Галина Благинина
Картотека игр по развитию речи и речевых упражнений (вторая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игр по развитию речи и речевых упражнений 2 младшая группа
«Улавливай шепот».
Цель: развитие слухового внимания и восприятия.
Играющие делятся на две команды и выполняют задание:
1) Ведущий предлагает изобразить на лице определённое состояние (радость, грусть, усталость, испуг, внимание и т. д) или отгадать, какое состояние он сам изобразит.
Публикация «Картотека игр по развитию речи и речевых упражнений (вторая младшая группа)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Младшая группа
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
2) Ведущий называет профессию, а дети показывают её с помощью движений.
Продолжительность игры 10-15 минут.
«Чего не стало».
Цель: активизировать в речи существительные в родительном падеже множественного числа с нулевым окончанием.
Наглядный материал: предметные картинки с изображением одного или нескольких предметов
- Чего не стало?
(яблок, носков, гольфов, сапог).
«Волшебный мешочек или Волшебная корзинка».
Цель: учить описывать предмет, упражнять в согласовании существительных, прилагательных; активизировать использование прилагательных.
Воспитатель достаёт из мешка предметы, не показывая их, а дети должны догадаться, что это.
1 Она длинная, оранжевая. Что это? (морковь)
2 Он зелёный, длинный. (огурец)
3 Оно круглое, красное. (яблоко)
4 Он круглый, оранжевый. (апельсин)
5 Он круглый, красный. (помидор)
6 Он желтый, овальный, кислый. (лимон)
«Кто внимательный?»
Цель: развитие фразовой речи, слуха.
Оборудование: куклы, кубики, машины, др.
Дети сидят на стульях. Вызванный ребёнок выполняет задание, произнесённое ведущим шепотом (действия с игрушками).
Водящим и ведущим могут быть дети, выбранные по желанию или считалкой.
Расстояние от водящего от 3 до 5-6 метров.
Игра 10-15 мин.
Кто где?
Цель: упражнять детей в различении пространственных отношений: рядом, напротив, друг за другом.
Наглядный материал: 3 пары кукол (две куклы рядом, две куклы напротив друг друга, куклы друг за другом).
- Где стоят куклы?
-А эти куклы?
- Найдите кукол, которые стоят рядом, и поставьте их на другом столе друг за другом.
-Найдите кукол которые стоят друг за другом, и поставьте на полки, одну на верхнюю, другую на нижнюю.
«Ласковые имена».
Цель: дать ласковые имена и названия (словообразование с помощью суффиксов)
Аня-Анечка, Соня-Сонечка, и т. д
Мама-мамочка, папа-папочка
(дочь, сестра, сын, брат, т. д)
«Что это?»
Цель: активизация употребления в речи детей несклоняемых существительных типа пальто.
Наглядность: картинки
Воспитатель задаё т вопросы:
- Что это? (пальто). Я уберу картинки, чего не стало? (пальто).
- Слово пальто произносится одинаково, много их или одно.
Предложения по картинкам :
- На вешалке висит много пальто;
- Девочка надевает (снимает) пальто;
Составьте рассказ о пальто.
Скажи одним словом.
Словарный материал:
Длинное ухо – длинноухий,
Короткий хвост – короткохвостый,
Длинные рога – длиннорогий,
Рыжий хвост – рыжехвостая,
Любит труд – трудолюбивый,
Ходит быстро – быстроходный и т. д.
«Красный-белый».
Цель: нахождение в словах, произнесённых голосом или шепотом, шипящих и свистящих звуков.
Оборудование: на каждого ребёнка по два кружка – красный и белый.
Воспитатель называет слова. Если в них есть шипящий или свистящий звук, дети поднимают красный кружок, если нет белый. Игра 10-20 мин.
«Эхо».
Цель: продолжать работу над дикцией, совершенствовать произношение слов и словосочетаний, развивать фонематический слух, вызвать интерес к слову.
Ход игры:
Выбирается ребёнок, использующий роль «эха». Остальные дети называют любое слово и чётко и внятно (не громко) произносят его. Ребёнок – «эхо» должен тот час громко повторить его, как бы вернуть обратно. Слово произносятся детьми полушепотом, они должны быть разнообразными.
«Найди исправь ошибку».
Цель: развивать слуховое внимание, учить слышать речь окружающих, учить соотносить звучащее слово с картинкой, упражнять в построении предложений с использованием глаголов.
Например – Кошка лает? (нет)
-А что может делать кошка? (мяукать, мурлыкать, царапать)
- Где живёт? (дома, с человеком и т. д).
«Поймай рыбку».
Цель: активизация свистящих и шипящих звуков.
Оборудование: небольшие картинки, к ним прикреплены скрепки, удочка с магнитом.
Дети по очереди вылавливают удочкой картинку с изображением рыбки (щуки, карпа, пескаря, и т. д, называют их, определяют наличие свистящего или шипящего звука.
Игра 20-30 мин.
«Угадай на что похоже?»
Цель: активизировать речь детей, развивать словарный запас, развивать воображение, мышление память.
Наглядный материал: картинки, требующих воображаемых дорисовок, которые могут изображать разные предметы.
Воспитатель показывает детям картинку и спрашивает «На что похоже?»
Например: - очки, штанга, самокат, велосипед.
«Новое слово».
Цель: научить детей образовывать новые глаголы при помощи приставок.
Наглядный материал: картинки, с изображением мальчика в действии.
Дети рассматривают картинку, отвечают на)
Одним словом:
-Мальчик по тротуару (что делал) шёл
-Мальчик к дому (что сделал) подошёл
-Мальчик вокруг дома (что сделал) обошёл
Затем дети сами составляют:
- Коля пришёл …; - Коля вошёл, т. д.
«Весёлые предлоги».
Цель: упражнять в правильном употреблении предлогов.
Наглядный материал: сюжетные картинки.
Дети отвечают на вопросы, рассматривая сюжетные картинки.
1. Игрушки стоят в шкафу.
-Где стоят игрушки?
-Игрушки стоят в шкафу.
2. Стул стоит у стола.
-Где стоит стул?
-Стул стоит у (возле, около) стола.
«Добавь слог».
Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.
Ход игры:
Воспитатель называет один слог и бросает мяч. Поймавший его должен дополнить слово:
«Ма» - «ма», «Кни» - «га».
Дополнивший слово бросает мяч воспитателю.
«Составь предложение».
Цель: учить детей составлять предложения с однородными членами.
Наглядный материал: предметные картинки (цветы, овощи, фрукты, одежда).
По картинкам дети составляют предложения типа «В саду поспели фрукты: яблоки, сливы, груши» или «В магазине не продают одежду: пальто, платья, костюмы».
«Слово можно прошагать».
Цель: закрепить знание о том, что звуки в слове произносятся в определённой последовательности показать, что в разных словах разное количество звуков.
Содержание:
- Дети, узнать длинное слово или короткое можно по шагам.
Например произносит «суп» и делает шаг, «шар»- шагают один шаг с детьми.
Далее педагог предлагает называть разные слова и одновременно шагать.
-Кто назовёт самое длинное слово, тот и победитель!
«Звуковое лото».
Цель: учить опознавать звук в речевом потоке, учить составлять характеристики предметов (для описания).
Воспитатель выкладывает звук лото с предметными картинками, и просит отобрать те из них, закрыв их фишками, в названии которых есть звук (с, и т. д.
Далее ребёнок описывает картинку по выбору.
«Страна Гномия».
Цель: учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных, упражнять в употреблении существительных во мн. числе.
Наглядный материал: карточки с парными картинками – высокий предмет, низкий предмет.
«Мальчик Саша попал в страну Гномия. Там всё было такое же, как у нас, но очень маленькое. Он увидел не дорогу, а дорожку, не куст, а кустик. Давайте поиграем в эту игру! Что ещё увидел мальчик в стране Гномии.
«Что для чего?»
Цель: активизировать в речи детей употребление глаголов неопределённой формы, конструкций сложноподчинённых предложений.
Игра: не обозначая словом сам предмет, назвать его применение.
Например: утюг- «Чтобы гладить», кисточка- «Чтобы рисовать».
«Закончи предложение».
Цель: учить детей составлять сложносочинённые предложения с союзом а.
Воспитатель начинает, а дети продолжают:
Морковь сладкая, а редька (горькая).
Помидор красный, а огурец (зелёный).
Усложнение: детям дают задание:
-сравнить по вкусу лимон и мёд;
-по цвету уголь и мел;
-на ощупь вату и дерево; т. д.
«Кому это?»
Цель: закреплять названия фруктов, овощей, их описание.
Упражнять в построении распространённых предложений с использованием прилагательных.
Перед детьми сидят заяц, белка и кукла.
Вынимая из конверта картинки с изображением овощей и фруктов, воспитатель спрашивает детей: -что это? –кому это?
«Какой? Какая? Какое?»
Цель: учить согласовывать существительные с прилагательными, правильно строить фразу.
Наглядный материл: предметные картинки, изображающие фрукты и овощи, кастрюлька, коробка сока, банка из под варенья.
Игра: назвать сок – вишнёвый (какой) – яблочный, какое варенье? – малиновое, какой суп? – грибной, гороховый.
«Подбери слово».
Цель: развивать сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.
Ход игры :
Воспитатель предлагает вопросы:
-Вспомните, что можно шить?
Дети – (пальто, платье, шубу и т. д)
-Что можно штопать? (носки, варежки, чулки и т. д)
-Завязывать? (верёвку, шнурки, шарф).
«Узнай по голосу».
Цель: развивать слуховое внимание.
Ход игры:
На площадке круг. Все дети бегают по площадке. После слов воспитателя: «Раз, два, три, в круг беги!». Все дети собираются в круг. Один завязывает глаза. «Ты загадку отгадай, кто позвал тебя, узнай».
Ребёнок в кругу называет имя водящего.
«Испорченный телефон».
Цель: развивать слуховое внимание
Ход игры:
Выбирается ведущий. Все садятся на стулья в ряд. Ведущий тихо говорит слово рядом сидящему, тот передаёт его следующему.
Ведущий спрашивает у последнего игрока: «Какое ты услышал слово?» если не правильно, остальные говорят что слышали они – узнают кто испортил.
«Ромашка».
Цель: активизировать речь, обогащать словарный запас, учить классификации предметов.
Наглядный материал: Лепестки ромашки с предметными картинками.
Игра: собери - предметы посуды
-растения
-мебель
-инструменты
-транспорт
-обувь
-одежда
-головной убор