Нина Александровна Волкова
Картотека речевых упражнений по звуковой культуре речи для детей 4–6 лет «Звуки «[З] и [З’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Игровое упражнение «Зуделка».
Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звука "з". Развивать фонематический слух детей. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению.
Игровой материал. Волшебная палочка.
Упражнение.
Вот комар летит,
Он звенит, он зудит.
Ззззззззззззззззззззз.
Язычок в зубы упираем,
Звонко зудеть начинаем.
Ззззззззззззззззззззз.
Публикация «Картотека речевых упражнений по звуковой культуре речи для детей 4–6 лет „Звуки „[З] и [З’]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
— Дети, в комаров вас превращаю, зудеть предлагаю. Педагог взмахивает волшебной палочкой.
— Комары, звонко-звонко звените, долго – долго зудите. Дети все вместе зудят.
— Замечательно! Тише, тише, тишина! Комары по одному выступают, звонко-звонко напевают. Палочкой волшебной кручу, вот тебя зудеть попрошу.
Педагог показывает на одного из детей. Ребёнок выполняет задание. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук «з».
— Чудесно дети! В зуделку играли, звонко звенеть не забывали.
Игровое упражнение «Песенка комара».
Задачи. [/b] Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звуков "з" и "зь". Развивать фонематический слух детей. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению.
Упражнение.
Педагог чётко произносит слоги.
— Дети, комар летит, звонко звенит: "за-зо-зу-зы-зэ". Он гудит: "за-зо-зу-зы-зэ". Он зудит: "за-зо-зу-зы-зэ". Дети, песенку комара повторите, слоги чётко произнесите.
Дети поочерёдно повторяют слоги. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки.
— Вот песенка другая слышна: "зя-зё-зю-зи-зе". Ласково, мягко кто-то напевает: "зя-зё-зю-зи-зе". Дети песенку: "зя-зё-зю-зи-зе" запоминаем, мягко, ласково повторяем.
Дети поочерёдно повторяют слоги. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки.
— Очаровательно, дети! Песенку комара повторили, слоги чётко произносили.
Игровое упражнение «Ритм со звуком "з"».
Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звуков "з" и "зь" в словах. Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слов. Развивать слуховое внимание, память детей.
Упражнение.
Педагог чётко произносит слова, одновременно прохлопывает ритм слов (по слогам, делая паузу после каждого слова.
— Дети, ритмический рисунок слов запоминаем, звук "з" чётко голосом выделяем. Раз, два, три, чётко слова повтори: З-з-зал – з-закат – з-з-заноз-за.
Ребёнок произносит слова, повторяя ритм. Педагог контролирует, чтобы ребёнок чётко произносил звуки "з" или "зь" в словах, выделяя их голосом. Следующему ребёнку предлагаются другие слова.
Лексический материал.
1. Зал – закат – золото.
2. Звон – изба – здание.
3. Зуб – глаза – забава.
4. База – ваза – музыка.
5. Земля – землекоп – земляника.
6. Изюм – газета – магазин.
7. Звезда – звездочёт – известия.
— Прелестно, дети! Ритм сохранили, чётко слова повторили.
Игровое упражнение «Запомни и повтори. Звук "з"».
Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звуков "з" и "зь" в предложении. Развивать слуховое внимание, память детей.
Упражнение.
Педагог чётко произносит предложение.
— Дети, предложение запоминаем, чётко повторяем, интонацию меняем. Педагог показывает. Я спрашиваю: На зарядку дружно встали? Вы отвечаете. На зарядку дружно встали.
— Дети, внимание! Тишина! Начинается игра! Мела позёмка по земле? Кто запомнил, повтори! Интонацию измени!
Желающий ребёнок повторяет предложение. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звуки "з" или "зь" в словах, при ответе сохраняли логическое ударение. Следующему ребёнку предлагается другое предложение.
Лексический материал.
1. Заиграла звонкая музыка?
2. З мок закрыт на зам к?
3. Сказал, как узлом завязал?
4. У Зины корзина с земляникой?
5. Зимой морозы заморозили зайчишку?
6. Зелёный кузнечик в зелёной траве?
7. Купила Зина в магазине мозаику?
8. У Зои коза, зовут её Егоза?
9. Из загона газели на зелёный газон глазели?
10. Знает Знайка всё о звёздах, запустил он звездолёт?
— Замечательно! Слова не потеряли, чётко повторяли, интонацию изменяли