Светлана Александровна Мажова
Картотека словесных игр по речевому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Цели речевых игр : развития речи и мышления детей;
активизация, обогащение их словарного запаса;
улучшение фонематического слуха у детей.
Словесные игры для развития и обогащения активного речевого словаря :
А) Дополни предложения:
- Рыба живет в., а медведь - в.
- Зайчик летом, а зимой.
- Грибы растут., а огурчики - на.
- Днем светло, а ночью.
- Сахар сладкий, а лимон.
- Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью.
Публикация «Картотека словесных игр по речевому развитию» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Словесные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Б) Закончи предложение:
Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:
Я спою.
Я умею.
Я помогу.
Я хочу.
Я принесу.
В) Догадайся и подскажи:
На доске выставлены рисунки. Педагог называет несколько признаков одного из изображенных объектов, а дети называют сам объект.
- хищный, ширококрылый. - орел;
- зеленый, прожорливый. - крокодил;
- воронье, серое. - крыло;
- блестящее, гладкое. - зеркало.
Г) Скажи какой:
- Цветок - душистый, весенний, лесной, яркий, маленький…
- Лист осенний, желтый, большой, маленький, опавший.
- Карандаш - новый, большой, красивый, ребристый, цветной, тонкий, про
- Река - быстрая, прозрачная, глубокая, чистая, широкая.
- Мама - добрая, нежная, милая, ласковая, трудолюбивая.
Словесные игры на распознавание частей речи, выяснение взаимосвязи между ними:
А) Веселая семейка:
Правильно назвать животных и их детенышей.
- Гусь, гусыня, гусята.
- Петух, курица, цыплята.
- Кот, кошка, котята.
- Мама - лиса, папа - лис, малыши - лисята.
- Медведь, медведица, медвежата.
Б) Большой – малый:
Подобрать ласкательное слово.
- кот - котик,
- река - речушка,
- мама - мамочка,
- солнце - солнышко,
- ваза - вазочка,
- береза - березка,
- листок - листочек.
В) Два – один:
Образование из двух простых слов одного сложного :
- снег и падать – снегопад,
- лес и полоса - лесополоса,
- птица и ферма -птицеферма,
- небо и склон - небосклон,
- хлеб и делать - земледелец,
- лес и рубить - лесоруб,
- лист и падать – листопад.
Г) Поймай мяч:
Воспитатель называет существительное и бросает ребенку мяч. Ребенок образует из предложенного слова прилагательное и возвращает мяч педагогу.
- береза - березовый,
- солнце - солнечный,
- весна - весенний,
- липа - липовый,
- дождь - дождливый.
Речевые игры для формирования умения выражать собственное мнение:
А) Согласие – несогласие:
Задача педагога - формировать у детей умение утверждать или оспаривать тезис, обосновывать свое мнение.
Воспитатель. Сегодня не будет дождя.
Дети. Нет, будет, потому что небо тёмное.
Воспитатель. Все птицы улетают в теплые края.
Дети. Нет, некоторые остаются зимовать (воробей, ворона, галка).
Воспитатель. Это - рыба.
Дети. Нет, это не рыба. Это - мышонок. Рыба не умеет бегать, а мышонок умеет. У мышонка есть уши, а у рыбы нет.
Узнай домашних животных:
Воспитатель: Я буду называть разных животных. Когда услышите название домашнего животного (дикого животного, птицы, взрослого животного, детеныша, надо хлопнуть в ладоши (подпрыгнуть, присесть, поднять руки, свистнуть, крикнуть, квакнуть и т. д.). Старшим дошкольникам можно называть все слова подряд.
бизон, сарай, овца.
синица, гусь, кролик;
лошадь, тигр, енот, медведь;
баран, лось, теленок, белка;
жираф, курица, коза;
утка, селезень, журавль;
петух, индюк, куропатка;
лиса, собака, обезьяна, заяц;
слон, корова, рысь;
жеребенок, кошка, мышка;
свинья, кабан, землеройка;
крот, ягненок, уж;
цыпленок, волк, козленок;
Какие слова обозначают транспорт? :
Инструкция. Аналогична инструкции к игре 1.
дерево, самолет, балкон, телега;
грузовик, велосипед, скамейки;
поезд, дом, самокат, магазин;
трамвай, троллейбус, космос, луна;
автобус, дорога, море, машина;
пароход, водитель, ракета, комета;
столб, метро, лодка, вертолет.