Костюк Анна Евгеньевна
Картотека игр и упражнений по речевому развитию для детей дошкольного возраста с использованием метода моделирования
▼ Скачать + Заказать документы
по речевому развитию
для детей
дошкольного возраста
с использованием метода
моделирования
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным
ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он усвоит на лету» К. Д. Ушинский
Цель: использование метода наглядного моделирования в процессе формирования связной речи дошкольников.
Публикация «Картотека игр и упражнений по речевому развитию для детей дошкольного возраста с использованием метода моделирования» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Задачи:
- Расширять представления об окружающем мире, явлениях действительности.
- Расширять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
- Развивать умение наблюдать, видеть в наблюдаемых объектах части и признаки.
- Развивать наглядно-образное и формировать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свое суждение.
В дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный. Такие авторы как, Эльконин, Венгер, Егорова считают целесообразным применение наглядного моделирования т. к. он доступен детям и развивает умственные способности, обогащает словарь, дети учатся сравнивать, обобщать.
Разыгрывание сказки «Репка» с помощью воспитателя
Модель: вырезанный из желтой бумаги кружок (репка) и шесть полосок разной длины для персонажей.
Первый этап: выразительное чтение сказки, обсуждение с детьми, кого из героев сказки будет заменять та или иная полоска.
Разыгрывание сказки «Репка» самостоятельно.
Второй этап: по мере прочтения сказки, дети раскладывают заместители в нужном порядке.
Введение наглядной модели позволяет детям понять логику сказки.
Интересно, что если до проведения таких занятий большинство детей на вопрос «Кого надо пригласить, если мышка не поможет вытянуть репку?» – отвечали: «медведя, он сильный», то после моделирования большинство детей стали отвечать, что надо пригласить муху или комара, то есть дети начали следовать логике сказке.
Разыгрывание сказки «Лиса, заяц и петух»
Модель: круги одинакового размера, но разных цветов: белый (заяц, оранжевый (лиса, серый (собака, коричневый (медведь, красный (петух).
Воспитатель рассказывает сказку, а дети выполняют все нужные действия (ушел, пришел и т. д.) На столе декорации, вырезанные из бумаги: домики, лисы и зайца, елочки.
Разыгрывания сказки Л. Толстого «Три медведя».
Воспитатель рассказывает сказку, а дети выполняют все нужные действия (ушел, пришел и т. д.)
Сочетание оба вида моделирования.
Модель: три круга: большой, средний и маленький.
Разыгрывание сказки «Лиса, заяц и петух».
Модель: круги одинакового размера, но разных цветов: белый (заяц, оранжевый (лиса, серый (собака, коричневый (медведь, красный (петух).
Воспитатель рассказывает сказку, а дети выполняют все нужные действия (ушел, пришел и т. д.)
На столе декорации, вырезанные из бумаги: домики, лисы и зайца, елочки.
«Расскажи сказку» по серии картинок.
Воспринимать образное содержание сказки;
-выделять в тексте образные выражения.
- закреплять знание жанровых особенностей сказки.
«Волк и семеро козлят»
Научить дошкольников не просто играть с предметами – заместителями, а четко соблюдать последовательность действий сказки, что поможет им анализировать основные события и связи между ними. В этом случае дети будут делать не то, что им хочется в данный момент, а то, что нужно для решения задачи – показать основные действия и события сказки. Так постепенно закладываются элементы.