Лаптева Анастасия Федоровна
Картотека логоритмических упражнений для детей дошкольного возраста с общим нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнение «Осенние листочки».
Цель: развитие длительного плавного выдоха. Закрепление знания основных цветов, названий деревьев.
Ход:
На уровне рта ребенка подвешены на ниточках сухие разноцветные листья деревьев. Дети рассматривают их, называют, определяют цвет.
Дети стоят напротив листочков. Медленно набирают воздух через нос. Следят, чтобы не поднимались плечи. Вытягивают губы трубочкой, дуют на листочки, не раздувая щек. (Выполняется 3—5 раз.)
Упражнение «Дождик».
Цель: координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи.
Публикация «Картотека логоритмических упражнений для детей дошкольного возраста с общим нарушением речи» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Ход:
Капля раз, Прыжок на носках, руки на поясе.
Капля два. Прыжок.
Очень медленно сперва. Четыре прыжка.
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом. Восемь прыжков.
Мы зонты свои раскрыли, Руки развести в стороны.
От дождя себя укрыли. Руки полукругом над головой.
Подвижная игра «Урожай».
Цель: Координация речи с движением, расширение глагольного словаря по теме: соберём, натаскаем, выдернем, срежем, нарвём.
Ход: В огород пойдём, Идут по кругу, взявшись за руки.
Урожай соберём.
Натаскали мы морковки, Изображают, как таскают морковь.
Свёклу выдернули ловко. Изображают, как выдёргивают свёклу.
Срезали кочан капусты, Изображают, как срезают капусту.
Круглый, сочный, очень вкусный. Показывают руками круг три раза.
Щавеля нарвём немножко Изображают, как рвут щавель.
И вернёмся по дорожке. Вновь идут по кругу, взявшись за руки
Упражнение «Наш сад».
Цель: Развитие слухового внимания. Закрепление на-выков счета в пределах четырех.
Ход:Педагог объясняет детям, что сейчас он прочитает им стихотворение, в котором прозвучат названия фруктов. Воспитатель просит детей быть вни-мательными и запомнить эти названия. Прослушав стихотворение, дети пере-числяют названия фруктов, которые они услышали. Воспитатель выставляет картинки с изображениями этих фруктов на наборное полотно и просит детей пересчитать их.
Наш садПрекрасен наш осенний сад.
В нём слива есть и виноград. На ветках как игрушки,
И яблоки и груши.
А к ночи веет холодок
И жёлтый лист шуршит у ног.
Плоды мы утром соберём
И всех соседей созовём.
И солнышку помашем.
Упражнение «Ветер, ветер…»
Цель: развитие неречевого и речевого дыхания,
умения контролировать силу и длительность выдоха.
Ход:
Дети имитируют дуновения ветерка в разное
время года, используя для этого различные фонемы.
У Весны ветер ласковый и нежный, теплый — ф-ф-ф-ф.
У Лета — жаркий, согревающий — х-х-х.
У Осени — прохладный — с-с-с.
У Зимы — холодный, студеный — в-в-в-в.
Вдох производится носом, выдох ртом — без напряжения. Для создания
образа теплого ветра дети широко открывают рот и дуют на ладошку (от
кисти до кончиков пальцев). Холодный ветер изображается долгим
выдохом через вытянутые губы. Ветер общается с нами: его можно ощутить,
услышать, увидеть.
Упражнение «Мартышки»
Цель: согласование движений рук и речи, развитие общей
и мелкой моторики.
Ход.
Дети выполняют движения вместе с педагогом.
Две проказницы мартышки (оттопыривают уши)
Полистать любили книжки (цепляться и отцепляться пальцами об руки)
Потрясти их (стряхиваем» кончики пальцев)
Полистать (упражнение вкусное варенье)
И как будто почитать (водим указательным пальцем правой руки по
ладошке левой руки)
Ловко принялись за день (соединять указательный палец с большим
пальцем)
И очки они надели (показ очки пальчиками)
К носу книжку поднесли (поднести ладошки к носу)
Вдруг подальше отвели (отвести ладошки от лица)
Ничего в очках не видно (закрыть ладошками глаза, лицо)
И мартышкам так обидно! («собирать слезы» в чашечку из ладошки!
Упражнение «Черепаха»
Цель: развитие координации речи и движений,
ориентировки в пространстве, партнерских
отношений, регулирование мышечного тонуса.
Ход. :
Дети разделяются на пары. Один ребенок
подставляет спину, другой выполняет массажные движения. Затем они
меняются местами.
Шла купаться черепаха (похлопывание по спине собранными пальцами
(чашечка) сверху вниз)
И кусала всех со страха: (энергичное пощипывание от поясницы вверх по
спине)
«Кусь-кусь-кусь, (медленные вибрирующие движения)
Кусь-кусь-кусь, (слегка согнутыми пальцами)
Никого я не боюсь. (изобразить испуг, откинуться назад)
У-У!» (быстро повернуться и испугать партнера)
Подвижная игра «Ягодка
Цель: развитие координации речи и движений,
ориентировки в пространстве, партнерских
отношений, регулирование мышечного тонуса.
Ход: в хороводе, взявшись за руки
Спелых ягод наберём, наберём. Идут по кругу, собирая вооб. ягоды
Солнышко высоко, встают лицом в круг, тян. рук. в-х
А в лесу тропинка.
Сладкая ты моя, Пальцами достают «тропинку».
Ягодка-малинка. Бегут по кругу, взявшись за руки
Подвижная игра «Ежик и барабан».
Цель: Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи
Ход: С барабаном ходит ёжик. Маршируют по кругу, изображая
Бум-бум-бум! игру на барабане.
Целый день играет ёжик. Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами. Маршируют, спрятав руки за спину. Бум-бум-бум!
Ёжик в сад забрёл случайно. Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он. Подносят ко рту то одну, то другую
Бум-бум-бум! руку с воображаемым яблоком.
Барабан в саду забыл он. Разводят руками. Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались. Ритмично прыгают на месте,Бум-бум-бум! руки на поясе.
И удары раздавались. Бум-бум-бум!
Подвижная игра «На горке»
Цель: Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи
Ход: Бух! Бух! Бух! Бух! (На каждое восклицание приседают)
Белый снег как белый пух. (Выпрыгивают вверх, резковыбросив руки над собой)
С горки катимся гурьбой
Я на санках — за тобой, (Бегут друг за другом «паровозиком»)
Развалились на снегу.
Ой! я больше не могу! (Падают на ковер