Игра позволяет перевести детей с одного вида деятельности на другой, сосредоточить их внимание на выполнении следующего задания. Если под рукой нет колокольчика, его можно заменить стаканом с ложкой, например.
Вначале воспитатель показывает детям колокольчик и предлагает им послушать, как он звучит. Затем постепенно вводится правило: если колокольчик звенит, нужно отложить все свои дела и направить всё внимание на воспитателя.
«СЛУХАЧИ»
Вначале воспитатель выбирает 2-3 водящих, можно выбрать тех, кто уже разыгрался и очень активен. Они выходят из помещения, а остальные дети в это время загадывают слово, например, «дерево», и делятся на несколько групп (по количеству слогов в слове, далее дети выбирают известный музыкальный мотив, который знают все. Когда водящие входят, одна группа участников поёт «де-де-де», другая «ре-ре-ре», а третья – «во-во-во». Водящие ходят между поющими группами и пытаются понять, какое слово было задумано.
«ПОЙМАЙ МЫШКУ»
Воспитатель даёт детям инструкцию: представьте себе, что вы прямо сейчас и здесь будете ловить мышь. Что это за мышь? Хорошенькая белая мышка или серовато-коричневая домашняя мышь? Представьте себе маленького зверька с остренькой мордочкой и симпатичными глазками, который быстро перебирается по полу своими крошечными лапками. Вы должны передвигаться совершенно бесшумно. Воспитатель предлагает детям притворится мышками, и он их ловит, но важное условие –передвигаться бесшумно.
«РУКИ – НОГИ»
Воспитатель даёт инструкцию детям: Один хлопок – значит команду рукам: их надо поднять или опустить; два хлопка – это команда ногам: нужно встать или сесть.
Со временем дети начнут безошибочно выполнять простые движения по сигналу воспитателя: по одному хлопку дети должны поднять руки, а по двум хлопкам – встать. Если руки уже подняты, и звучит один хлопок, то их нужно опустить, а если дети уже стоят, по двум хлопкам они должны сесть.
Меняя и темп и последовательность хлопков, воспитателю нужно попытаться сбить детей, таким образом тренируется их собранность, так же эта игра довольно эффективно развивает внимание.
«РАЗВЕДЧИКИ»
Воспитатель даёт инструкцию: Сейчас мы с вами поиграем в разведчиков. Разведчики – это люди, которые умеют делать всё чётко и точно, но так, чтобы не было заметно. По сигналу «Связаться с разведчиком!» вы без слов, не подмигивая, не размахивая руками, не делая никаких движений, только глазами должны договориться, кто из вас будет вашим разведчиком, и держите друг друга взглядом. Постарайтесь не выдавать себя!
Каждый дошкольник по указанному сигналу, глазами находит того, кто смотрит именно на него и останавливает на нём свой взгляд, не сходя с места. Какое-то время «разведчики» остаются неподвижными и смотрят друг другу в глаза. Таким образом складываются пары, которым затем можно дать определённое задание.
«ДЕНЬ НАСТУПАЕТ – ВСЁ ОЖИВАЕТ, НОЧЬ НАСТУПАЕТ – ВСЁ ЗАМИРАЕТ»
После слов воспитателя «День наступает – всё оживает!» все участники игры начинают двигаться хаотично (бегать, прыгать, танцевать и так далее). Когда взрослый произносит: «Ночь наступает – всё замирает!» - все дети застывают в причудливых позах.
Игра постепенно усложняется, когда задаётся «условие дня»: каждый из ребят должен совершать определённые движения в общей для всех ситуации, например: работа машин на заводе, сбор урожая, железнодорожный вокзал, тренировка в бассейне, зоопарк, стадион и т. п. Так же по желанию дети могут объединяться в пары или небольшие группы.
«ЗАМРИ»
Смысл игры в простой команде воспитателя «ЗАМРИ!», которая может раздаться в разные моменты деятельности детей, в самых разных ситуациях. Умение ребёнка вовремя остановиться – показатель его организованности и уровня дисциплины. Динамика игры может быть представлена:
- в движении, рисовании, общении;
- для переключения внимания на новый вид работы (например, для наведения порядка) или для того, чтобы во время какой-то деятельности напомнить детям ход дальнейшей работы;
- для обсуждения смысла и содержания дел, которыми был занят ребёнок.
«СЛУШАТЬ ЗА ОКНОМ, ЗА ДВЕРЬЮ»
Воспитатель предлагает детям сосредоточить своё внимание на звуках и шорохах улицы, коридора, верхнего/нижнего этажа и т. п. После чего по очереди дети перечисляют и объясняют, что они услышали. Из рассказов детей можно увидеть, кто больше услышал звуков, что делается в помещении, которое они не видят, и кто может точнее связать звуки с картиной происходящих там событий.
Необходимо следить, чтобы дети не начинали придумывать звуки – это снимает ценность задания.
СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ИГРЫ
ДЛЯ ТВОРЧЕСКОГО САМОУТВЕРЖДЕНИЯ
Задачи таких игр:
- Развивать умение устанавливать партнёрские отношения в коллективе;
- Формировать представления ребёнка о возможностях своих и сверстников;
- Привлечь внимание к теме, поддержать интерес к ней;
- Координировать индивидуальные действия;
«ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА»
Воспитатель с детьми выбирает импровизированную волшебную палочку – карандаш, линейку или что-то подходящее. Все ребята садятся в круг и начинают передавать её друг другу либо в произвольном порядке, либо по/против часовой стрелке, произнося при этом фразы по оговоренным ранее правилам: передающий ребёнок называет предмет, а принимающий – действие, которое можно совершить с ним («стол» - «стоит»). Ещё один вариант: передающий говорит название сказки, а принимающий одного из её героев.
Если принимающий палочку ребёнок не смог правильно ответить, то он передаёт её другому участнику.
«КУЗОВОК»
Воспитатель предварительно ставит на стол корзинку, дети садятся вокруг стола. Ведущий, обращаясь к одному ребёнку, говорит: «Вот тебе кузовок, клади в него всё, что есть на – ок. Обмолвишься – отдашь залог». И так всем по очереди. Ребята должны называть слова, оканчивающиеся на «ок», например: «Я положу в кузовок листок, а я – грибок, а я – сундучок, а я – замок» и так далее.
Затем разыгрываются залоги: ведущий, не глядя, достаёт из корзинки предмет и спрашивает: «Чей залог вынется, что тому делать?»
И участники игры по порядку назначают выкуп для каждого залога: станцевать, изобразить медведя, постоять на одной ноге и т. п.
«ТУРИСТЫ И МАГАЗИН»
Ребята делятся поровну на две команды: первая делает из стульев автобус, а вторая сооружает прилавок в магазине. Дошкольники сами выбирают, какой именно магазин это будет – «Бытовая техника», «Продуктовый», «Товары для спорта» и т. п. Так же дети определяются, кто из их команды будет продавцом, и этот продавец «выставляет товар» - то есть показывает каждому ребёнку из команды, какой предмет он должен изобразить и куда «на полке» встать. Например, в продуктовом магазине будет «гриб», «хлеб» и «банан» (воспитатель может подсказать, как лучше изобразить тот или иной предмет.
Когда ребята займут место на «прилавке», ведущий подаёт сигнал и все «товары» замирают, а к «магазину» подъезжает «автобус» с участниками первой команды. Для того, чтобы что-то купить, туристы из автобуса должны сначала отгадать товар: назвать, что изображает каждый участник второй команды. Если это оказывается сложным, то туристы могут попросить «продавца» показать, как пользоваться каким-нибудь из товаров, это будет подсказкой. Игра заканчивается только тогда, когда каждый «турист» купил себе «товар», прилавок остался пуст, а «туристы» уехали на автобусе. В следующей игре ребята меняются ролями.
СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ИГРЫ-РАЗРЯДКИ
Задачи этой игры:
-Формировать доверительные отношения между детьми;
-Развивать умения координировать свои усилия с действиями остальных участников;
-Развивать доброжелательность, умение налаживать контакт со сверстниками.
«МАГАЗИН ВЕЖЛИВЫХ СЛОВ»
Предварительный этап: с детьми проводится беседа о «волшебных», вежливых словах.
Педагог рассказывает воспитанникам: У меня в «магазине» на «полке» лежат вежливые слова:
благодарности (спасибо, благодарю,
просьбы (прошу тебя, пожалуйста,
приветствия (здравствуйте, добрый день, доброе утро,
извинения (извините, простите, очень жаль,
ласковые обращения (дорогая мамочка, папочка, милая мамочка, бабуля и т. п.).
Я буду предлагать вам различные ситуации, а вы, чтобы правильно повести себя в них, по очереди подходите к «полке», «покупайте» у меня нужные слова. Например:
Ситуация 1. Мама принесла из магазина вкусные яблоки. Тебе очень хочется их попробовать, но мама сказала, что нужно подождать до обеда.
Как ты её попросишь, чтобы она всё-таки дала тебе кусочек вкусного яблока?
Ситуация 2. Бабушка устала и лежит на диване. Тебе очень хочется, чтобы она дочитала тебе интересную книжку.
Как ты поступишь? Как ты её попросишь?
Ситуация 3. Мама принесла из магазина твой любимый торт. Ты съел свою порцию, но тебе хочется ещё.
Что ты будешь делать?
«ГУСЕНИЦА»
В игре используются воздушные шары: чем больше шар, тем легче детям будет играть с ним. Участники выстраиваются цепочкой, кладя руки на плечи, впереди стоящего. Воздушные шары зажимаются между животом одного играющего и спиной другого. Первый участник в цепочке держит шар на вытянутых руках.
Таким образом, не разрывая цепочку, не теряя шары, не придерживая их руками и никак не поправляя, все участники проходят по определённому маршруту. Их могут ожидать разнообразные препятствия: натянутые верёвки, перевёрнутые стулья, развороты в самых неожиданных местах. Задача игроков – пройти маршрут с минимальными потерями шаров и вернуться на исходную позицию.
«ПРОГУЛКА С КОМПАСОМ»
Дети делятся на пары – «турист» (ведомый) и «компас» (ведущий). «Туристам» завязывают глаза, они становятся впереди, а «компасы» - сзади, кладя руки на плечи.
Задача каждой пары – пройти всё игровое поле вперёд и назад, При этом «турист» не может разговаривать с «компасом». «Компасы» только движением рук помогают «туристам» держать направление и избегать препятствий – различных предметов на пути, других пар.
«ВОТ КАКАЯ МАМА!»
После активной игровой деятельности или физкультурных занятий, или атмосфера в группе стала напряжённой из-за споров и ссор, детям предлагается сесть в кружок на ковёр, затем принять «позу мечтателя» - лечь на живот, опираясь на ковёр локтями (можно подпереть руками голову, пока слушаешь сверстников, - и поговорить о мамах. Каждый ребёнок по очереди рассказывает, как зовут его маму, как можно её ласково назвать.
Затем с помощью вопросов воспитателя дети вспоминают, как мама заботится о них, какие действия она ежедневно совершает, чтобы им было хорошо: играет, кормит, купает, гуляет, укладывает спать и т. д. Под руководством воспитателя все дошкольники высказываются, стараются слушать других, не перебивать, ждать своей очереди.