Приложение МААМ

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе на зимний период

Елена Сорокина
Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе на зимний период
▼ Скачать + Заказать документы

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе на зимний период

Декабрь

1. «Какой? Какая? Какое?»

Направление работы: формирование словаря.

Цель. Формировать умение подбирать определения к предмету, явлению.

Материал. Предметные карточки – белка, пальто, мяч, кубик, дом, яблоко.

Ход. Педагог называет какой-нибудь предмет, а дети по очереди называют как можно больше признаков, которые могут быть присущи данному предмету. При проведении игры обязательное использование предметных карточек.

Публикация «Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе на зимний период» размещена в разделах

Например.

Белка – пушистая, рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.

Пальто – теплое, зимнее, новое, старое, длинное, короткое, красное.

Мяч – резиновый, круглый, большой, маленький, красный, синий.

Кубик – деревянный, большой, маленький, квадратный.

Дом –деревянный, кирпичный, многоэтажный, большой.

Яблоко – круглое, зеленое, сладкое, кислое, красное. И т. д.

2. «Что это значит?»

Направление работы: формирование грамматически правильной речи.

Цель. Формировать умение сочетать слова по смыслу, углублять представления о прямом и переносном значении слов.

Ход. Педагог произносит словосочетания. Дети определяют, можно ли так сказать, и объясняют смысл этих выражений.

Например.

Свежий ветер … (прохладный);

Свежая рыба … (недавно выловленная, неиспортившаяся);

Свежий хлеб … (мягкий, только что испеченный);

Свежая рубашка … (чистая, выглаженная, выстиранная);

Свежая газета … (новая, только что купленная);

Свежие краски … (незасохшие, яркие);

Свежая голова … (отдохнувшая);

Глухой (старик) … (тот, кто ничего не слышит);

Глухая ночь … (тихая, безлюдная, темная);

Глухой шум поезда … (отдаленный, приглушенный, неслышный).

3. «Прятки»

Направление работы: формирование грамматически правильной речи.

Цель. Формировать умение выполнять действия, основанные на понимании словесных инструкций, включающих предлоги и наречия с пространственным значением (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, от, справа). Составлять предложения с предлогами по демонстрации действий, по сюжетным и предметным картинкам. Знакомство со схемами.

Материал. Сюжетные и предметные картинки.

Ход. Педагог предлагает детям рассмотреть каждую картину в отдельности. Задает вопросы, дети отвечают. Далее, опираясь на эти пособия, показывает, как правильно составить предложение. Дети повторяют.

Например.

Где сидит собака? … (под табуретом,

Предложение: «Собака сидит под табуретом».

Где сидит кошка? … (на табурете,

Предложение: «Кошка сидит на табурете».

Где сидит зайка? … (на лошадке,

Предложение: «Зайка сидит на лошадке».

Где сидит бегемот? … (на скамейке,

Предложение: «Бегемот сидит на скамейке». И т. д.

4. «Придумываем рассказ»

Направление работы: развитие связной речи.

Цель.

Ход. Педагог читает детям предложения, а они добавляют подходящие по смыслу слова. Слова могут относиться к любой части речи и являться любым членом предложения. За основу можно взять рассказы детских писателей.

Например.

На пороге сидела и жалобно мяукала (кто) … (кошка).

Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно (что делала) … лакала его.

Кошка поймала в саду (кого) … мышку.

Шерсть у кошки (какая) … мягкая, пушистая, когти (какие) … острые.

Кошка лежала с котятами (где) … на лужайке.

Котята играли с мячом (как) … весело.

Проговорить полученный рассказ вместе с детьми.

Игровые упражнения на звукоподражание

(1 – 2 неделя)

1. «Ту – ту!» - гудит нам паровоз,

Он пассажиров в даль повез!»

(карточка 7).

(3 – 4 неделя)

2. «Тик – так, тик – так», -ходят часики вот так.

(карточка 8).

Графомоторика

(1 неделя)

1. «Пингвины» (карточка 25).

2. «Зимний пейзаж» (карточка 26).

(2 неделя)

3. «Падают снежинки» (карточка 27).

4. «Дорожка к домику зайчика» (карточка 28).

(3 неделя)

5. «Сугробы» (карточка 29).

6. «Дорожка к домику медвежонка» (карточка 30).

(5 неделя)

7. «Елочка» (карточка 31).

8. «Украшения для елки» (карточка 32).

Январь

1. «Скажи наоборот»

Направление работы: формирование словаря.

Цель. Учить подбирать слова, противоположные по смыслу.

Ход. Педагог рассказывает детям о том, что в русском языке есть слова, которые имеют прямо противоположные лексические значения. Приводит примеры: «Один человек говорит правду, а другой человек говорит неправду, то есть лжет. Слово «правда» имеет противоположное значение – это слово «ложь».

Примеры.

Человек толстый – человек худой,

Ленточка длинная – ленточка короткая,

Дорога широкая – тропинка узкая,

Шарик легкий – мячик тяжелый,

Руки грязные – руки чистые,

Ваза большая – ваза маленькая,

Суп горячий – компот холодный,

Сахар сладкий – перец горький,

Пластилин мягкий – камень твердый. И т. д.

2. «Отгадай слово»

Направление работы: формирование грамматически правильной речи.

Цель. Систематизировать представления о значении слов, учить выражать свои мысли в краткой форме, подбирать слова-названия качеств, предметов, действий. Учиться работать с предложениями.

Материал. Предметные картинки

Ход. Педагог предлагает ребенку взять предметную картинку, которая ему понравилась; рассмотреть ее, не показывая детям; попытаться объяснить всем, что это за предмет, каковы его признаки, что с ним можно делать или что он делает. Остальные участники игры отгадывают, что это за слово.

Например.

Он пушистый, лакает молоко, мурлыкает … (котенок).

Он кукарекает … (петух).

Она металлическая, ею можно есть суп, кашу … (ложка).

Она оранжевая, длинная, вкусная … (мороквка).

Оно белое, плывет по небу … (облако). И т. д.

3. «Какое что бывает?»

Направление работы: формирование словаря.

Цель. Формировать умение классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу. Учить детей сравнивать предметы, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под заданное определение.

Материал. Предметные картинки разных направлений.

Ход. Педагог предлагает детям, опираясь на опорные слова, рассказать, что таким бывает.

Например.

Зеленым – огурец, крокодил, листья, цветы, ель, краска, нитки и т. д. ;

Широким – река, дорога, лента, улица и т. д. ;

Новым – шуба, платье, пальто, игрушки, дом, автомобиль, журнал, мебель и т. д. ;

Маленьким – котенок, мышка, лисенок, брат, хомячок, мячик и т. д. ;

Вкусным – конфета, пирог, варенье, сок, пирожное, торт и т. д. ;

Пушистым – белка, кошка, пух, елка, волосы, шарф, лиса и т. д. ;

Холодным – снег, ветер, зима, лед, погода и т. д. ;

Высоким – дом, башня, жираф, кран, человек и т. д. ;

Круглым – стол, мяч, апельсин, яблоко, обруч, солнце, помидор и т. д.

4. «Отгадай-ка»

Направление работы: развитие связной речи.

Цель. Обучать детей описывать предмет, не глядя на него. Находить в нем существенные признаки. По описанию узнавать предмет.

Материал. Предметы или предметные картинки, хорошо знакомые детям.

Ход. Педагог предлагает детям рассказать о предметах, которые есть в нашей комнате, поочередно. А по описанию мы все должны определить, о каком предмете идет речь. Надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотреть на него, чтобы никто не смог быстро догадаться. Говорить только о тех предметах, которые находятся в комнате.

Игровые упражнения на звукоподражание

(1 – 2 неделя)

1. «Молоточек: «Тук – тук – тук!» -

Все починит этот звук.

(карточка 9).

(3 – 4 неделя)

2. «Гав – гав – гав», - собака лает,

От воров нас защищает».

(карточка 10).

Графомоторика

(2 неделя)

1. «Дорожка к домику пингвина» (карточка 33).

2. «Пингвины любят рыбу» (карточка 34).

(3 неделя)

3. «В гостях у эскимосов» (карточка 35).

4. «Пингвины на коньках» (карточка 36).

(4 неделя)

5. «Зимние гирлянды» (карточка 37).

6. «Снежная дорожка» (карточка 38).

Февраль

1. «Назови другим словом»

Направление работы: формирование словаря.

Цель. Учить подбирать синонимы – близкие по значению слова, к заданным словам.

Ход. Педагог рассказывает детям о том, что об одном и том же можно сказать разными словами по звучанию, но «похожими» по значению. Такие слова называют близкими по смыслу.

Например.

Работать – трудиться; метель – вьюга, буран, пурга; смешной – забавный, потешный; грустный – невеселый, печальный; весело – радостно; бежать – мчаться; спать – дремать; луна – месяц; храбрый – смелый; глаза – очи; товарищ – друг; враг – неприятель; ходить – шагать и т. д.

2. «Поговорим о профессиях»

Направление работы: формирование грамматически правильной речи.

Цель. Расширять и закреплять знания о разных профессиях, развивать мыслительную способность, концентрацию внимания, умение ориентироваться, давать четкие и грамотные ответы.

Материал. Картинки, изображающие людей разных профессий.

Ход. Педагог задает вопросы детям по профессиям взрослых и, получив правильный ответ, показывает картинку. Далее дети должны перечислить инструменты, приспособления и материалы, которыми пользуется человек, определенной профессии.

Например.

Кто лечит людей? … (врач, доктор);

Полный ответ: «Людей лечит доктор».

Предметы для работы: (шприц, тонометр, градусник, фонендоскоп, таблетки и др.).

Кто лечит зверей? … (ветеринар);

Полный ответ: «Зверей лечит ветеринар».

Предметы для работы: (стетоскоп, термометр, зеркало, отоскоп, кусачки для ногтей, точилщик копыт, масштаб и др.

Кто строит дома? … (строитель);

Полный ответ: «Дома строит строитель».

Предметы для работы: (молоток, дрель, плоскогубцы, отвертка, болгарка, кувалда, пила, рулетка, шуруповерт и др.).

Кто учит детей? … (учитель);

Полный ответ: «Детей учит учитель».

Предметы для работы: (указка, журнал, мел, доска).

Кто в детском саду воспитывает детей? … (воспитатель);

Полный ответ: «В детском саду воспитывает детей воспитатель».

Предметы для работы: (карандаши, краски, пластилин, ножницы, карточки, книги и др.)

Кто пишет картины? … (художник);

Полный ответ: «Картины пишет художник».

Предметы для работы: (кисти, карандаши, ластик, палитра, бумага, картон, холст, краски, этюдник).

Кто готовит еду? … (повар);

Полный ответ: «Еду готовит повар».

Предметы для работы: (нож, сковорода, кастрюля, половник, доска, ложка и др.)

Кто руководит оркестром? … (дирижер).

Полный ответ: «Руководит оркестром дирижер».

Предметы для работы: (дирижерская палочка, инструменты). И т. д.

3. «Поиграем в слова»

Направление работы: формирование грамматически правильной речи.

Цель. Развитие речи ребенка. Обогащение обиходного словаря относительными прилагательными.

Ход. Первоначально игра проводится фронтально, т. е. всей группой. Педагог называет предмет, т. е. имя существительное, а дети образуют из предложенного слова относительное прилагательное. В дальнейшем педагог может использовать мяч для индивидуального опроса.

Например.

Береза – березовый, дом – домашний, гриб – грибной, холод – холодный, ветер – ветренный, зима – зимний, лето – летний, весна – весенний, осень – осенний, бумага – бумажный и т. д.

4. Пересказ рассказа В. Сутеевой «Добрая утка»

Направление работы: развитие связной речи.

Цель. Повысить уровень развития речи. Учить детей грамотно отвечать на вопросы. Формировать умение пересказывать текст.

Материал. Текст рассказа В. Сутеевой «Добрая утка», сюжетные картины по рассказу.

Ход. Педагог предлагает детям прослушать рассказ В. Сутеевой «Добрая утка». Ответить на вопросы полным развернутым предложением. И приступить к пересказу текста. Педагог помогает детям.

В. Сутеева «Добрая утка»

Утка с утятами, курица с цыплятами пошли гулять. Шли-шли к речке пришли. Утка с утятами умеют плавать, а курица с цыплятами не умеют. Что делать? Думали- думали и придумали! Речку переплыли ровно в полминутки: цыплёнок на утёнке, цыплёнок на утёнке, а курица на утке!

1. Ответить на вопросы:

Кто пошёл гулять?

Куда пошли гулять утка с утятами курица с цыплятами?

Что умеет делать утка с утятами?

Чего не умеет делать курица с цыплятами?

Что придумали птицы?

Почему про утку сказали «добрая»?

Птицы «переплыли речку в полминутки»,что это значит?

2. Пересказать.

Игровые упражнения на звукоподражание

(1 – 2 неделя)

1. «Ду – ду – ду» - на трубе трубач играет,

Танцевать нам предлагает!»

(карточка 11).

(3 – 4 неделя)

2. «Бам – бам!» - мячик скачет вверх и вниз,

Ловить его ты не ленись!»

(карточка 12).

Графомоторика

(1 неделя)

1. «Разноцветные гирлянды (карточка 39).

2. «Веселые снеговички» (карточка 40).

(2 неделя)

3. «Лыжники» (карточка 41).

4. «На льдине» (карточка 42).

(3 неделя)

5. «Зимние виды спорта» (карточка 43).

6. «Зимние развлечения» (карточка 44).

(4 неделя)

7. «С горки на санках» (карточка 45).

8. «Зимние дорожки» (карточка 46).

Публикации по теме:

Использование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУИспользование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУ Использование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУ. Назарова Т. А. В современной.

Картотека дидактических игр по нравственному воспитанию детей в средней группе Подборка игр по нравственному воспитанию помогут воспитателю в развитии коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста, в их.

Картотека дидактических игр по развитию связной речи в средней группе Эти игры позволят расширить словарный запас ребёнка, научат правильно сочетать слова в устной речи, активизируют коммуникативные навыки.

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе на осенний период Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе (осенний период) Сентябрь 1. «Кто как разговаривает?» Направление работы:.

Картотека дидактических игр в старшем дошкольном возрасте в летний период Цель дидактической игры в старшем дошкольном возрасте — это сделать процесс обучения простым, интересным, не вызывающим утомления и скуки.

Картотека игр по речевому развитию детей во второй младшей группе «УГАДАЙ ИГРУШКУ» Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия. Взрослый показывает 3—4 игрушки, а.

Картотека наблюдений в зимний период Наблюдение № 1Наблюдение за изменениями в природе. Предложить самостоятельно найти признаки зимы. Загадка: Запорошила дорожки, Разукрасила.

Картотека словесных игр по речевому развитию Цели речевых игр: развития речи и мышления детей; активизация, обогащение их словарного запаса; улучшение фонематического слуха у детей.

Перспективное планирование по речевому развитию в старшей группе в осенний период РАЗВИТИЕ РЕЧИсентябрь1. Творческое рассказывание «Поговорим по телефону». Задачи: познакомить с особенностями диалоговой речи, учить отвечать.

Перспективное планирование по речевому развитию в старшей группе в зимний период РАЗВИТИЕ РЕЧИдекабрь1. Чтение художественного произведения (стихотворения). Задачи: вызывать эмоциональный отклик на прочитанное стихотворение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе на зимний период
Опубликовано: 2 октября 2023 в 08:09
+228Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе на зимний период» (включая файлы) размещена пользователем Елена Сорокина (УИ 744900) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 97.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД