Елена Чаус
Картотека игр к проекту «Наш чудесный огород» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Игра «Что сажают в огороде?»
Цель: научить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению, развить быстроту мышления, слуховое внимание.
Воспитатель. Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем: я буду называть разные предметы, а вы будете внимательно слушать и отвечать. Если я назову то, что растет в огороде, вы ответите «да», если же то, что в огороде не растет, то вы скажете «нет». Кто ошибется, тот проигрывает.
Публикация «Картотека игр к проекту „Наш чудесный огород“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Огород. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Воспитатель. Морковь.
Дети. Да!
Воспитатель. Огурцы.
Дети. Да!
Воспитатель. Свекла.
Дети. Да!
Воспитатель. Сливы.
Дети. Нет!
Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь, людей насмешишь. Будь внимателен!»
Так же можно провести игры: «Накроем стол для гостей» (воспитатель называет столовую посуду, «Посадим сад», «Мебель», «Одежда» и др.
Игра «Подбери пару»
Цель: научить детей сравнивать предметы по форме, размеру, цвету и назначению; приучить сообща выполнять задание.
Оборудование: знакомые детям геометрические фигуры или тематические подборки изображений разных предметов, которые можно объединить по парам (например, яблоки разного цвета, большие и маленькие; корзинки разного размера и т. д.). По этому же принципу можно подобрать игрушки: куклы и одежду, домики, машины и т. д.
Сначала дети внимательно рассматривают картинки. Затем воспитатель просит их рассказать, что общего между изображенными на них предметами и чем они отличаются.
Потом по просьбе игрушки (куклы или зверюшки) дети выбирают нужный им предмет (например, морковку для зайчика). Следующее задание – найти овощу пару такой же длины (например, огурец) или такого же цвета (например, апельсин). Выполнив просьбу игрушки, дети объясняют, по какому признаку подобрана пара.
Игрушки благодарят детей, хвалят за удачно подобранную пару, а потом просят подобрать пару по определенному признаку. Дети, сидящие за столом, контролируют друг друга, советуются с игрушками.
Вариант 1
Дети, сидящие за одним столом, делят все картинки между собой и составляют пары из них. Если у ребенка оказываются предметы, которые нельзя объединить ни по какому признаку, воспитатель предлагает поменяться ими с товарищами, чтобы подобрать пары самому и помочь другим.
Вариант 2
В группе появляется мудрая змея, которая интересуется, готовы ли дети выполнить более сложное задание – взять какую-нибудь картинку и по одному из признаков (цвет, форма, назначение) подобрать пару среди оборудования комнаты. Дети начинают выполнять задание, а змея поощряет их и просит других детей помочь. Помощники тихими хлопками будут сообщать, что тот, кто отправился на поиски, далек от нужного предмета, а громкими – что он приближается к нему. Таким образом, задание будут выполнять все дети.
Вариант 3
Змея, убедившись, что дети стали почти такими же мудрыми, как она, предлагает всем одновременно искать пару для своего предмета.
Когда пары подобраны, змея предлагает посмотреть на них и оценить правильность выполнения задания каждым ребенком. С теми, кто удачно нашел пару, змея танцует; тем, кто ошибся, обещает помочь при повторении игры.
Игра «Опиши, я отгадаю»
Цель: научить выделять и называть характерные признаки предмета в ответ на вопросы взрослого.
Овощи и фрукты раскладывают на столе. Стул воспитателя ставят так, чтобы растения не были ему видны.
Воспитатель. Из овощей, что лежат на столе, выберите один. Я буду спрашивать, какой он, а вы отвечайте. Только не говорите его название. Я попробую отгадать по вашим ответам.
Затем воспитатель начинает задавать вопросы в определенной последовательности: «Какой по форме? Везде, как шарик? Ямки есть? Какого цвета?» и т. д. Дети подробно отвечают на вопросы.
После того как дети расскажут о характерных признаках предметов, воспитатель отгадывает загадки.
Игра «Угадай, что съел»
Цель: развить умение узнавать овощи на вкус.
Оборудование: овощи различные по вкусу, помытые, очищенные, разрезанные на мелкие кусочки. На столе в комнате, где сидят дети, раскладывают такие же предметы для контроля и сравнения.
Приготовив фрукты и овощи, воспитатель вносит их в групповую комнату и угощает одного из детей, предварительно попросив его закрыть глаза.
Воспитатель. Хорошо прожуй. Теперь скажи, что съел. Найди такой же на столе.
После того, как все дети выполнят задание, воспитатель угощает детей фруктами и овощами.
Можно спросить: «Как во рту стало?» (Горько, сладко, кисло)
Игра «Овощехранилище»
Цель: напомнить детям о том, что сельские труженики выращивают овощи на огороде, а фрукты – в садах; урожай привозят в город и хранят в овощехранилищах. Закрепить представление о том, что некоторые овощи и фрукты заготавливают на зиму свежими (картофель, лук, морковь, другие – солят (огурцы); что есть овощи, которые хранят и свежими, и солеными (например, капуста); сообщить о том, что овощи и фрукты, которые хранят свежими, надо часто перебирать, удалять вялые, мятые; научить отбирать и группировать предметы по способам использования их в быту.
Оборудование: в ряд расставляют три стола: на одном – овощи и фрукты, приготовленные к отправке в овощехранилище, на двух других – приемные пункты овощехранилища. Один стол предназначен для приема продуктов на хранение в свежем виде (на вывеске – овощи, хранящиеся свежими: картофель, свекла, морковь и др., на другой будут складывать то, что пойдет на засолку (на вывеске – бочка с огурцами или чем-то другим). Подготовить «тару» для хранения и для перевозки овощей и фруктов (коробки, банки, тележки).
Воспитатель. Садоводы и овощеводы вырастили большой урожай для всех нас. Его надо сохранить так, чтобы всего хватило до следующей осени. Для этого кладут овощи и фрукты в овощехранилище.
Затем воспитатель с детьми распределяет и уточняет роли в игре: часть детей будет приемщиками, остальные – земледельцами. «Земледельцы» привозят урожай, а «приемщики» определяют способ хранения; «приемщики» рассказывают, почему они отбирают овощи и фрукты для определенного способа хранения, распределяют овощи и фрукты для хранения так, чтобы те не испортились и сохранились свежими и зимой, и весной.
Игра «Съедобное – несъедобное»
Цель: напомнить детям о том, что овощные культуры выращивают для питания, что у одних в пищу идет надземная часть – вершки, у других – подземная – корешки.
Оборудование: овощи со съедобными корешками (морковь, свекла, репа, редька, лук и др.) и со съедобными вершками (капуста, помидоры, горох, огурцы и др.).
Правила игры. Нельзя называть фрукты и ягоды. Мужик должен выбирать для посева такие овощи, чтобы ему доставалась съедобная часть.
Накануне воспитатель читает детям сказку «Мужик и медведь», а затем предлагает вспомнить ее содержание: мужик и медведь решили вместе пахать и сеять, а урожай делить пополам. Хитрый мужик все время выбирал съедобную часть (вершки или корешки) в зависимости от того, какой овощ посеян, а остальное отдавал медведю.
Воспитатель вызывает двух детей. Один из них будет исполнять роль мужика, другой – медведя.
Мужик предлагает такие овощи для посева, чтобы ему достался плод, а медведю – ботва или корни, которые не едят. Например, он говорит: «Будем сеять редис. Осенью я возьму себе корешки». Медведь же выбирает себе другую часть растения, не употребляемую в пищу: «Я уже брал раньше корешки, они невкусные (в прошлый раз, например, «сеяли» капусту). Возьму сейчас вершки».
При повторении игры на эти же роли выбирают новых детей.