Виктория Синельникова
Беседы о маяке (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое маяк?
Цель: Познакомить детей с историей создания маяков, их внешним видом, назначением; учить замечать зависимость внешнего вида маяка от его назначения; развивать произвольное внимание, зрительную память, диалогическую речь.
Материал: Макет маяка.
Ход беседы:
Великан стоит в порту,
Освещая темноту,
И сигналит кораблям:
«Заходите в гости к нам!»
Публикация «Беседы о маяке (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
Маяк – это высокая башня с сигнальным огнем наверху, помогающая кораблям ориентироваться в море или на реке.
- А что было, когда маяков не было?
ЧТО БЫЛО, КОГДА МАЯКОВ НЕ БЫЛО
Когда маяков не было, даже закаленные мореходы не всегда решались уходить на своих парусных суденышках далеко от дома. А если пускались в далекие плавания — с наступлением вечера обязательно стремились укрыться в удобных гаванях.
Даже днем, когда море спокойно, моряков подстерегают подводные мели и скалы. А теперь посудите сами: если даже днем море опасно — как же довериться ему ночью?
Когда маяков не было, тысячи старинных каравелл и фрегатов разбивались на рифах и скалах.
Вот что было, когда маяков не было.
КАК БЫЛИ ПРИДУМАНЫ МАЯКИ
Первым маяком был костер. Его зажег старый матрос. Маленькое рыбачье суденышко, на котором он плавал с другими рыбаками, заблудилось в море и не могло найти проход в гавань. Все погибли, остался он один. С тех пор старик каждый вечер приходил на берег и до рассвета жег костер, чтобы огонь указывал путь кораблям.
Прошли годы, и люди стали строить на берегах маячные башни. Появилась даже новая морская профессия — смотритель маяка. Очень долго главным источником света на маяках был костер из дров, угля или китового жира.
А когда изобрели электричество, стали гореть электрические лампочки. Специальные стекла собирают свет этих ламп в один мощный и прямой пучок. Вот поэтому свет маяка хорошо виден кораблям, даже если корабли находятся от маяка на далеком расстоянии.
КАК МОРЯКИ ОТЛИЧАЮТ МАЯКИ!
Чтобы моряки всегда знали, мимо какого маяка они сейчас проплывают, всегда могли отличить один близко стоящий маяк от другого, договорились так: пусть один маяк светит всегда постоянным ровным белым светом, пусть другой то гаснет, то вновь вспыхивает через определенный промежуток времени, пусть у третьего стекла в фонаре стоят не белые, а цветные — зеленые или красные, и луч будет цветным — зеленым или красным. Все это лучше поможет морякам ориентироваться ночью.
А днем? Как отличить один близко стоящий маяк от другого? Ведь днем даже самый сильный огонь маяка плохо виден. И здесь нашли выход.
Если берег, на котором стоит маяк, желтый от песка — маяк окрашивают в красный цвет: красное на желтом лучше заметно. Если берег порос зеленым лесом и черен от скал — башню маяка окрашивают в белый цвет: белое на зеленом или на черном тоже лучше заметно. А уж если и белый, и красный цвета не годятся — делают маяк полосатым: как шлагбаум или как зебра.
Ну, а если туман? Тогда на маяке включается специальное звуковое устройство, которое своими сигналами помогает морякам ориентироваться.
ЧТО ВНУТРИ У МАЯКА!
Самая главная часть маяка — фонарь, в котором горят электрические лампочки и который окружен специальными стеклами. Стекла помогают лампам светить ярче и могут быть белыми, прозрачными, а могут быть и цветными. Различные приборы, установленные на маяке, наблюдают за морем и погодой. А еще в маяке находятся:
помещение для рации и радиста, отсюда радист поддерживает связь с берегом и кораблями;
• телевизор, радио и медпункт;
• помещение, где живут смотритель и его помощники:
• кухня с холодильником и продовольственными запасами;
• кладовая, где хранится различное мелкое оборудование;
• цистерны с питьевой водой;
• прибор для регистрации морских приливов и отливов.
Снаружи находится небольшая пристань, куда могут причаливать лодки и моторные катера.
Хочешь смотреть кино — включи телевизор. Хочешь поговорить с теми, кто находится на берегу — сними трубку радиотелефона.
В настоящее время устанавливаются маяки-автоматы, за работой которых следят специальные приборы. Есть плавучие маяки. Это специальные корабли с небольшими маячными башнями. Корабль-маяк выходит в море, становится на якорь возле опасной скалы или отмели и какой бы ни был сильный шторм или ураган, не покидает своего поста. Ведь именно в эти самые тяжелые штормовые часы свет маяка особенно нужен.