Любовь Синицына
Педагогический опыт «Дом, в котором я живу».
Чтобы любить Родину, надо знать, за
что её любить, надо знать её историю
знать героев и их великие подвиги.
Только дав ребенку эти знания, мы
можем создать необходимые условия
для преемственности духовной связи
поколений, воспитания в каждом
ребенке патриота и гражданина.
Д. С. Лихачев.
Введение.
Патриотизм- любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться, беречь и умножать ее богатства – нужно начинать формировать с детского возраста. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Проблема воспитания подрастающего поколения во все времена была одной из самых важных и насущных проблем общества. Особую остроту эта проблема приобрела в наше время. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. И этот процесс должен начинаться в дошкольном детстве.
Публикация «Педагогический опыт „Дом, в котором я живу“,» размещена в разделах
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в начальной школе в результате целенаправленной, воспитательной, систематической работы могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Работая над темой патриотическое воспитание «Дом, в котором я живу» я распределила на три части: 1часть – «Моя семья»
2 часть - «Родной город»
3 часть - «Родная страна»
1. часть - «Моя семья».
Значение семьи в России можно определить по строчкам «Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства». Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, к отцу, бабушке, дедушке. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление важных моментов:
семья- ячейка общество, хранительница национальных традиций. корни каждого - в истории и традициях семьи счастье семьи – есть счастье и благополучие народа
К сожалению, преданность своему дому, к своим близким, уживается с безразличием к судьбе страны. Важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи.
2. часть - «Родной город».
Я думаю, что знакомство начинается с детским садом, с улицей, по которой идешь в детский сад, городом. Важно показать ребенку, что родной город славится своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми. Знакомство с родным краем, другими городами Мордовии, России. Город - частица нашей Родины. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству.
часть - «Родная страна».
Знакомство детей со столицей государства, с символом России. Воспитывать любовь к своему отечеству, это должно сочетаться с формированием доброго отношения к другим народам, традициям.
Эту работу можно составить следующим образом:
Семья _ детский сад _ родная улица _ родной город _ родная страна.
Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребенка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. И задача в том, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу, педагог должен знать природные, культурные, экономические и социальные особенности Мордовии. А самое главное, необходимо, чтобы педагог тоже любил свою Родину, свой край, город. Воспитывать любовь к близким людям, к родному городу, родной стране. 1. Формировать у детей чувство любви к мордовскому краю. 2. Приобщать к духовно – нравственным ценностям своего народа 3. Развивать речевую и музыкальную культуру средствами регионального фольклора. 4. Обучать детским народным и мордовским играм, воспитывать чувство любви к традиционной культуре средствами детского игрового фольклора. 5. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путём прикосновения к истории 6. Воспитывать личность гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту своей страны. Детство - даётся каждому из нас на короткий период времени, это чувство, которое мы с нежностью храним всю жизнь и передаём следующему поколению. И я считаю, от нас взрослых, зависит, что наши воспитанники пронести с собой по жизни и передать своим детям.
Актуальность педагогического опыта обусловлена потерей ориентиров в воспитании современного человека. Задача по привитию любви к родному краю, его природе встает все острее, ведь по данным статистики известно, что процент молодежи, покидающей Россию растет из года в год. Поэтому те, кто работает с детьми, должны наполнить их сердца любовью и гордостью к тем местам, где они родились. Любовь к родному краю, к своей малой Родине не возникает у детей сама по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. Именно в процессе введения дошкольников в мир культуры и истории малой Родины происходит первоначальный процесс зарождения зачатков патриотизма и гражданственности. Малая Родина у каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет многое, если не сказать – все. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, а, живя в городе, селе, он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного края? Это – выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце, как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств. Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь, так как в ее образе воплощается Родина. Как ни велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился и вырос, где ходил в детский сад и школу, где играл с ребятишками в снежки и катался с ледяной горки. Разработка проектов в работе с детьми и родителями: «Мой любимый город». «Горжусь моим отцом». «Древо моей семьи». «Жить - Родине служить».
Содержание проблемы патриотического воспитания
В последнее время в нашей жизни происходят сложные, события: отошли в сторону известные всем праздники, появились новые (День Российского флага., День единства, молодое поколение начинает забывать русскую народную культуру, народные игры, с «помощью телевидения» в детские души вторгается рекламы пивных банок, нормой жизни становится уклонение от службы в армии. Объективными показателями нравственного неблагополучия в сфере детства являются: проявление табачной, алкогольной, наркотической и других зависимостей, включая все виды «экранной зависимости», интернет-манию. Чаще дети отделяются от родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На втором плане доброта, милосердие, уважение к старшим. А ведь дети – будущее нашей страны – залог ее развития, в каждой семье должен расти будущий гражданин. В настоящее время во многих семьях вопросы патриотического воспитания не считают важными. Патриотическое воспитание – это сложное и важное направление.
Важное содержание и знания, которые способствуют развитию личности ребё нка:
- Воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к своим родителям, дому,
детскому саду, улице, городу, друзьям.
- формировать бережное отношение ко всему окружающему, природе.
- воспитывать уважение к труду, к взрослым.
- развивать интересы к русским и мордовским традициям, обычаям.
- знакомить детей с символами государства (гербы. флаги - России, Мордовии)
- развивать чувство ответственности за свою страну.
Используемые методы работы
Целевые прогулки и экскурсии.
Наблюдения (например, трудовой жизни людей, изменений в облике города и т. д.).
Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.
Беседы о родном городе.
Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
Ознакомление с произведениями народного творчества (вышивка, роспись, скульптура мордовского народа).
Обогащение и стимулирование детского творчества.
Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.
Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.
Педагогическая целесообразность. В доступной форме, стараюсь, детей старшей группы познакомить с культурно – историческим наследиям мордовского народа. Такой метод даёт детям возможность осознать, прочувствовать, объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, но и конечно, полезными для дошкольников. В группе я оформила национальный уголок, который доступен детям, различными предметами, куклы с национальным костюмом Углубленное изучение материала через собственную практическую деятельность способствует творческой активности детей и познавательному интересу. Я считаю, провёдённую работу по патриотическому воспитанию считаю результативной и оптимальной. Президент Российской Федерации В. В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее.