Спиридонова Наталья
Картотека познавательной деятельности в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
1. «Морковь вверх ногами»
Понадобится: морковь с листиками, нож, верёвка, деревянная палочка для шашлыка.
Ход: Разрезать морковь поперёк. Вырезать сердцевину, чтобы сделать ёмкость. Проткнуть морковку деревянной палочкой и привязать верёвку за оба конца. Подвесить эту конструкцию в хорошо освещённое место и наполнить водой. Проследить, чтобы ёмкость оставалась полной в течение нескольких дней.
Вывод: Морковка подвешена головой вниз, но листики тянутся вверх, они ищут свет.
2.«Зелёная жизнь»
Понадобится: мини - парник, земля, семена укропа.
Публикация «Картотека познавательной деятельности в подготовительной группе» размещена в разделах
Ход: Засыпать дно парника землёй. Рассыпать семена укропа. Присыпать тонким слоем земли и полить. Закрыть крышкой. До появления всходов раз в неделю открывать парник, чтобы проветрить.
Вывод: Растения испаряют воду. Она накапливается на стенах, а затемстекает и проникает в землю. Благодаря температуре, которая поддерживается в парнике, можно выращивать овощи и фрукты, которые выращивают летом.
3.«Испарение в пакете»
Понадобится: комнатное растение, пакет.
Ход: На ветку или лист комнатного растения надеваем пакет, завязываем ниткой, чтобы лист или ветка полностью оказалось в пакете. Через несколько дней после того, как растение заключили в пакет, капельки воды появляются на стенках пакета.
Вывод: в растениях есть вода, и она испаряет воду.
4.«Пар - это тоже вода»
Понадобится: термос, стекло или зеркало.
Ход: Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар.
Но нужно доказать, что пар – это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нём выступят капельки воды, покажите их детям.
Вывод: пар – это вода.
5. «Вулкан»
Понадобится: Конус из картона, баночка из под мыльных пузырей, пластилин, сода, вода, красная краска, мыльное средство, уксус, тарелочка.
Ход: Сделайте конус из картона с отрезанной макушкой, затем вставьте в него пустую баночку из-под мыльных пузырей, облепите пластилином так, чтобы было похоже на гору. На всякий случай поставьте конструкцию в тарелочку во избежание непредвиденных последствий. «Внутренность» вулкана заполните следующей «начинкой» : сода, вода, красная краска (не жалейте) и капелька средства для мытья посуды. Размешайте, затем долейте туда немножко столового уксуса из бутылочки и наслаждайтесь зрелищем!
6.«Водоворот»
Понадобится: две пластиковые бутылки (на 0,5 литра, но можно и большие, только тяжелые получатся, вода, скотч.
Ход: Возьмите две пластиковые бутылки, убрав с них этикетки - будет лучше видно. Наполните одну бутылку водой, сверху горлышком к горлышку приставьте вторую. Место соединения замотайте скотчем. Получится конструкция, похожая на песочные часы. Резко переверните ее вверх ногами (лучше держать в области горлышек) и крутите (как будто вы пытаетесь размешать что-то в стакане без ложки). Крутить долго не надо, достаточно нескольких круговых движений. И вы увидите настоящий водоворот!
7.«Как сделать лёгкое»
Понадобится: бутылка 1.5 л, трубка от шариковой ручки, верёвка, 2 резинки, 2 воздушных шарика (большой и маленький, пластилин.
Ход: Отрезать дно бутылки. С помощью резинки прикрепить маленький шарик к трубке от шариковой ручки. Установить трубку с шариком внутри бутылки и закрыть горлышко пластилином. Прикрепить верёвку к большому шарику. Разрезать шарик пополам и закрыть дно бутылки той половиной, к которой прикреплена веревка. Хорошо натяни эту оболочку. Потянуть за верёвку, чтобы лёгкое работало
8.«Как работает лёгкое?»
Теперь ты знаешь, как работает искусственное лёгкое. Твои лёгкие работают по такому же принципу. Бутылка символизирует прочную грудную клетку. Оболочка – это диафрагма, а маленький, прикреплённый внутри шарик – это лёгкое. Когда оболочка растягивается, давление в бутылке уменьшается и маленький шарик надувается – это вдох. И напротив, ослабляя оболочку, давление заставляет шарик выпустить воздух – это выдох.
9.«Конструируем сердце»
Понадобится: кусочек соломинки, воздушный шарик, пластиковая воронка, пластиковый контейнер с крышкой, шарик, клей, верёвка
Ход: Отрезать от шарика нижнюю часть и зафиксировать на кусочке соломинки. Прорезать отверстие в воронке, чтобы вставить в неё соломинку. Приклеить. Прорезать отверстие в крышке контейнера, чтобы вставить и приклеить туда воронку. Поместить внутрь воронки шарик. Затем накрыть воронку оставшейся частью воздушного шарика и хорошо натяни оболочку. Наполнить контейнер водой. Закрыть крышкой и несколько раз нажать на оболочку. Вода поднимается в воронку и вытекает через соломинку. Искусственное сердце функционирует
10.«Как работают клапаны?»
Шарик и нижняя часть воздушного шарика на модели служат клапаном, который пропускает жидкость в одном направлении, как и клапаны сердца. Натянутый воздушный шарик, на который надавливаешь – это мускул, который сжимается и разжимается ритмично, и в результате кровь под давлением течёт ко всем органам.
11.«Как получить белый цвет?»
Понадобится: картон 20/20 см, бумага всех цветов радуги, ножницы, циркуль, клей, карандаш
Ход: Вырезать из картона круг d- 20см. с помощью циркуля разделить круг на 12 равных секций. Вырежи 12 секций, как на круге, из цветной бумаги. Используй основные цвета радуги. Приклей их на круг в порядке радуги. Проткни круг посередине карандашом и быстро – быстро крути карандаш. Появляется молочный цвет. Белый цвет получается при смешивании цветов радуги. Первым это доказал Ньютон.
12.«Удивительные пузыри»
Понадобится: контейнер, стакан моющего средства, 3 стакана воды, проволока и пинцет, глицерин.
Ход: Смешайте воду с жидким мылом, не сильно перемешивая, чтобы избежать пены, добавьте глицерин. С помощью пинцета согни проволочку и сделай различные фигуры. Зачерпни мыльную воду и дуй, чтобы получились пузыри.
13.«Облака в кувшине»
Понадобится: большой кувшин из прочного стекла, контейнер для льда (металлический, кипяток
Ход: Налей в кувшин очень горячую воду. Пар поднимется из кувшина. Держи контейнер со льдом над кувшином. Водяной пар конденсируется: он превращается в капли воды- во взвешенном состоянии это облако!
14.«Размножение черенками»
Понадобится: Стебли растений, ёмкость с водой, горшочек с землёй.
Ход: Обрезать стебель у растения (бальзамин, герань, традесканция, бегония). Отрезанный стебель с листьями посадить в ёмкость с водой, в которой лежит уголь. Когда появятся корни посадить в горшочек с землёй. Размножение черенками состоит в том, чтобы отрезать молодой стебель, ещё способный к тому, чтобы пустить ростки и, опустив в воду, создать условия для роста корней.
15.«В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются»
Понадобится: стаканчики с водой, песок, сахар, краска.
Ход: Возьмите два стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмём другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Напоминаем детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай. В аквариум на дно мы кладём песок. Растворяется он или нет? Что было бы, если бы на дно аквариума положили не обычный, а сахарный песок? А если на дне реки был сахарный песок. Предложите детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Желательно, чтобы у ребёнка была своя краска, тогда вы получите целый набор разноцветной воды. Почему вода стала цветной. Краска в ней растворилась.
16.«Выращиваем микробы»
Понадобится: 1/2л воды, в которой варился рис, желатин, щепотка соли, 1ч. л. говяжьего бульона, пищевая плёнка для сохранения продуктов, 4 алюминиевых тарелки
Ход: Чтобы создать наиболее благоприятные условия для микробов, растворяем желатин в ещё тёплой воде из-под риса. Добавить соль, говяжий бульон. Перемешать. Налей немного в каждую тарелку получившуюся жидкость. Накрой пленкой, и оставить охлаждаться. Поставь одну тарелку – в комнату, 2- в тени, 3-на солнце. Убери плёнку и подожди 15 мин. Не снимать плёнку с последней тарелки – это контрольный образец. Снова накрой тарелки плёнкой и поставь в тёплое место, для того, чтобы микробы развивались и размножались. Через 2-3 дня посчитай точечки в каждой тарелке. Каждая точка – колония микробов. Только контрольный образец остался не тронутым.
17. «Карта языка»
Понадобится: 4 маленьких стаканчика, сахар, соль, кофе, уксус, 2 соломинки, мякоть хлеба.
Ход: Наполни стаканчики сладкой и солёной водой, кофе и уксусом. Разрезать соломинки на 2 части, чтобы получить 4 соломинки для дегустации. Окуни в каждый из стаканчиков по соломинке. Затем заткни соломинку сверху указательным пальцем. Аккуратно капни по капле жидкости на каждую зону своего языка. Между каждой пробой съедай немного мякоти хлеба, чтобы убрать предыдущие вкусовые ощущения. Воспроизведи «карту» языка и обозначь зону, где наиболее остро почувствовал тот или иной вкус. Повтори эту процедуру с жидкостями из других стаканчиков.
18.«Разделяем цвета»
Понадобится: фломастеры, стакан, уксусная вода, кофейный фильтр, карандаш, клейкая лента
Ход: Вырежи полоску 10/2см из кофейного фильтра. Поставь фломастерами большие точки в 2 см от края бумаги. Приклей другой конец бумажной полоски к карандашу. Чтобы узнать какой цвет был взят за основу, при изготовлении фломастеров, опусти полоску в стакан на 1см наполненный водой с уксусом, так, чтобы точки не были в воде. Уксусная вода поднимается вверх по бумаге – цвета размываются. Это хроматография.
19.«Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»
Материалы: ширма с тремя круглыми прорезями (для рук и носа, газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла, футляры от киндер-сюрпризов с дырочками; в футлярах: чеснок, кусочек апельсина; поролон с духами, лимон, сахар.
Описание: На столе разложены газеты, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла. Воспитатель предлагает детям поиграть с ним. Детям предоставляется возможность самостоятельно изучить предметы. В ходе этого знакомства воспитатель беседует с детьми, задавая вопросы, например: «Как звучат эти предметы?», «С помощью чего вы смогли услышать эти звуки?» и т. д.
* Игра «Угадай, что звучит» — ребенок за ширмой выбирает предмет,
которым затем издает звук, другие дети отгадывают. Они называют предмет, с помощью которого издан звук, и говорят, что услышали его ушами.
*Игра «Отгадай по запаху» — дети подставляют свои носики к окошку ширмы, а воспитатель предлагает отгадать по запаху, что у него в руках. Что это? Как узнали? (Нам помог нос.)
*Игра «Отгадай на вкус» — воспитатель предлагает детям отгадать по вкусу лимон, сахар.
*Игра «Отгадай на ощупь» — дети опускают руку в отверстие ширмы, отгадывают предмет и затем достают его.
Назовите наших помощников, которые помогают узнать нам предмет по звуку, по запаху, по вкусу. Что было бы, если бы их у нас не было? (На фланелеграфе с помощью картинок фиксируется назначение органов чувств.) Почему все звучит? Задача, подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.
Материалы: бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон.
Описание:
•Игра «Что звучит?» — воспитатель предлагает детям закрыть глаза, а сам издает звуки с помощью известных им предметов. Дети отгадывают, что звучит. Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук? Детям предлагается изобразить голосом: как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит муха? (Ж-ж-ж.) Как гудит шмель? (У-у-у.)
Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук. Что произошло? Почему звук прекратился? Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает.
Есть ли голос у деревянной линейки? Детям предлагается извлечь звук с помощью линейки. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется.) Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой.)
Извлекаем звук из стеклянного стакана с помощью палочки, прекращаем. Когда же возникает звук? Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад. Это называется колебаниями. Почему все звучит?Какие еще можете назвать предметы, которые будут звучать?
20.«Прозрачная вода»
Задача: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).
Материалы: две непрозрачные банки (одна заполнена водой, стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки.
Описание: В гости пришла Капелька. Кто такая Капелька? С чем она любит играть? На столе две непрозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее? Открываем банки: одна пустая — поэтому легкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода? Взрослый предлагает детям заполнить стеклянную банку водой. Для этого им предлагаются на выбор различные емкости. Чем удобнее наливать? Как сделать, чтобы вода не проливалась на стол? Что мы делаем? (Переливаем, наливаем воду.) Что делает водичка? (Льется.) Послушаем, как она льется. Какой слышим звук? Когда банка заполнена водой, детям предлагается поиграть в игру «Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку). Что увидели? Почему так хорошо видно картинку? Какая вода? (Прозрачная.) Что мы узнали о воде?
21.«Вода принимает форму»
Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.
Материалы: воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики одинакового размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы, рабочие листы с зарисованной формой сосудов, цветные карандаши.
Описание: Перед детьми — таз с водой и различные сосуды. Галчонок Любознайка рассказывает, как он гулял, купался в лужах и у него возник вопрос: «Может ли вода иметь какую-то форму?» Как это проверить? Какой формы эти сосуды? Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (Ковшиком через воронку.) Дети наливают во все сосуды по два ковшика воды и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах. Оказывается, вода принимает форму того сосуда, в который налита. В рабочих листах зарисовываются полученные результаты — дети закрашивают различные сосуды.
22.«Подушка из пены»
Задача: развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести).
Материалы: на подносе миска с водой, венчики, баночка с жидким мылом, пипетки, губка, ведро, деревянные палочки, различные предметы для проверки на плавучесть.
Описание: Медвежонок Миша рассказывает, что он научился делать не только мыльные пузыри, но еще и мыльную пену. А сегодня он хочет узнать, все ли предметы тонут в мыльной пене? Как приготовить мыльную пену? Дети пипеткой набирают жидкое мыло и выпускают его в миску с водой. Затем пробуют взбивать смесь палочками, венчиком. Чем удобнее взбивать пену? Какая получилась пена? Пробуют опускать в пену различные предметы. Что плавает? Что тонет? Все ли предметы одинаково держатся на воде? Все ли предметы, которые плавают, одинаковые по размеру? От чего зависит плавучесть предметов?
23.«Воздух повсюду»
Задачи: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость.
Материалы: воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги.
Описание: Галчонок Любознайка загадывает детям загадку о воздухе. «Через нос проходит в грудь. И обратно держит путь. Он невидимый, и все же без него мы жить не можем.» (Воздух) Что мы вдыхаем носом? Что такое воздух? Для чего он нужен? Можем ли мы его увидеть? Где находится воздух? Как узнать, есть ли воздух вокруг? Игровое упражнение «Почувствуй воздух» — дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздуха мы не видим, но он везде окружает нас. Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это проверить? Пустую прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом. Назовите предметы, которые мы заполняем воздухом. Дети надувают воздушные шарики. Чем мы заполняем шарики? Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.
24.«Воздух работает»
Задача: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т. д.).
Материалы: пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги; кусочек пластилина, палочка, воздушные шарики.
Описание: Воспитатель предлагает детям рассмотреть воздушные шарики. Что внутри них? Чем они наполнены? Может ли воздух двигать предметы? Как это можно проверить? Запускает в воду пустую пластмассовую ванночку и предлагает детям: «Попробуйте заставить ее плыть». Дети дуют на нее. Что можно придумать, чтобы лодочка быстрее плыла? Прикрепляет парус, снова заставляет лодочку двигаться. Почему с парусом лодка движется быстрее? На парус давит больше воздуха, поэтому ванночка движется быстрее. Какие еще предметы мы можем заставить двигаться? Как можно заставить двигаться воздушный шарик? Шарики надуваются, выпускаются, дети наблюдают за их движением. Почему движется шар? Воздух вырывается из шара и заставляет его двигаться. Дети самостоятельно играют с лодочкой, шариком.
25.«Каждому камешку свой домик»
Задачи: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.
Материалы: различные камни, четыре коробочки, подносы с песком, модель обследования предмета, картинки-схемы, дорожка из камешков.
Описание: Зайчик дарит детям сундучок с разными камешками, которые он собирал в лесу, возле озера. Дети их рассматривают. Чем похожи эти камни? Действуют в соответствии с моделью: надавливают на камни, стучат. Все камни твердые. Чем камни отличаются друг от друга? Затем обращает внимание детей на цвет, форму камней, предлагает ощупать их. Отмечает, что есть камни гладкие, есть шероховатые. Зайчик просит помочь ему разложить камни по четырем коробочкам по следующим признакам: в первую — гладкие и округлые; во вторую — маленькие и шероховатые; в третью — большие и не круглые; в четвертую — красноватые. Дети работай парами. Затем все вместе рассматривают, как разложены камни, считают количество камешков.
*Игра с камешками «Выложи картинку» — зайчик раздает детям картинки-схемы (рис. 3) и предлагает их выложить из камешков. Дети берут подносики с песком и в песке выкладывают картинку по схеме, затем выкладывают картинку по своему желанию.
*Дети ходят по дорожке из камешков. Что чувствуете? Какие камешки?
26.«Можно ли менять форму камня и глины»
Задача: выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части).
Материалы: дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета.
Описание: По модели обследования предмета дед Знай предлагает детям выяснить, можно ли изменить форму предложенных природных материалов. Для этого он предлагает детям нажать пальцем на глину, камень. Где осталась ямка от пальца? Какой камень? (Сухой, твердый.) Какая глина? (Влажная, мягкая, остаются ямки.) Дети по очереди берут камень в руки: мнут его, катают в ладонях, тянут в разные стороны. Изменил ли форму камень? Почему нельзя отломить от него кусочек? (Камень твердый, из него ничего нельзя слепить руками, его нельзя разделить на части.) Дети по очереди мнут глину, тянут в разные стороны, делят на части. Чем отличается глина от камня (Глина не такая, как камень, она мягкая, ее можно разделить на части, глина меняет форму, из нее можно лепить.) Дети лепят различные фигурки из глины. Почему фигурки не разваливаются? (Глина вязкая, сохраняет форму.) Какой еще материал похож на глину?
27.«Свет повсюду»
Задача: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер, искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).
Материалы: иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью.
Описание: Дед Знай предлагает детям определить, темно сейчас или светло, объяснить свой ответ. Что сейчас светит? (Солнце.) Что еще может осветить предметы, когда в природе темно (Луна, костер.) Предлагает детям узнать, что находится и «волшебном сундучке» (внутри фонарик). Дети смотрят сквозь прорезь и отмечают, что темно, ничего не видно. Как сделать, чтобы в коробке стало светлее? (Открыть сундучок, тогда попадет свет и осветит все внутри нее.) Открывает сундук, попал свет, и все видят фонарик. А если мы не будем открывать сундучок, как сделать, чтобы а нем было светло?Зажигает фонарик, опускает его в сундучок. Дети сквозь прорезь рассматривают свет.
•Игра «Свет бывает разный» — дед Знай предлагает детям разложить картинки на две группы : свет в природе, искусственный свет — изготовленный людьми. Что светит ярче — свеча, фонарик, настольная лампа? Продемонстрировать действие этих предметов, сравнить, разложить в такой же последовательности картинки с изображением этих предметов. Что светит ярче — солнце, луна, костер? Сравнить по картинкам и разложить их по степени яркости света (от самого яркого).
28.«Свет и тень»
Задача: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.
Материалы: оборудование для теневого театра, фонарь.
Описание: Приходит медвежонок Миша с фонариком. Воспитатель спрашивает его: «Что это у тебя? Для чего тебе нужен фонарик?» Миша предлагает поиграть с ним. Свет выключается, комната затемняется. Дети с помощью воспитателя освещают фонариком и рассматривают разные предметы. Почему мы хорошо все видим, когда светит фонарик? Миша перед фонариком помещает свою лапу. Что видим на стене? (Тень.) Предлагает то же проделать детям. Почему образуется тень? (Рука мешает свету и не дает дойти ему до стены.) Воспитатель предлагает с помощью руки показать тень зайчика, собачки. Дети повторяют. Миша дарит детям подарок.
*Игра «Теневой театр». Воспитатель достает из коробки теневой театр. Дети рассматривают оборудование для теневого театра. Чем необычен этот театр? Почему все фигурки черные? Для чего нужен фонарик? Почему этот театр называется теневым? Как образуется тень? Дети вместе с медвежонком Мишей рассматривают фигурки животных и показывают их тени. Показ знакомой сказки, например «Колобка», или любой другой.
29.«Замерзшая вода»
Задача: выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.
Материалы: кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.
Описание: Перед детьми — миска с водой. Они обсуждают, какая вода, какой она формы. Вода меняет форму, потому что она жидкость. Может ли вода быть твердой? Что произойдет с водой, если ее сильно охладить? (Вода превратится в лед.) Рассматривают кусочки льда. Чем лед отличается от воды? Можно ли лед лить, как воду? Дети пробуют это сделать. Какой формы лед? Лед сохраняет форму. Все, что сохраняет свою форму, как лед, называется твердым веществом. Плавает ли лед? Воспитатель кладет кусок льда в миску, и дети наблюдают. Какая часть льда плавает? (Верхняя.) В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами (показ картинки). Над поверхностью видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнется на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть. Воспитатель обращает внимание детей на лед, который лежал в тарелке. Что произошло? Почему лед растаял? (В комнате тепло.) Во что превратился лед? Из чего состоит лед?
*«Играем с льдинками» — свободная деятельность детей : они выбирают тарелочки, рассматривают и наблюдают, что происходит с льдинками.