Получи документы

Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной к школе группе

сухарникова елена
Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной к школе группе
▼ Скачать +Заказ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ОБРАЗОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ СЛОВ (подготовительная группа)

Местоимение

1. «Я — мы». (Согласование с глаголом.) Слово читать: я — читаю, мы — читаем; сидеть: я — сижу, мы — сидим.

Затем дети называют местоимения сами: пишу — я, играем — мы.

2. «Ты — вы».

Вязать — ты. вяжешь, вы. вяжете; вяжешь — ты, вяжете — вы.

Публикация «Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной к школе группе» размещена в разделах

Напомнить детям, что слово вы обозначает не только обращение ко многим людям, но и к одному человеку в вежливой форме (к более старшему по возрасту или к незнакомом)- и др.).

3. «Он — они».

Рисует — он, рисуют — они.

4. «Это кому?» (Изменение личных местоимений по лицам.) Распределяются игрушки или настоящие предметы (фрукты, конфеты) : это — мне, это — тебе, это — ему; затем дети встают по двое: это — вам, это — им, это — нам.

5. «У кого игрушка?»

У меня машинка, у тебя кукла, а у него что? (Третий ребёнок сидит в сторонке.)

6. «Встанем по двое».

У нас альбом, у вас краски, а у них что?

7. «Чьи это вещи?» (Согласование с существительным.)

Называя игрушки или картинки, ребё нок добавляет слова: мой, моя, моё; твой, твоя, твоё; наш, наша, наше; ваш, ваша, ваше.

8. «Замени слово».

Образец: Мама пришла домой. Мама принесла фрукты.

—Как сказать иначе, не повторяя слова мама?

—Она принесла фрукты.

Я построила домик, он деревянный. Я искупала куклу, она пластмассовая. Боря получил письмо, оно от его брата.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ. Сложные предложения.

1. «А что у нас?» (Союз а.) У мальчиков машинки, а у девочек куклы. Взрослые катаются на лыжах, а дети — на санках. Конфета сладкая, а лимон кислый. Помидоры красные, а огурцы зелёные.

(Детям предлагают сравнить предметы по вкусу, по цвету, сравнить материалы, из которого сделаны предметы; сравнить размеры: полотенце широкое, а лента узкая и др.)

2. «Объединим». (Союз и.) Обучающий произносит два простых предложения:

—Девочка играла в мяч. Мяч закатился под стол. Как лучше сказать вместе?

—Девочка играла в мяч, и он закатился под стол.

—Я погладила кошку, и она замурлыкала.

—Мама позвонила, и я разговаривал с ней по телефону.

3. «Почему?» (Союз потому что.)

—Почему осенью падают листья с деревьев?

—Потому что солнце мало греет, становится холодно.

—Почему нельзя дразнить собаку?

(На все вопросы отвечать следует полным ответом, с союзом потому что.)

дождь. Я захотел есть и стал накрывать на стол

4. «Как сказать иначе?»

Шёл дождь, и я взял зонт. — Я взял зонт, потому что шёл.

— Я стал накрывать на стол, потому что захотел есть.

5. «Почему нельзя так делать?» Нельзя переходить дорогу на красный свет, потому что можно попасть под машину. Вопросы: Почему нельзя есть снег? Почему нельзя грубить старшим? Почему нельзя громко разговаривать?

6. «Исправь ошибку».

— Наступила весна, потому что прилетели грачи.

Выпало много снега, потому что дети пошли кататься на санках.

7. «Почему он это сделал?»

—Перед обедом Вова помыл руки. Почему?

—Потому что перед едой надо всегда мыть руки.

—Катя убрала игрушки после игры. Почему?

—Потому что любит порядок.

—Дети разговаривают шёпотом. Почем?

—Потому что кто-то болен или спит.

8. «Хочу, чтобы.» (Союз чтобы.)

Хочу, чтобы Саша поиграл со мной. Хочу, чтобы мама была всегда весёлая. Хочу, чтобы мне купили куклу Барби.

9. «Что тебе сказали?» ( Союзы: чтобы, что; умение передать чужую речь с этими союзами.)

—Таня сказала, чтобы я дала ей посмотреть картинку.

—Мама сказала, что завтра мы пойдём в цирк.

10.«Если бы я был волшебником.». (Союз если, если бы; сослагательное наклонение.)

—Что бы ты сделал, если бы был волшебником?

—Если бы я был волшебником, то я бы полетел на ковре-самолёте. (Все ответы начинаются с союза если.)

11. «А что, если бы.»

—А что, если бы повар не приготовил обед?

—А что, если бы не было ни одной школы?

—А что, если бы не было деревьев?

12. «Что надо сделать?» (Союз чтобы.)

Детям показывают на картинке сломанный стул, непричёсанную куклу и др. —Чтобы садиться на такой стул, его надо отремонтировать.

—Чтобы отремонтировать стул, нужны молоток и гвозди или клей.

—Чтобы играть с этой куклой, её надо привести в порядок.

—Чтобы кукла была красивой, её надо умыть, причесать и т. д.

13. «Письма от Петрушки». (Составление коротких рассказов по сюжетным картинкам.)

Ребёнок-почтальон раздаёт детям конверты с картинками от Петрушки. Дети по очереди вскрывают конверты и «читают письма». Обучающий должен помочь ребятам отвечать на наводящие вопросы сложными предложениями.

14. «Придумай начало и конец». (Составить рассказ по сюжетной картинке, придумать начало и конец.)

Образец рассказа: «Однажды в ясный солнечный день курочка встретила утку. Она пригласила её к себе в гости. Дома она предложила гостье стул, потом накрыла на стол: постелила скатерть, поставила горшок каши, положила ложки». (Это начало рассказа.)

Хорошо бы заранее отработать слова: предложила стул вместо. сказала: «Садись на стул»; вместо. сказала: «Пойдём ко мне в гости» — пригласила; вместо. сказала: «Спасибо» — поблагодарила; вместо. сказала: «До свидания» — попрощалась. (Это середина.)

Уточка поблагодарила курочку за вкусный обед, пригласила её к себе в гости и попрощалась. (Это конец рассказа.)

15. «Чем закончилась сказка?»

Сказка рассказывается не полностью. Конец к ней придумывают дети.

16. «Составь рассказ». Составление сообщений на темы.

а) Как я провёл выходной день.

б) Прогулка в парке, в лесу.

в) Мой двор, квартира, дом.

г) Моя семья.

д) Мои любимые друзья, игры, игрушки.

е) Что мне больше всего запомнилось в цирке, в зоопарке.

17. «Все картинки — в один рассказ».

Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Примерные темы на выбор.

а) Новогоднее путешествие Деда Мороза.

б) Собака.

в) Почтальон (и другие профессии).

г) Животные и птицы.

д) Экскурсия по городу, в магазин и т. д.

Скажи по- другому и наоборот

Игра опять строится на вашем примере. Скажите ребенку примерно следующее:

"Есть слова, которые означают одно и то же. Например:

жесткий - твердый,

печальный - грустный,

смелый - храбрый,

блестеть - сиять,

сердиться - злится,

враг - противник, и так далее.

Я буду называть одно из таких слов, а ты подумай, как его можно сказать по другому. "

А есть слова, которые означают противоположное понятие. Например:

жара - холод

добро - зло

друг - враг

здоровый - больной

горький - сладкий

белый - черный

говорить - молчать

смеяться - плакать

ложиться - вставать

закрывать - открывать и т. д.

Пусть ребенок подбирает антонимы к словам.

Попробуйте меняться ролями - пусть ребенок придумывает задан

Дидактические игры. Работа над предложением. Простые распространённые предложения.

1. «Кто придумает конец, тот и будет молодец».

Работа по сюжетным картинкам : «Девочка. читает книгу».

2. «Кто что любит?»

Медведь любит мёд, ягоды; белка — орехи, грибы, шишки.

3. «Кому какой подарок?»

В день рождения платье подарим кукле; петушку дадим зёрна; кролику положим морковку; корове приготовим траву; кошке нальём молока; собаке бросим косточку. (Слова-глаголы не повторяются.)

4.«Закончи предложение». (Часть от целого.)

Я выпью. стакан воды; съем. кусочек пирога, мяса, хлеба; положу немного. манной каши.

5. «Наведи порядок». (Составление предложений по опорным словам.) Образец: ручка, писать, Маша. Маша пишет ручкой.

6. «Перечисли». (Однородные члены предложения и союз и.)

—Какие у тебя игрушки?

—У меня куклы, машинка, матрёшка и кубики.

—С кем ты играла во дворе?

—Я играла вместе с Катей, Валей и Леной.

(Затем дети продолжают выполнять задание самостоятельно.)

7. «Назови одним словом и перечисли». (Однородные члены предложения с обобщающим словом.)

Мама на рынке купила фрукты: яблоки, груши, сливы, лимоны и айву.

8. «Удлиним предложение».

Первое предложение — из двух слов, каждое следующее — на одно слово длиннее.

Образец: Машина едет. (Какая) Пожарная машина едет. (Какого цвета) Красная пожарная машина едет. (Что везёт? Где едет? Куда едет) — Красная пожарная машина едет с водой по дороге на пожар.

9. «Скажи одним предложением». Наступил день. Сегодня тепло. Греет солнце.

—Какой сегодня день?

—Сегодня тёплый солнечный день.

10. «Что выбираешь?» (Разделительный союз или). Образец: Я буду или лепить, или рисовать.

—Что возьмёшь для игры?

—Я возьму или куклу, или матрёшку.

(Затем дети продолжают выполнять задание сами.)

11. «Соедини слова». (Составление рассказа по опорным словам.) Примерные слова: день, лес, дети, грибы, корзина, мама. Наступил ясный солнечный день. Дети решили пойти в лес по грибы. Они взяли с собой корзину.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ. Предложения с предлогами

1. «Что где растёт?» (В, во, на.)

Сосна растёт. в лесу, яблони. в саду, травка. на лугу, овощи. на огороде, цветы. во дворе, на клумбе.

2. «Кто где сидит?» (На, в.)

Бабочка сидит на цветке, пчёлы — в ульях.

3. «Где птичка?» (Из, к, в, на.) Обучающий предлагает детям рассмотреть картинки : птичка сидит в домике (скворечнике); вылетела из домика; подлетела к домику; села на домик; влетела в домик.

4. «Откуда и куда?» (От, к.) (Составление предложений по демонстрации действий.)

Коля отошёл от стола и подошёл к шкафу. Мяч отлетел от скамейки и покатился к песочнице.

5. «Где едет?» (По.) Машина едет по дороге. Корабль плывёт по морю. Мяч катается по полу.

6. «Кто с кем, что с чем?» (С.) Курица с цыплятами; хлеб с маслом, суп с мясом; корзина с ягодами.

7. «Сверху внутрь». (Предлоги, указывающие направление: с, со, в.) Сверху вниз — упала со стола, смахнула с платья, с кресла, со стула;

внутрь — положила в шкаф, в карман; поставила в буфет, в стол.

8. «У кого что, кто?» (У) У коровы телята, у львицы львята; у Оли шары, кукла у Кати.

9. «Чего не хватает?» (Без.)

Обучающий показывает детям картинки или предметы : чашка без ручки, машинка без колеса, чайник без носика, стул без ножки.

—Что это?

—Это чашка.

—Без какой части?

—Без ручки.

10. «К чему эта часть?» (К.) Колесо — к машине, ручку — к двери, шпингалет — к окну.

11. «Где грибок?» (На, в, из, под, над.) После демонстрации действий с «грибком» и книгой: грибок в книге, взяла из книги, на книге, держу над книгой, положила под книгу, лежит под книгой.

12. «Выполняй и объясняй». Ребёнок получает задание поставить игрушку на стол, в стол, под стол; держать её над столом или под столом. Каждое действие сопровождается объяснением: — Я положил на стол.

13. «Что изменилось?» На столе несколько игрушек закрываются экраном. Ведущий переставляет игрушки.

—Что изменилось?

—Машинка стояла на столе, а теперь она под столом.

14. «Куда закатился?» (За.) Мяч закатился за стол, за шкаф; ребёнок спрятался за ширмой, за дверью; сидит за столом, за партой.

15. «Где и откуда?» (Под, из-под; за, из-за.)

—Где тетрадь?

—Под книгой, за книгой.

—Откуда её возьмём?

—Из-под книги, из-за книги.

16. «Поможем Незнайке». (Закрепление всех предлогов.) Роль Незнайки выполняет водящий, который неправильно употребляет предлоги или вовсе их пропускает, а дети его исправляют.

—Лампа висит. головой. (Стоит под лампой.)

—Цветы поставили на вазу; мы обедаем у стола. Учитель подошёл от меня. Машина едет в дороге.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ОБРАЗОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ СЛОВ

1. «Когда это делаем?» (Обозначение временных признаков действия.) Просыпаемся — утром; работаем, играем — днём; спим — ночью; завтракаем — утром; обедаем — днём; ужинаем — вечером; спим —ночью.

2. «Когда это бывает?» Образец: Листья опадают — осенью, загораем на пляже — летом, катаемся на санках — зимой. Собираем урожай, занимаемся посадкой овощей на огороде. Катаемся на лодке, на коньках, на лыжах.

3. «Вчера — сегодня — завтра». Пишет — сегодня, писал (написал) — вчера, напишет (будет писать) — завтра. Работать, выполнять, вязать, шить, помогать.

4. «Сравни как?» (Обозначение образа действия.) Ребята сравнивают два предмета по образу действия, например самолёт и птицу.

—Как они летают?

—Высоко, низко; быстро, медленно.

—Кто выше (ниже? Кто быстрее? Птица и насекомое, машина и человек, кошка и черепаха, лошадь и ослик и др.

5. «Скажи наоборот». Холодно — жарко, твёрдо — мягко, грязно — чисто, хорошо — плохо.

6. «Измени слово». Я отвечу на вопрос «Какой предмет?», а вы — на вопрос «Как?» Образец: Карандаш (какой) хороший, он пишет (как) хорошо; плохой— плохо, широкий— широко. Красивый, тёплый, страшный, тонкий, удивительный, замечательный, прекрасный.

7. «Где „сосед"?» (Обозначение пространственных признаков действия.) На столе расставлены игрушки.

—Где стоит утёнок по отношению к машинке?

—Впереди, сзади, справа, слева.

—состоит стул по отношению к столу? (И другие предметы мебели.)

8. «Куда движется?» (Цель та же, с указанием направления.)

Один человек ходит по комнате, ребё нок объясняет направление его движения: пошёл вперёд, повернул направо, теперь— налево, вернулся назад и т. д.

9. «Слушай и выполняй». Сначала взрослый, а затем сам ребёнок отдаё т приказы и выполняет действия: руки вверх, в стороны, вниз, вперёд, назад.

10. «Поставь на место». (Определение места действия.). Задание: па столе машинка, нужно указать кубиком или другим предметом место впереди машинки, сзади, справа, слева, сверху, снизу, далеко, близко, высоко, низко.

11. «Найди флажок». (Определение места с указанием направления.) Обучающий прячет флажок или любой другой предмет; ребёнок начинает его искать, выполняя команды: «иди вперёд, поверни налево, ещё вперёд, посмотри на полку внизу, под третьей сверху книгой найдёшь то, что ищешь».

12. «Что возьмёшь?» Ребёнок в центре комнаты, с четырёх сторон от него стоят четыре одинаковые коробки с игрушками. Обучающий говорит: «прямо пойдёшь — мяч найдёшь, налево повернёшь — машинку найдёшь, направо — куклу возьмёшь, вернёшься назад— книжку / видишь. Возьми куклу».

13. «Поработай язычком».

Язык поднять вверх, опустить вниз, повернуть направо (к щеке, налево, высунуть вперёд, убрать назад.

14. «Сравни и объясни». (Сравнительная степень наречий.)

Дети прыгают через прыгалку. Кто из них прыгает выше (ниже? Если бегут, то кто быстрее (медленнее); громче— тише, лучше— хуже, чище— грязнее, дальше— ближе, шире — уже, теплее— холоднее.

Публикации по теме:

Игра по развитию речи «Идёт-стоит» для детей подготовительной к школе группеИгра по развитию речи «Идёт-стоит» для детей подготовительной к школе группе Материалы к игре:настенные часы,сюжетные картинки о школе. Игра проводится парами или подгруппой дошкольников. Воспитатель загадывает загадку.

Картотека дидактических игр по развитию связной речи в средней группе Эти игры позволят расширить словарный запас ребёнка, научат правильно сочетать слова в устной речи, активизируют коммуникативные навыки.

Картотека музыкально-дидактических игр для подготовительной к школе группы Игры на восприятие музыки. НАШИ ПЕСНИ. Игровой материал: Карточки-картинки, иллюстрирующие содержание знакомых песен, металлофон, записи.

Комплексно-тематическое планирование по развитию речи в подготовительной к школе группе (I часть) Месяц: Сентябрь Неделя: I Лексическая тема: Мониторинг Неделя: II Лексическая тема: Мониторинг Неделя: III Лексическая тема: «Фрукты».

Комплексно-тематическое планирование по развитию речи в подготовительной к школе группе (IIчасть) Месяц: Декабрь Неделя: I Лексическая тема: «Временные представления» Непрерывная образовательная деятельность. Тема: Пересказ рассказа.

Комплексно-тематическое планирование по развитию речи в подготовительной к школе группе (III часть) Месяц: Март Неделя: I Лексическая тема: «Транспорт» Непрерывная образовательная деятельность. Тема: Пересказ рассказа В. Суслова «Кто сильнее?».

Конспект игры «Что? Где? Когда?» по развитию речи в подготовительной к школе группе Конспект «Что? Где? Когда?» по развитию речи в подготовительной к школе группе. Воспитатель: Баландина М. В., "ЦРР - Детский сад №224",.

Конспект ООД «Зима» по развитию речи в подготовительной к школе группе Цель: создать условия для развития связной речи детей Задачи: ОО «Речевое развитие» - активизировать словарь детей по теме: «Зима»; - способствовать.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Звуки [с] — [ц], буквы С — Ц»Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Звуки [с] — [ц], буквы С — Ц» Цель: учить дифференцировать буквы с-ц при чтении; учить дифференцировать звуки с-ц в слогах, словах и предложениях. Развивать слуховую.

Конспект НОД по развитию речи «Встреча со сказками» в подготовительной к школе группе Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна. Уважаемые коллеги предлагаю вам конспект непосредственно - образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 16 сентября 2022 в 09:29
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной к школе группе» (включая файлы) размещена пользователем сухарникова елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД