Ольга Слатвицкая
Картотека дидактических игр по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни у детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
по формированию начальных представлений о
здоровом образе жизни у детей
раннего дошкольного возраста
Кому что нужно
Цель: закрепить знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, повару,
продавцу.
Материал: круг, поделенный на сектора,
в каждом из них картинки с изображением предметов, необходимых для работы врачу,
Публикация «Картотека дидактических игр по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни у детей младшего возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ЗОЖ, здоровье, валеология. Игры, дидактические пособия
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Темочки
повару, продавцу, в середине круга стрелки,
на них изображены врач, повар, продавец.
Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку
найти предмет, необходимый для работы врачу (повару, продавцу).
Разложи картинки по порядку
Цель: систематизировать представления
детей о здоровье и здоровом образе жизни,
развивать речь, внимание, память.
Материал: картинки с изображением
моментов распорядка дня
Ход игры: воспитатель говорит о том,
что волшебник Путаница перепутал
картинки распорядка дня, и предлагает
разложить картинки по порядку.
Воспитатель подводит итог высказываниям
детей.
Каждое утром, чтобы быть здоровым,
мы начинаем с зарядки.
Чтобы расти нам сильными, ловкими и
смелыми, ежедневно поутру мы зарядку делаем.
Воспитатель предлагает каждому вспомнить
своё любимое упражнение, показать и всем
вместе выполнить его.
Оденем куклу на прогулку
Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о
здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление.
Материал: бумажная кукла с различной
одеждой
Ход игры: воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей надеть, сейчас зима и на улице очень холодно
(различные ситуации).
Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор.
Чудесный мешочек
Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на ощупь, называть и описывать.
Материал: мешочек, муляжи овощей, фруктов
Ход игры: воспитатель показывает группе «чудесный мешочек» с муляжами овощей,
фруктов и предлагает детям узнать, что
находится в «чудесном мешочке». Ребёнок
опускает руку в «чудесный мешочек» и на ощупь определяет его, затем достаёт и описывает по схеме. Воспитатель даёт образец описания
овощей, фруктов.
- У меня помидор, он красный, круглый, гладкий.
А у тебя?
Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаё т наводящие вопросы: какой формы?
Какого цвета? Какой на ощупь?
Дети складывают все овощи, фрукты на поднос.
Угадай на вкус
Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на вкус, называть и описывать.
Материал: тарелка с нарезанными овощами, фруктами
Ход игры: воспитатель вносит тарелку с нарезанными овощами, фруктами,
предлагает детям попробовать кусочек какого-то овоща, фрукта и задаё т вопросы:
«Что это?», «Какой на вкус?»,
«Кислый, как что?», «Сладкий, как что?»
Узнай и назови овощи
Цель: закрепить названия фруктов, овощей, формировать умения узнавать их по
описанию воспитателя
Ход игры: воспитатель описывает какой-либо овощ (фрукт, а дети должны назвать этот овощ (фрукт).
Вымоем куклу
Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность действий, способствовать формированию привычки к опрятности.
Материал: различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы.
Ход игры: играют 2 человека. Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те, которые «помогают» вымыть (умыть) куклу. А затем моют её. Выигрывает тот, кто правильно отберёт предметы личной гигиены и правильно последовательно вымоет (умоет) куклу.
Подбери картинки
Цель: уточнить представления детей о предметах личной гигиены, формировать навыки здорового образа жизни
Материал: картинки различных предметов, картинки с изображением предметов личной гигиены
Ход игры: воспитатель просит выбрать только картинки с изображением предметов, помогающих ухаживать за телом (лицом, зубами, волосами)
Сделаем куклам разные прически
Цель: закреплять навыки ухода за волосами, уточнить названия необходимых для этого предметов, формировать понятие «опрятный внешний вид»
Материал: куклы, расчёски, заколки.
Ход игры: воспитатель предлагает детям
причесать кукол.
Правила гигиены
Цель: закреплять культурно-гигиенические
навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание, формировать умения показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.
Ход игры: Воспитатель просит детей при
помощи мимики и жестов показать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т. д., соблюдая последовательность выполнения
данных навыков. Или воспитатель
показывает при помощи мимики и жестов,
что он делает, а дети отгадывают.
Кто я такой?
Цель: упражнять детей в умении правильно называть части тела человека, умении
различать девочек и мальчиков.
Материал: картинки с изображением
мальчика и девочки, карточки-накладки.
Ход игры: воспитатель называет какую-либо часть тела, ребёнок находит её среди карточек и кладёт её на картинку. Или воспитатель
показывает карточку, ребёнок называет нарисованную часть тела и кладёт на картинку.
Запомни движение
Цель: упражнять в умении осознавать, запоминать и воспроизводить показанные движения, развивать зрительно-моторную память, внимание.
Ход игры: воспитатель или ребёнок показывает движения. Дети должны их запомнить и воспроизвести.
МОЕ ЛИЦО
Цель: Учить познанию самого себя, своей индивидуальности. Обучать детей составлению лица человека (с использованием различных предметов). Развивать мелкую моторику рук. Закреплять понятия детей о цвете (голубые, зеленые, серые, карие глаза). Закреплять представление о частях лица; активизировать словарь: глаза, рот, губы, нос, брови. Развивать тактильные ощущения.
Материал: разноцветная тесьма, пуговицы,
палочки, пластилин, наждачная бумага, бархатная бумага, поролон.
Ход игры: Используя различные материалы,
дети составляют человека или его лицо; дают описательный рассказ о лице, его форме и т. д.
ЧИСТЫЕ РУКИ
Цель: Обучать последовательности действий процесса умывания. Активизировать словарь: мыло, мочалка, щетка, полотенце. Формировать потребности в соблюдении правил личной гигиены. Учить практическому освоению навыков здорового образа жизни.
Материал: картинки с правилами, предметами туалета, мелкие игрушки, объемные фигурки животных, предметы труда.
Ход игры:
1 – й вариант – воспитатель предлагает детям выбрать картинки, соответствующие правилу, когда надо мыть руки, и соответственно картинке найти объемные предметы.
2 – й вариант – воспитатель предлагает детям имитировать движения процесса умывания (развивается творчество и воображение).
Умею – не умею
Цель: Активизировать внимание детей на свои умения и физические возможности своего организма. Развивать исследовательскую деятельность, воспитывать чувство собственного достоинства.
Ход игры: В игре может участвовать любое количество детей (от 1 до 10). Ведущий бросает ребенку мяч и произносит: «Я умею» или «Я не умею». Ребенок, поймав мяч, должен продолжить фразу, объяснив, почему он умеет (что ему помогает) или не умеет (может ли научиться) это делать, и вернуть мяч ведущему. Например: «Я умею бегать, потому что у меня есть ноги», «Я не умею летать, потому что у меня нет крыльев».
Кто я?
Цель: расширение знания ребёнка о самом себе, своём имени, своей фамилии, возрасте.
Материал: зеркало;
Ход игры: - Расскажи, что ты знаешь о себе (имя, возраст, рост, цвет и длина волос, цвет глаз, дата рождения, девочка или мальчик).
Расскажи, на кого ты похож: на маму или папу.
Есть ли у тебя признаки, которые присутствуют у какого – либо животного, птицы?