Екатерина Комарова
Картотека игр на развитие самостоятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игр на развитие самостоятельности у младших дошкольников
Приветствую всех! Я работала с детьми разного возраста и сама являюсь мамой двух сыновей, поэтому из своего опыта могу сделать несколько выводов:
- чтобы ребенок становился самостоятельным, нужно сначала помогать и подсказывать, а потом ваше участие должно сводиться к минимуму
Публикация «Картотека игр на развитие самостоятельности» размещена в разделах
- похвала и добрые слова гораздо больше помогут вашему ребенку/воспитаннику стать самостоятельным, нежели претензии что он что-то не так делает, не правильно, не «по-вашему»
- самостоятельность проявляется с раннего возраста и чем меньше ребенок, тем больше родителям хочется все сделать за него. Самостоятельность начинается с «носочка», один носочек наденете вы, а второй малыш наденет сам и так во всем.
- Конечно, взрослому человеку хочется всегда и во всем помочь своему ребенку и все сделать за него, потому что мы то лучше знаем как надо, но ребенок не всегда будет маленьким, он растет и учится каждый день. Поэтому когда в следующий раз вам захочется сделать что-то за своего ребенка, то, что он может уже сделать сам, просто представьте его взрослым? Вам хочется, чтобы он был беспомощным или самостоятельным?
"Накроем стол для кукол"
Цель: Упражнять детей в сервировке стола. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.
Количество играющих: подгруппа детей.
Рекомендуемый возраст: 4-7 лет
Материал: кукла, кукольная мебель, кукольная посуда, предметные картинки с изображением посуды.
Содержание:
Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол.
Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы—ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места
«Кому это нужно?»
Цель: Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.
Количество играющих: подгруппа детей.
Рекомендуемый возраст: 4-5 лет
Материал: предметные картинки с изображением орудий труда.
Содержание:
Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью. Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т. д.
Дети называют профессию человека, который использует изображенный предмет в своем труде.
«Угадай профессию»
Цель: Расширять представления детей о профессиях.
Количество играющих: подгруппа детей.
Рекомендуемый возраст: 4-5 лет
Материал: предметные картинки.
Содержание:
Воспитатель показывает детям предметную картинку. Дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда.
Кролик — кроликовод.
Теленок — телятница.
Овца — овцевод.
Олень — оленевод.
Виноград — виноградарь.
Чай — чаевод.
Хлеб — хлебороб.
Сад — садовод.
Цветы — цветовод.
Пчела — пчеловод.
Поле — полевод.
Гаечный ключ — слесарь.
Ведро и швабра—уборщица.
Билет — кондуктор.
Касса — кассир.
Рубанок — столяр.
Краска и кисть —маляр.
Мастерок — штукатур.
Кульман — инженер.
Молот и наковальня — кузнец.
Огнетушитель — пожарный.
Шприц — медсестра.
Электропила — лесоруб.
Рыбацкая сеть —рыбак.
Зубоврачебное кресло — стоматолог.
Доильный аппарат —доярка. И т. д.
"Найти предмет по описанию"
Цель: Учить играть самостоятельно, с помощью считалки выбрать ведущего. Развивать наблюдательность, находчивость, умение находить предмет по его наиболее характерным признакам. Воспитывать дисциплинированность, выдержку, умение своевременно выполнять требования.
Что понадобится: мяч, машина, кукла, ведерко, собачка и прочие игрушки. Ход игры: в гости к детям приходит Буратино. Он предлагает детям поиграть. Воспитатель вместе с Буратино и детьми рассматривают предметы, которые подобраны для игры. При этом, воспитатель обращает внимание на внешний вид предметов, их форму, цвет, из чего сделаны, для чего нужны. Затем предлагает детям отвернуться, в это время быстро раскладывает все предметы по разным местам и говорит: разбежались все наши игрушки. Сейчас мы их найдем. А поможет нам Буратино. Он сначала расскажет о той игрушке, которую вы должны найти самой первой. Буратино описывает мяч – круглый, резиновый, может прыгать и катиться по полу. Дети отгадывают. Буратино предлагает одному ребенку найти мяч. После того, как ребенок найдет и принесет мяч, Буратино описывает другой предмет. Игра продолжается до тех пор, пока все игрушки будут возвращены на место. Буратино отмечает детей активных, внимательных, находчивых. Затем предлагает поиграть с игрушками, ведь теперь они знают, как с ними играть.
"Найти флажок".
Цель: Учить играть самостоятельно, по считалке выбирать ведущего, выполнять требования воспитателя, желание достигать поставленной цели. Развивать наблюдательность, выдержку. Воспитывать организованность, дисциплинированность и настойчивость.
Что понадобится: стульчики на каждого ребенка, флажки для всех играющих (по 1 шт). Ход игры: дети сидят на стульях в разных местах комнаты. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а воспитатель тем временем прячет флажки (по числу детей). "Пора", - говорит воспитатель, дети открывают глаза и идут искать флажки. Тот, кто нашел флажок, садится на свое место. Когда все дети найдут флажки, они идут вдоль комнаты, держа в руке флажок. Впереди колонны идет тот, кто первый нашел флажок. По сигналу: "На места!" – дети садятся на стулья, и игра начинается снова. Воспитатель следит за тем, чтобы дети открывали глаза только по сигналу "пора" и брали только один флажок. Игра повторяется 2-3 раза
«Совушка»
Цель: Развиваем у детей волевые качества.
Как играть: выбирается среди детей одна «совушка». Играющие на площадке располагаются произвольно. «Совушка» в гнезде. По сигналу ведущего : «День наступает, все оживает!» - дети начинают бегать, прыгать, подражая различным животным. По второму сигналу : ночь наступает, все замирает!» - сова вылетает. Играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал. «Совушка» выходит на охоту. Заметив шевельнувшегося игрока, она берет его за руку и уводит в гнездо. За один выход она может добыть двух или трёх играющих. Затеи «совушка» возвращается в своё гнездо и дети вновь начинают свободно развиться на площадке. Побеждают игроки, которые не были пойманы ни разу.
«Что в чудесном мешочке?»
Цель - знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности.
Ход. Воспитатель: «Дети, у меня в мешочке что-то есть. Хотите угадать, что там лежит? Чтобы угадать, надо задавать вопросы. А я буду на них отвечать». Вопросы задаются по очереди: кому попадет мяч и руки, тот и задает вопрос. Каждый, кто задал вопрос, берет фишку. Повторять вопросы нельзя. В конце игры выясняют, кто больше наберет фишек.
«Рыбак»
Цель – закреплять умения действовать по сигналу, делать самостоятельный выбор.
Ход. Выбирается рыбак, остальные дети придумывают какой рыбой они будут,
«подплывают» к рыбаку со словами : - «Рыбак, рыбак что плетешь?», - «Невод»!
- «А зачем?», - «Рыбу ловить.», - «А какую?». Рыбак называет, какую и эта рыба убегает, он должен ее догнать. Пойманная рыба становится рыбаком.
«Кто соберет больше всего шишек?»
Нужно: шишки, корзинки, колокольчик.
Ход. Шишки высыпаются на землю, по команде (колокольчик) дети начинают собирать, только не горстями, а поштучно, снова звонит колокольчик, останавливаются, подсчитываем, у кого больше всех, тому приз.
«Космическое приключение» (для детей помладше можно пограть в путешествие на поезде)
Цель - научить активизировать самостоятельность, способность продумывать свои дальнейшие действия, стремиться договариваться с товарищами.
Ход. Ребятам объявляется, что через несколько минут стартует космический корабль. Желающие могут стать космическими туристами. Кто решил
отправиться в космос, должен подойти к станции с необходимыми для полета вещами. Дети выбирают, на какую планету они отправятся. Туристы делятся своими знаниями и впечатлениями. Корабль возвращается на Землю.
Вообще для развития самостоятельности можно использовать любые игры, просто подстраиваясь под возраст ребенка и его интересы. В дидактических играх с каждым разом, когда вы играете с ребенком ваше участие должно сокращаться. В спортивных играх, чем старше дети, тем больше воспитатель становится не «указчиком», а участником и наблюдателем. В творческой деятельности с детьми (краски, пластилин и т. д) можно давать детям небольшие задания на самостоятельные «фантазии», учитывать чтобы им самим хотелось раскрасить и нарисовать, сделать.