Ирина Андреева
Картотека игр по патриотическому воспитанию «Дом, в котором я живу»
▼ Скачать + Заказать документы
Андреева Ирина Анатольевна – руководитель творческой группы «Патриоты России»
Воспитатель первой категории государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №14 имени полного кавалера ордена Славы Николая Георгиевича Касьянова города Жигулёвска городского округа Жигулёвск Самарской области СПДС №18 «Радуга»
Картотека игр
по патриотическому воспитанию
«ДОМ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»
«Семья»
Игра для детей с 2 лет
Младшая группа
Цель:
Публикация «Картотека игр по патриотическому воспитанию „Дом, в котором я живу“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Познакомить детей с понятием «семья».
Ход игры:
Силуэт кисти руки, шапочки на каждый палец с изображением лица мамы, папы, бабушки, дедушки и ребенка.
Давайте поиграем, послушайте загадку:
«Пять да пять - родные братцы, так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку - держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют вместе все в одни игрушки.
А зимою все гурьбою дружно прячутся в теплушки.
Вот такие «пять да пять», угадайте, как их звать?
- Правильно, это пальцы.
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.
-Давайте на каждый пальчик подберё м подходящую шапочку:
Семья - где все любят тебя и ласкают. И лучше семьи ничего не бывает.
«Флаг России»
Игра для детей младшей группы
Игра-ассоциация развивает логическое мышление, внимание, память, речь. Дети познакомятся с символом России – флагом, научатся находить и сравнивать объекты окружающего мира по цвету, проводя аналогию с триколлором флага России.
Цель: Познакомить детей с флагом России;
Раздаточный материал (2-4 ребёнка) в формате А-4
Чтение стихотворения о флаге.
Копилка предметных картинок, с изображением объектов (возможно пополнение).
При рассматривании изображений дети самостоятельно сравнивают их по признаку «ЦВЕТ», а так же проводят аналогию с триколором России.
При сравнении используем таблицу «Учимся сравнивать» :
Картинка с изображением Схема имени признака «ЦВЕТ» =
Такой же, как Схема имени признака «ЦВЕТ» Картинка с изображением
«Народы России»
подготовительная группа
Цель: Повышение познавательной активности дошкольников, через ознакомление с родным краем.
Ход игры: ребенок раскручивает 3 круга, сопоставляя сектора, ограничивая зону внимания стрелками. В помощь себе для описания флага и костюма, характерных национальных черт (мужчины и женщины, дошкольник использует схемы признаков.
Особенности использования кругов Луллия с детьми
Для проведения тренингов с детьми необходимо подготовить пособие. Расположить картинки на кругах. Раскручивать круги и рассматривать сочетание картинок, на которые указывает стрелка.
Варианты заданий:
Найди какой элемент принадлежит какому костюму.
Соотнеси народы (национальные костюмы и флаги)
Найди флаг, костюм и элемент костюма определённый народности (по показу, образцу, словесной инструкции)
Расскажи о костюме определенного народа
Составь рассказ о народе России и др.
Игра – лото «Наш город – Жигулевск»
Старшая группа
Цель: Формировать представления детей о родном городе Жигулевске, своей малой Родине
Игра представляет собой набор карт формата А 4 и маленьких карточек, на которых расположены по 9 картинок, представляющих собой изображение достопримечательностей города Жигулевска, эмблемы организаций или товар, относящийся к ним.
Варианты использования игры:
• Один игрок втаскивает любую маленькую карточку, остальные должны назвать, что изображено, и рассказать об объекте.
• Игроки раскладывают карточки перед собой (4-7, рассматривают и запоминают их расположение несколько минут, затем, перевернув их обратной стороной, должны будут назвать.
• Игроки раскладывают карточки перед собой (4-7, рассматривают и запоминают их расположение несколько минут, затем отворачиваются, а ведущий может менять их местами (заменять, убирать).
• Один из игроков вытягивает карточку, не показывая ее другим, и пытается описать выбранный объект так, чтобы другие игроки смогли угадать.
• Большие карты раскладываются перед игроками, затем один из них или по очереди вытаскивает одну маленькую карточку, остальные должны, рассмотрев ее, обнаружить – «чья», затем «хозяин» карточки должен описать данный объект. После чего может поставить ее на свое игровое «поле».
Дидактическая игра «Дикие животные Самарской области»
Средняя группа
Цель: Расширять представления об образе жизни диких животных Самарской области.
Ход игры: ребенок раскручивает 3 круга, сопоставляя сектора, ограничивая зону внимания стрелками. В помощь себе для описания диких животных, и их жилища дошкольник использует схемы признаков.
Например: На первом круге выпал волк, ребёнок на втором круге ищет жилище -логово, крутит третий круг и выбирает любой признак – например действие, получилось: это волк, он спит в логове и тд.
Д/и «Моя дружная семья
Седняя группа
Цель: уточнить знание детей о родственных связях;
.
Описание игры:
Используются кольца разных размеров, вращающиеся по отношению друг к другу (они нанизаны на стержень). Начинаем работу с 2-х колец, затем можно увеличить. На кольцах могут быть картинки, буквы, символы гласных и согласных звуков, символы слова (предмета, признака, действия, сверху – стрелка. Что попадает в эту стрелку, то и обсуждается.
Можно, вращая кольца, придумать на выпавший звук имена, подарки ко дню рождения и т. д. Можно использовать кольца для составления рассказов.
Например, выпадает сочетание (по теме «Семья») : бабушка – в – действие. Дети составляют предложение, придумывая действие на [в] : «Бабушка вяжет, воспитывает, варит…» Дедушка – м – признак: мужественный, молодой, милый….
Игра: «Дружат люди всей земли»ТРИЗ
Подготовительная группа
Цель: Формировать чувства патриотизма, через ознакомление с историей и основными особенностями различных государств.
Ход игры: ребенок раскручивает 3 круга, сопоставляя сектора, ограничивая зону внимания стрелками. В помощь себе для описания флага и костюма, характерных национальных черт (мужчины и женщины, дошкольник использует схемы признаков.
Варианты заданий:
Найди, какой элемент принадлежит какому костюму.
Соотнеси народы (национальные костюмы и флаги)
Найди флаг, костюм и столицу любого на выбор государства (по показу, образцу, словесной инструкции)
Расскажи о костюме определенного народа
Составь рассказ о народе России и др. народах
Настольная игра «Радуга желаний»
Старшая, подготовительная группа
Цель: Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников.
Дидактическое пособие состоит из следующих элементов:
- радуга;
- Схемы (я, семья, город, Родина)
- смайлики по количеству детей;
- раскраски с изображением добрых дел.
Варианты игр:
1-ый этап: Приходит сказочный герой (зайчик, гном, фея, которая может исполнить любое желание. Детям сообщается задача: «Подумать и загадать желание», но желание должно быть одно. Затем предлагается разместить смайлик – своё желание на радуге, на соответствующей цветной дорожке со схемами (я, семья, город, Родина). Когда дети прикрепили смайлики проводится анализ сформированности нравственного воспитания ребёнка. Задаются вопросы: Какое желание загадано? Чем хорош для тебя, для других, может ли повредить другим?
Прорабатывается 2-3 желания и дети выбирают лучшее.
2-ой этап: Дети спрашивают, какие желания можно загадать для семьи, города, Родине.
В конце беседы предлагаем детям, кто хочет изменить желание. Выбирается самое лучшее и ва
Через некоторое время (2-3 дня) детям предлагается рассмотреть картинки «с исполненными желаниями» в процессе обсуждения подводим детей к важности загаданных желаний, умения сопереживать, искренне радоваться другим.
Данная игра может стать началом проекта. В ходе обсуждения дети задают вопросы, которые могут стать началом проекта. Данная игра используется также при подготовке к тематическим праздникам «День матери», «День России», «День города», «День защиты детей» и тд.
Игра: «Башни кремля»
Подготовительная группа
Цель: Уточнить и закрепить знания детей о столице нашей Родины.
Описание игры:
Дети делятся на две команды, отправляются путешествовать в Москву строить Кремль.
На столе – панно со схемой Кремля (без башен, дети должны разложить правильно башни и назвать и кратко рассказать, почему её так назвали. Выигрывает та команда, которая справилась лучше.
Игра: «Зимующие птицы»ТРИЗ
Старшая группа
Цель: Формировать представления детей о зимующих птицах, обитающих в Самарской области.
.
Ход игры: ребенок раскручивает 3 круга, сопоставляя сектора, ограничивая зону внимания стрелками. В помощь себе для описания зимующих птиц, и их корма дошкольник использует схемы признаков.
Например: На первом круге выпала синица, ребёнок на втором круге ищет корм – сало, крутит третий круг и выбирает любой признак – например действие, получилось: это синица, она любит сало, которое ей подвешивают люди, семена, она умеет летать, клевать, сидеть и т. д.
Дидактическая игра «Курс молодого бойца»
Подготовительная группа
Цель: расширять представления о символике вооружённых сил РФ с помощью кругов Луллия.
Ход игры: Дети на кольцах Луллия соединяют человека военной профессии, и символ военной техники (например воздушных сил и на какой технике будет происходить защита). Цель: расширять представления о символике вооружённых сил РФ с помощью кругов Луллия.
Профессии нашего города»
Старшая подготовительная группа
Цель: Прививать любовь к своему городу, гордость за его культуру.
Правила игры: Ребё нок выбирает признак: место, действие, и соотносит профессии и здания города, составляя рассказ.