людмила яновская
Картотека «Дидактические игры по народной культуре» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека «Дидактические игры по народной культуре»
(старший дошкольный возраст)
Д/И «Найди вещь»
Цель. Совершенствовать умение описывать разные предметы.
Игровое задание. Совместно описать предмет.
Правила игры. Описать предмет как можно точнее.
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Русская народная культура, фольклор
- Русские народные игры
- Старшая группа
- Темочки
Игра проходит в «избе». Предложите ребёнку описать предмет, не называя его, например: «Ручка длинная, деревянная, сам из металла, длинный, острый, как нож». Тот, кто правильно отгадал, получает фишку. Следующий предмет описывает другой ребёнок.
Д/И «Выставка старинных вещей»
Цель. Совершенствовать представления детей о способах классификации предметов по типовым признакам. Учить детей сопереживать успехам и неудачам сверстников.
Игровое задание. Интересно и понятно для других описать предмет.
Правила игры. Рассказать о назначении предмета. Участвовать в конкурсе.
Материал. Экспонаты «избы» или карточки с их изображением.
Игра. Дети делятся на «гостей» и «хозяев» избы. «Хозяин» должен так описать предмет, чтобы «гость» сразу догадался, о чём идёт речь.
Вариант. Предложить детям устроить конкурс, описывая вещи с помощью стихов и загадок. Картинку получит тот, чьё описание будет всеми признано лучшим.
Д/И «Одень куклу в национальный костюм»
Цель. Закрепить знания детей о предметах русского национального костюма (летнего и зимнего, мужского и женского).
Игровое задание. Правильно одеть куклу.
Правила игры. Подбирать одежду для мужчин и женщин по сезону.
Материал. На каждого ребенка комплект: картонные плоские куклы и одежда из плотной бумаги.
Игра. Детям предлагается одеть кукол в национальные костюмы (в летний и зимний). Воспитатель задает вопросы на закрепление обобщающих понятий «одежда», «обувь», «головные уборы».
Д/И «Подбери предметы по картинке»
Цель. Развить интерес к рассматриванию предметов, отмечая их красоту. Вызвать желание составить натюрморт, располагая предметы в определенной последовательности.
Игровое задание. Подобрать предметы по большим карточкам.
Материал. Большие карточки, изображающие различные натюрморты с предметами, представленными в мини-музее народного быта.
Игра. Дети берут карточки, рассматривают их, обмениваются впечатлениями. Затем подбирают предметы, хранящиеся в музее, и составляют натюрморты в соответствии с карточкой.
Д/И «Составь узор»
Цель - упражнять в составлении узоров из геометрических фигур, ритмично соблюдая линию орнамента, расширять представления о композиционном построении узоров на квадратной и круглой формах.
Игровое задание: составить узор на «полотенце», «тарелке», «платке».
Правила игры : выкладывать геометрические фигуры, чередуя по цвету, величине, используя композиционные схемы.
Материал: наборы геометрических фигур, основы для выкладывания узоров, композиционные схемы.
Игра. Воспитатель предлагает рассмотреть крупные геометрические фигуры, какого цвета, на что похоже: круг-тарелка, квадрат-платок и т. д. Предлагает детям составить на них узор.
Д/И «Русский сувенир»
Цель - закрепить знания об особенностях изделий Филимоново, Дымково, Хохломы, Гжели (назначение, игрушки, посуда, форма, цвета росписи, учить самостоятельно создавать выразительный образ.
Игровое задание: изготовить русский сувенир для гостей.
Правила игры : создать сувенир по мотивам одной из росписей.
Материал: шаблоны дымковских, филимоновских игрушек, посуды, набор цветных полосок, набор полосок с элементами росписей.
Дополнительный материал: гуашь, кисточки, ножницы, бумага.
Игра: Детям предложить узнать по шаблонам вид игрушек, посуды. Рассказать какими элементами, какими цветами и на каком фоне можно украсить их (с опорой на образцы фонов и росписей). Предложить сделать русский сувенир: обвести шаблон на бумаге, расписать, вырезать, рассказать, какую роспись использовали.
Д/И «Укрась избу»
Цель - закрепить знания об элементах украшения избы: причелина, полотенце,
наличник, ставни; о назначении узоров - «оберег»; развивать мелкую моторику пальцев.
Игровое задание: украсить избу, «защитить от злых сил»
Правила игры : выкладывать узор на элементах украшения избы.
Материал: шаблоны «избы», (на месте «полотенца», «причелины», «ставен», «наличников» приклеены кусочки фланели); наборы геометрических фигур.
Игра: предложить детям украсить избу узорами - оберегами, после выполнения рассказать о значении элементов.
Д/И «Что сначала - что потом»
Цель - учить сравнивать предметы разных видов, вычленяя сходство и различие (по времени возникновения, по материалу, по функции);
закрепить обобщающие понятия: мебель, посуда, обувь, одежда.
Игровое задание: подобрать пару.
Правила игры : подбирать пару по определенному признаку.
Материал: набор карточек предметов русского быта, одежды, обуви и современных (лапти-кроссовки; горшок-кастрюля; понёва-юбка и т. д).
Игра: предложить детям рассмотреть картинки и разложить по парам.
1. Что сначала было, что потом придумали люди (горшок-кастрюля и т. д.) - у предметов одна и та же функция;
2. Из одного материала (горшок-кувшин и т. д.);
3. Объединить в группы (мебель, одежда, обувь, посуда)
Дети должны объяснить свой выбор.
Д/И «Узнай, что это?»
Цель. Развитие внимания, воображения.
Правила. Узнать предмет из «избы» по контурному изображению на карточке.
Материал. Карточки с контурным изображением предметов из «избы».
Игра. Каждый ребенок получает карточку со схематичным изображением предмета быта. Воспитатель предлагает детям узнать предмет, назвать его, и отыскать среди экспонатов.
Д/И «Четвёртый лишний»
Цель. Научить детей объединять предметы в группы по определенному свойству, различать результаты труда мастеров - гончара, кузнеца, плотника и швеи. Развивать логическое мышление.
Правила игры. Определить предмет, не подходящий к другим как результат труда человека определенной профессии.
Материал. Наборы картинок (кувшин, миска, чашка и стул и т. д.)
Игра. Положите перед ребенком четыре картинки с изображением предметов, три из которых относятся к результатам труда кузнеца. Определив «лишнюю», т. е. не подходящую к остальным, картинку, ребенок получает фишку.
Д/И «Обед для матрешек»
Цель. Развивать слуховое внимание.
Игровое задание. Накормить матрешек.
Правила игры. Хлопнуть в ладоши, когда услышишь название продуктов питания.
Материал. Матрешки.
Игра. Предложить детям накормить матрешек, воспитатель называет вперемешку продукты питания и несъедобные предметы, а дети должны хлопать в ладоши, когда услышат названия продуктов питания.
Д/И «Какие предметы сделал кузнец, а какие гончар?»
Цель. Уточнить знания детей о различных материалах, из которых сделаны предметы: металле, глине. Учить осваивать способы изучения предметов.
Игровое задание. Найти предметы, сделанные из одного материала.
Правила игры. Называть признаки материалов, не повторяя уже названные.
Материал. Группы старинных и современных предметов повседневного употребления из металла-ложка, вилка, коса и т. д. ; из глины - кринка, ваза, свистулька и т. д.
Игра. Все предметы лежат на столе, на отдельных столах картинки с изображением кузницы и гончарной мастерской. Воспитатель предлагает детям назвать профессии людей, работающих в этих мастерских. Просит найти изделия, созданные этими мастерами, и расставить их на столы. Сначала предметы сравниваются по общим признакам, затем выявляются отличия между двумя группами предметов.
Д/И «Что изменилось?»
Цель. Закрепить знания о назначении игрушек, бытовых предметов (старинных, их классификации. Развивать память, сообразительность.
Игровое задание. Угадать, что изменилось.
Правила игры. Не подсматривать. Хранить секрет о перемещении игрушек.
Материал. Тематические подборки игрушек, предметов.
Игра. Разложить игрушки за ширмой, отодвинуть её и предложить детям запомнить порядок расположения предметов. За ширмой поменять их местами (сначала одну, затем две, три). Дети должны отгадать, что изменилось, и восстановить прежний порядок.