Папки-передвижки

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе на весенний период

Елена Сорокина
Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе на весенний период
▼ Скачать

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе на весенний период

Март

1. «Кто больше назовет действий»

Направление работы: формирование словаря.

Цель. Учить использовать в речи наиболее употребительные глаголы.

Материал. Сюжетные картинки.

Ход. Педагог просит детей рассмотреть картинки и рассказать, что делают изображенные на них персонажи и что еще они умеют делать.

Например.

Дождь – льет, моросит, идет, накрапывает, начинается, хлещет.

Публикация «Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе на весенний период» размещена в разделах

Белка – прыгает, перелетает, собирает, запасает, прячет, гуляет, грызет.

Мальчик – играет, строит, спит, ест, собирает, бежит, моет.

Ворона – летает, сидит, каркает, пьет, клюет.

Ветер – воет, дует, задувает, срывает (листья, колышет (листву). И т. д.

2. «Чего не стало? Что появилось?»

Направление работы: формирование грамматически правильной речи.

Цель. Формировать умение образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

Материал. Предметные картинки с изображениями фруктов и овощей.

Ход. Педагог предлагает детям рассмотреть картинки, размещенные на магнитной доске. Обращает внимание на каждую, дети называют их. Далее предлагает всем закрыть глаза, а сам, в это время, убирает одну из картинок.

Открыв глаза, дети должны ответить на вопрос: «Какой картинки не стало?».

Точно так же вместо убранной картинки педагог подкладывает другую и задает вопрос: «Что появилось?».

Например.

На доске расположены картинки – яблоки, груши, сливы, бананы, апельсины. Педагог убирает картинку «бананы». На место бананов прикрепляет картинку «огурцы». Дети открывают глаза и педагог спрашивает: «Чего не стало?», «Что появилось?». Дети отвечают. И т. д.

3. «Сложные слова»

Направление работы: формирование словаря.

Цель. Учить детей образовывать сложные слова при помощи слияния двух основ.

Материал. Предметные и сюжетные картинки.

Ход. Педагог предлагает детям рассмотреть предмет и сказать, что этот предмет может делать или что с этим предметом могут делать, или обратить внимание на одну из деталей этого предмета, тем самым подводя к использованию нового сложного слова.

Например.

Предмет … (кукла). Какие глаза у куклы? … (черные). Про куклу с черными глазами говорят … (черноглазая).

Предмет … (кукла). Какие глаза у куклы? … (синие). Про куклу с синими глазами говорят … (синеглазая).

Предмет … (листья). Что они делают? … (падают). Как называется это действие? … (листопад).

Предмет … (снег). Что он делает? … (падает). Как называется это действие? … (снегопад).

Предмет … (звезды). Что они делают? … (падают). Как называется это действие? … (звездопад). И т. д.

(Словосочетания для образования сложных слов: сам летит – самолет, сам катит – самокат, ходит по луне – луноход, сам варит – самовар, везде ходит – вездеход, лед колет – ледокол и др.).

4. Пересказ рассказа Н. Носова «Горка»

Направление работы: развитие связной речи.

Цель. Повысить уровень развития речи. Учить детей грамотно отвечать на вопросы. Формировать умение пересказывать текст.

Материал. Текст рассказа Н. Носова «Горка», сюжетные картины по рассказу.

Ход. Педагог предлагает детям прослушать рассказ Н. Носова «Горка». Ответить на вопросы полным развернутым предложением. И приступить к пересказу текста. Педагог помогает детям.

Н. Носов «Горка»

Ребята построили во дворе снежную горку. Полили её водой и пошли домой. Котька не работал. Он дома сидел, в окно глядел. Когда ребята ушли, Котька нацепил коньки и пошёл на горку. Чирк коньками по снегу, а подняться не может. Что делать? Котька взял ящик с песком и посыпал горку. Прибежали ребята. Как же теперь кататься? Обиделись ребята на Котьку и заставили его песок снегом засыпать. Котька отвязал коньки и стал горку снегом засыпать, а ребята снова полили её водой. Котька ещё и ступеньки сделал.

1. Ответить на вопросы:

Что делали ребята?

Где был в это время Котька?

Что случилось, когда ребята ушли?

Почему Котька не смог подняться на горку?

Что тогда он сделал?

Что же случилось, когда прибежали ребята?

Как поправили горку?

2. Пересказать.

Игровые упражнения на звукоподражание

(1 – 2 неделя)

1. «Пуф – пуф – пуф!»

Чайник быстро закипает –

Чаю выпить предлагает!»

(карточка 13).

(3 – 4 неделя)

2. «Иа – иа», - упрямился осел

И по дороге с нами не пошел»

(карточка 14).

Графомоторика

(1 неделя)

1. «Тюльпан для мамы» (карточка 47).

2. «Цветы» (карточка 48).

(2 неделя)

3. «Разноцветные фигуры» (карточка 49).

4. «Волны большие и маленькие» (карточка 50).

(3 неделя)

5. «Волнистые линии» (карточка 51).

6. «Мячи» (карточка 52).

(4 неделя)

7. «Польем цветы» (карточка 53).

8. «В гостях у обезьянки» (карточка 54).

Апрель

1. «Назови правильно»

Направление работы: формирование словаря.

Цель. Учить детей образовывать слова по аналогии.

Материал. Предметные картинки согласно заданиям.

Ход. Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть картинки, разложить их парами и попробовать образовать новые слова по аналогии.

Например.

Сахар, предмет посуды для сахара … (сахарница);

Соль, предмет посуды для соли … (солонка);

Сухари, предмет посуды для сухарей … (сухарница);

Фрукты, предмет посуды для фруктов … (фруктовница);

Хлеб, предмет посуды для хлеба … (хлебница). И т. д.

2. Составление рассказа с опорой на сюжетные картины

«Мальчик и собака»

Направление работы: развитие связной речи.

Цель. Обучение составлению рассказа по серии сюжетных картинок. Формирование умения отвечать на вопросы полным предложением.

Материал. Сюжетные картинки серии «Мальчик и собака».

Ход. Педагог предлагает ребенку разложить картинки в определенной последовательности. Внимательно рассмотреть их и ответить на вопросы. Ответы должны быть развернутыми. Если ребенок испытывает затруднения в ответе, педагог помогает.

Вопросы.

1. Кто нарисован на картинке?

2. Куда пошел мальчик с собакой?

3. Кто летает на полянке?

4. Что сделала собака?

5. Что сделала пчела?

6. Что произошло с носом собаки?

7. Что сделал мальчик?

Педагог предлагает ребенку составить рассказ, опираясь на ответы. Можно придумать продолжение этой истории.

3. «Составление рассказа по сюжетной картине «Дети на прогулке»

Направление работы: развитие связной речи.

Цель. Учить детей составлять рассказ по картинке, опираясь на вопросы педагога.

Материал. Картина «Дети на прогулке».

Ход. Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть картинку. Далее задает детям вопросы, они отвечают. Взрослый корректирует ответы детей.

По ответам строится рассказ.

Вопросы по картине.

1. Кто нарисован на картине?

2. Как одеты дети?

3. Куда пошли дети?

4. Что растет на поляне?

5. Что распустилось на веточках деревьев?

6. Что держат в руках девочки?

7. Какое время года показано на картине?

4. Составление рассказа с опорой на сюжетные картины «Воздушный шарик»

Направление работы: развитие связной речи.

Цель. Обучение составлению рассказа по серии сюжетных картинок. Формирование умения отвечать на вопросы полным предложением.

Материал. Сюжетные картинки серии «Воздушный шарик».

Ход. Педагог предлагает ребенку разложить картинки в определенной последовательности. Внимательно рассмотреть их и ответить на вопросы. Ответы должны быть развернутыми. Если ребенок испытывает затруднения в ответе, педагог помогает.

Вопросы.

Кто и где потерял воздушный шарик?

Кто нашёл шарик на поле?

Какой был мышонок и как его звали?

Чем мышонок занимался на поле?

Что мышонок стал делать с шариком?

Чем закончилась игра с шариком?

Педагог предлагает ребенку составить рассказ, опираясь на ответы. Можно придумать продолжение этой истории.

Игровые упражнения на звукоподражание

(1 – 2 неделя)

1. «Уф – уф – уф», -зафыркал еж, -

Я на елку не похож!»

(карточка 15).

(3 – 4 неделя)

2. «Качи – качи!» - покачали,

На качелях полетали!»

(карточка 16).

Графомоторика

(1 неделя)

1. «Дорожка для овечки» (карточка 55).

2. «Маленькие цыплята» (карточка 56).

(2 неделя)

3. «Птичка на ветке» (карточка 57).

4. «Ласточки прилетели» (карточка 58).

(3 неделя)

5. «Космический полет» (карточка 59).

6. «Космос» (карточка 60).

(4 неделя)

7. «Шары полетели» (карточка 61).

8. «На старте» (карточка 62).

Май

1. «Назови предметы по признаку»

Направление работы: формирование словаря.

Цель. Расширение словаря за счет прилагательных. Развитие воображения, памяти, внимательности.

Ход. Педагог, бросая мяч конкретному ребенку, задает вопрос. Ребенок, поймав мяч, отвечает предметно. Далее объединяет слова в простое предложение.

Например.

Что бывает круглым? … (Мяч, обруч, солнце, яблоко, апельсин и т. д.).

Предложение. Круглым бывает мяч, солнце, обруч, яблоко, апельсин.

Что бывает длинным? … (Дорога, веревка, река, нитка, шнур и т. д.).

Предложение. Длинным бывает шнур, веревка, дорога, нитка.

Что бывает высоким? … (Дерево, дом, столб, человек и т. д.).

Предложение. Высоким бывает дом, человек, столб, дерево.

Что бывает колючим? … (Елка, ежик, роза, кактус, иголка и т. д.).

Предложение. Колючим бывает ежик, роза, елка, иголка.

(Слова для работы: мягким, соленым, сладким, большим, маленьким и т. д.).

2. «Предложения бывают разными»

Направление работы: формирование грамматически правильной речи.

Цель. Использование в речи предложений различной структуры (простые распространенные, сложносочиненные и сложноподчиненные).

Материал. Картинки предметные и сюжетные различной направленности.

Ход. Педагог показывает детям картинки, поочередно, предлагает внимательно рассмотреть их и задает вопросы. Дети отвечают. Ответом детей должны стать предложения различной структуры. (Картинки педагог готовит самостоятельно).

Например.

Вопрос. Кто нарисован на картинке?

Ответ. На картинке нарисованы дети.

(Предложение простое распространенное).

Вопрос. Что делают дети?

Ответ. Дети играют.

(Предложение простое нераспространенное).

Вопрос. Что делают мальчики и что делают девочки?

Ответ. Мальчики купаются в речке, а девочки играют в песке. (Предложение сложносочиненное, соединено союзом «а»).

Вопрос. Кто нарисован на картинке?

Ответ. На картинке нарисован медведь.

(Предложение простое распространенное).

Вопрос. Что сделал медведь?

Ответ. Медведь вылез из берлоги, где провел зиму.

(Предложение сложноподчиненное: простые предложения связаны местоимением «где»). И т. д.

3. «Измени слово»

Направление работы: формирование словаря.

Цель. Развитие навыков словообразования – образование производных слов с помощью суффиксов со значениями: а) маленький и б) очень большой.

Материал. Предметные картинки разной направленности.

(Педагог подбирает картинки самостоятельно).

Ход. Педагог, показывая картинки детям, поочередно, просит назвать предмет в двух вариантах – маленький и очень большой.

Например.

Волк … волчок, волчище; слон – слоник, слонище; диван – диванчик, диванище; кот – котик, котище; кресло – креслице, креслище; дом – домик, домище; сапоги – сапожки, сапожища и т. д.

4. Составление рассказа с опорой на сюжетные картины «Цыпленок и утенок»

Направление работы: развитие связной речи.

Цель. Обучение составлению рассказа по серии сюжетных картинок. Формирование умения отвечать на вопросы полным предложением.

Материал. Сюжетные картинки серии «Цыпленок и утенок».

Ход. Педагог предлагает ребенку разложить картинки в определенной последовательности. Внимательно рассмотреть их и ответить на вопросы. Ответы должны быть развернутыми. Если ребенок испытывает затруднения в ответе, педагог помогает.

Вопросы.

1. Кто нарисован на картинке?

2. Куда идут цыпленок и утенок?

3. Что в лапках держит цыпленок?

4. Куда подошли друзья?

5. Что сделал утенок?

6. А что сделал цыпленок?

7. Что сделал под водой утенок?

Педагог предлагает ребенку составить рассказ, опираясь на ответы. Можно придумать продолжение этой истории.

Игровые упражнения на звукоподражание

(1 – 2 неделя)

1. «Мяу – мяу, - просит кошка, -

Дайте молока немножко»

(карточка 17).

(3 – 4 неделя)

2. «Поле, полное ромашек,

А на нем стоит барашек.

«Бе – бе – бе, сказал баран, -

Я тебе ромашку дам»

(карточка 18).

Графомоторика

(1 неделя)

1. «Цветы на клумбе» (карточка 63).

2. «Насекомые» (карточка 64).

(2 неделя)

3. «Покормим уточку» (карточка 65).

4. «Бабочки» (карточка 66).

(3 неделя)

5. «Пчелки на цветах» (карточка 67).

6. «Божьи коровки» (карточка 68).

(4 неделя)

7. «Рыбки плавают в пруду» (карточка 69).

8. «Цветы и дождик» (карточка 70).

Публикации по теме:

Использование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУИспользование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУ Использование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУ. Назарова Т. А. В современной.

Картотека дидактических игр по нравственному воспитанию детей в средней группе Подборка игр по нравственному воспитанию помогут воспитателю в развитии коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста, в их.

Картотека дидактических игр по развитию связной речи в средней группе Эти игры позволят расширить словарный запас ребёнка, научат правильно сочетать слова в устной речи, активизируют коммуникативные навыки.

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе на зимний период Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе на зимний период Декабрь 1. «Какой? Какая? Какое?» Направление работы:.

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе на осенний период Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе (осенний период) Сентябрь 1. «Кто как разговаривает?» Направление работы:.

Картотека дидактических игр в старшем дошкольном возрасте в летний период Цель дидактической игры в старшем дошкольном возрасте — это сделать процесс обучения простым, интересным, не вызывающим утомления и скуки.

Картотека игр по речевому развитию детей во второй младшей группе «УГАДАЙ ИГРУШКУ» Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия. Взрослый показывает 3—4 игрушки, а.

Картотека словесных игр по речевому развитию Цели речевых игр: развития речи и мышления детей; активизация, обогащение их словарного запаса; улучшение фонематического слуха у детей.

Перспективное планирование по речевому развитию в старшей группе в осенний период РАЗВИТИЕ РЕЧИсентябрь1. Творческое рассказывание «Поговорим по телефону». Задачи: познакомить с особенностями диалоговой речи, учить отвечать.

Перспективное планирование по речевому развитию в старшей группе в зимний период РАЗВИТИЕ РЕЧИдекабрь1. Чтение художественного произведения (стихотворения). Задачи: вызывать эмоциональный отклик на прочитанное стихотворение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе на весенний период
Опубликовано: 4 октября 2023 в 11:34
+288Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе на весенний период» (включая файлы) размещена пользователем Елена Сорокина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 140.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД